Режиссерский анализ пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:42, практическая работа

Описание работы

Пьеса "Вишневый сад" - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II.

Работа содержит 1 файл

Режесёрский анализ пьесы_Вишнёвый сад.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

     ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

     КУЛЬТУРЫ  И ИСКУССТВА. 
 
 
 
 

     Режиссерский  анализ пьесы

     Антона  Павловича Чехова

     «Вишнёвый сад» 

     по  курсу: «История русской драматургии» 
 
 

                   Выполнила: студентка II курса

                         группа 803

                         Миненко В.С.. 
                     

                   Проверила: Лидяева С.В.  
               
               

     Набережные  Челны 2010

 

     

     Пьеса "Вишневый сад" - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов  передавал трагическое положение  людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.

     Для Чехова характерна объективная манера повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать собственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки комедия, драма или трагедия "Вишневый сад"? Зная, как Чехов не любил определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всего понемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр. 

     ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПЬЕСЫ 

     Тема:

     Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей  пьесе “Вишнёвый сад” проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.

     Действие  пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы - это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия - социально-романтическая. "Вся Россия - наш сад" - так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

     Идея:

     Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесе господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности, будничности. Подчёркивая индивидуальные положительные особенности дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что, будучи представителями паразитического класса, отживающих общественных отношений, они являются отрицательными в своих определяющих чертах.

     Чехов не был революционером. Поэтому он не сумел найти реального выхода из кризиса, в котором находилась Россия. Писатель глубоко сочувствует новым явлениям, происходящим в стране, ему ненавистен старый уклад. Продолжателями чеховских традиций стали многие писатели.

     Сверхзадача:

     “Вишневый сад” — многоплановое произведение. Чехов затронул в нем множество проблем, не потерявших актуальности и в наши дни. Но основным вопросом является, конечно, вопрос о противоречиях между старым и новым поколениями. Эти противоречия лежат в основе драматического конфликта пьесы. Уходящему миру дворян противопоставляются представители нового общества.

     Пьеса Чехова "Вишневый сад" отражает переломную эпоху - время, когда старое уже умерло, а новое еще не народилось, и  вот жизнь на какое-то мгновение  остановилась, затихла... Кто знает, быть может, это - затишье перед бурей? Никто не знает ответа, но все чего-то ждут... Точно так же ждал, вглядываясь в неизвестное, и Чехов, предчувствуя конец своей жизни, ждало и все русское общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности. Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная... Какой же будет она, эта новая жизнь?

     Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому  каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.

     По  силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый  выдающийся драматург в искусстве критического реализма.

     Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной. 

     КОМПОЗИЦИОННЫЙ  РАЗБОР ПЬЕСЫ 

 
Номер акта,

действие

 
Событийный  ряд (факт происшествий)
 
Наименование  элемента

событийного ряда

 
Наименование (компонент)

композиционной  структуры

Действие  первое Действие происходит в имении Л. А. Раневской. Любовь Андреевна, Аня, Шарлотта Ивановна с собачкой на цепочке, Яша вернулись из Парижа. Аня рассказала, что у них не осталось не копейки, что дачу около Ментоны Любовь Андреевна уже продала, у нее ничего не осталось, «едва доехали».

Лопахин сообщил, что вишневый сад продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги. И предложил свой проект: снести дом, вырубить вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи. Лопахин уехал в Харьков на три недели.

Гаев предлажил Ане отправиться в Ярославль к тётушке-графине (бабушке) просить денег чтобы заплатить проценты, поскольку она очень богата. Аня согласилась. Все отправились спать.

Исходное событие, событие завязки Экспозиция. Начинается с относительно медленного вступления. Движение первого действия довольно быстрое, бодрое, с последовательным наращиванием количества происшествий и действующих лиц, к концу первого действия мы уже знаем всех персонажей с их радостями и горестями, карты открыты и никакой «тайны» нет.
Действие  второе Действие происходит в поле, где стоит старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка. Показана любовь Дуняши к Яше.

После Гаев, Любовь Андреевна и Лопахин решали, что делать с имением и как расплачиваться с долгами. К ним позже присоединились Трофимов, Аня и Варя. Варю сосватали за Лопахина. Любовь Андреевна прохожему-попрошайке отдала одну из последних золотых монет. Все ушли кроме Ани и Трофимова. Они признались в любви друг другу и ушли к реке, что бы их не нашла Варя. Действие закончилось голосом Вари: «Аня! Аня!»

событие завязки Завязка. Действие замедленное, анданте, движение и общая тональность  приглушены, общий характер — лирическое раздумье, даже элегия, беседы, рассказы о себе. В этом действии психологически подготавливается кульминация — развиваются, усиливаются намеченные вначале построения и стремления действующих лиц, приобретающие оттенок нетерпеливости, потребности что-то решить, что-то изменить для себя.
Действие  третье Вечер. Действие происходит в гостиной. Всеобщее ожидание Лопахина и Гаева, которые должны приехать с торгов. Шарлота показала фокусы Пищику и всем остальным. Ушла. Пищик поспешил за ней. Любовь Андреевна сообщила, что Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, а этих денег не хватило даже проценты заплатить.

Ссора Трофимова  с Любовь Андреевной, после чего он, уходя, упал с лестницы. Аня смеялась. Все танцевали.

Варя выгнала  Епиходова, за то что он ничего не делал, сломал кий бильярдный ещё и перечил. Появились Лопахин и Гаев. Лопахин сообщил, что он купил их имение. Любовь Андреевна заплакала. Варя бросив ключи ушла, Анна осталась утешать маму.

Узловое событие (главное событие),Кульминационное событие Кульминация. Движение третьего действия оживлено и происходит на фоне захватывающих событий.
Действие  четвёртое Декорация первого  акта. Чувствуется пустота. Все собрались уезжать. Лопахин довольный предложил выпить на дорожку. Хотел дать Трофимову денег. Он отказался. Слышно, как вдали стучали топором по дереву. Все думали, что Фирса уже увезли в больницу. Лопахин не решился сделать предложение Варе. Любовь Андреевна и Гаев, плача, попрощались с домом и ушли. Закрыли дверь. В комнате появился больной Фирс, которого забыли. Звук лопнувшей струны и стук топора по дереву. Финальное событие Развязка. Последний акт необычен по характеру развязки. Движение его замедляется. «Эффект последовательного нарастания заменяется эффектом последовательного спада». Этот спад возвращает действие после взрыва в обычную колею... Будничное течение жизни продолжается. Чехов бросает взгляд в будущее, развязки как завершения человеческих судеб у него нет... Поэтому первый акт выглядит как эпилог, последний — как пролог ненаписанной драмы.
 

     Особенности поэтики «новой драмы». Прежде всего  Чехов разрушает «сквозное действие», ключевое событие, организующее сюжетное единство классической драмы. Однако драма при этом не рассыпается, а собирается на основе иного, внутреннего единства. Судьбы героев, при всем их различии, при всей их сюжетной самостоятельности, «рифмуются», перекликаются друг с другом и сливаются в общем «оркестровом звучании». Из множества разных, параллельно развивающихся жизней, из множества голосов различных героев вырастает единая «хоровая судьба», формируется общее всем настроение. Вот почему часто говорят о «полифоничности» чеховских драм и даже называют их «социальными фугами», проводя аналогию с музыкальной формой, где звучат и развиваются одновременно от двух до четырех музыкальных тем, мелодий.

     В драме Чехова умышленно стушевана  речевая индивидуализация языка  героев. Речь их индивидуализирована  лишь настолько, чтобы она не выпадала из общей тональности драмы. По той  же причине речь героев Чехова мелодична, напевна, поэтически напряженна: «Аня. Я спать пойду. Спокойной ночи, мама». Вслушаемся в эту фразу: перед нами ритмически организованная речь, близкая к чистому ямбу. Такую же роль играет в драмах и столь часто встречающийся ритмический повтор: «Но оказалось все равно, все равно». Эта ослабленность излюбленной у Островского речевой индивидуализации и поэтическая приподнятость языка нужны Чехову для создания общего настроения, пронизывающего от начала до конца его драму и сводящего в художественную целостность царящий на поверхности речевой разнобой и абсурд. 
 

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПЬЕСЫ

     Чеховская драма пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В ней нет счастливых людей.

     Всеобщее  неблагополучие осложняется и усиливается  ощущением всеобщего одиночества. Глухой Фирс в этом смысле — фигура символическая. Впервые появившись перед зрителями в старинной ливрее и в высокой шляпе, он проходит по сцене, что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова. Любовь Андреевна говорит ему: «Я так рада, что ты еще жив», а Фирс отвечает: «Позавчера». В сущности, этот диалог — грубая модель общения между всеми героями чеховской драмы. Дуняша в «Вишневом саде» делится с приехавшей из Парижа Аней радостным событием: «Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал», Аня же в ответ: «Я растеряла все шпильки». В драме Чехова царит особая атмосфера глухоты — глухоты психологической. Люди слишком поглощены собой, собственными делами, собственными бедами и неудачами, а потому они плохо слышат друг друга. Общение между ними с трудом переходит в диалог. При взаимной заинтересованности и доброжелательстве они никак не могут пробиться друг к другу, так как больше «разговаривают про себя и для себя». 
 
 

     Характеристика  конфликта:

     А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. Сначала мы не можем понять, почему Антон Павлович отнес свою пьесу к жанру комедии. Но перечитывая произведение, разбираясь в нем, мы все же находим поведение таких персонажей, как Гаев, Раневская, Епиходов, несколько комичным. Мы уже считаем, что в своих бедах виноваты они сами, и, может быть, осуждаем их за это. К какому же жанру относится пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад" к комедии или к трагедии? В пьесе "Вишневый сад" мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, течет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же мы чувствуем существование конфликта, но не открытого, а внутреннего, скрытого в тихой, на первый взгляд, мирной обстановке пьесы. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим их. внутреннее непонимание окружающих. Мы часто слышим от персонажей реплики невпопад; часто видим их отрешенные взгляды, они будто не слышат окружающих.

     Но  основной конфликт пьесы "Вишневый сад" состоит в непонимании  поколения поколением. Кажется, будто  в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения мечтают о своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения своей жизни, К прошлому поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс; к настоящему Лопахин, а представителями будущего поколения являются Петя Трофимов и Аня.

     Любовь  Андреевна Раневская, представительница  старого дворянства, постоянно говорит  о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду Она  живет только этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. И нам кажется смешной ее инфантильность. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о "прекрасной" старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. И поэтому Чехов осуждает их за это.

     Лопахин представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Мы не можем не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. На самом деле и Лопахин не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе. А в конце Произведения у него будто опускаются руки, и он восклицает: "Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!".

Информация о работе Режиссерский анализ пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад»