Режим национал-социалистов в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:00, доклад

Описание работы

Специфичным при фашистской пропаганде является использование скрытого завуалированного и опасного оружия против тех, кто не подчиняется ее учению. И позже массовое убийство, как виновных, так и невиновных. Террор же - это осуществление внутреннего закона движения; его главная цель - обеспечить силам природы или истории свободу в среде человечества. Именно движение отбирает врагов человечества, против которых необходим террор. Он, как исполнитель закона движения, уничтожает индивидов во имя рода, приносит в жертву часы во благо целого.

Работа содержит 1 файл

11.docx

— 61.78 Кб (Скачать)

После прихода  к власти нацисты своими парадами, смотрами довели искусство визуальной пропаганды до немыслимо высокого уровня. Масштабы этих праздников были необыкновенные: в них принимали участие сотни тысяч людей, а за тем всё это дублировалось средствами радио и кино. Целью же этих мероприятий было - не оставить ни единого человека в покое, не дать никому возможности уклониться от участия. Итоговым результатом этой массированной обработки умов являлось то, что даже глухо выражая недовольство, большинство людей вынуждены были принимать национал-социализм, как некую неизбежность.

Решение же экономических проблем Германии, по мнению Гитлера, лежало в расширении жизненного пространства для ее народа. Поэтому он выдвигал следующие задачи:

1. Вооруженные  силы Германии должны быть  способны вести военные действия  через 4 года.

2. Экономика  Германии должна быть готова  к войне через 4 года. Лакер У. Гитлер: легальный путь к власти//Российская Федерация. - 1994.

В период 1936-39 гг. контроль над немецким деловым миром был расширен и закреплён "четырёхлетним планом". Роль предпринимателей и частного капитала жестко контролировалась и была сведена к безусловному выполнению экономической программы нацистов. В конечном итоге промышленники и банкиры оказались на положении государственных служащих.

Гитлер полностью  подчинил себе собственную партию в 1934 году, а к концу 30-х годов  он сумел, опираясь на террор, пропаганду, и организацию, подчинить себе все слои общества в Германии. 

13. Тоталитаризм как  явлениие  ХХ в .

Тоталитаризм  был настоящим феноменом ХХ в., несмотря на его противоречивую природу и последствия существования тоталитарных режимов в странах Европы. Стремление к утопии, идеальному государству, раю на Земле всегда были характерны человеку, а для достижения заветной цели люди нередко были готовы отдать всё и пойти на любые жертвы. Поэтому формирование тоталитарных идей продолжалось в течение всей истории человечества, начиная с модели совершенного государства Платона, трудов социалистов-утопистов (Т. Мора и Т. Кампанеллы) и заканчивая идеями К. Маркса, Ф. Энгельса и Ницше.

          Только в XX в. возникли предпосылки  и условия формирования тоталитаризма.  Так условиями возникновения нового режима стали: переход к империализму и обострение противоречий между классами, развитие средств массовой информации и коммуникации, возникновение кризисной ситуации в политике и экономике, требующей смены существующего режима. Предпосылками тоталитаризма явились: появление тоталитарного индивида и массового общества, установление господства идеи над действительностью, маргинализация общества. Главной причиной для возникновения тоталитарного режима является природа человека, сущность его внутреннего мира, стремление одних к абсолютной власти, а других — к идеальному государству всеобщего счастья. Но люди всегда отказывались понять, что совершенное государство нельзя построить из несовершенных людей, а абсолютная власть не может оставаться вечной. Возможность возникновения тоталитаризма, тенденция к нему заложена, прежде всего, в народе, в характере нации. А уж потом, как всегда, находятся эгоистические группы, ставящие под свой контроль тенденции общества.

          Исследователи тоталитаризма отмечают, что он никогда не встречался  в чистом виде, а всегда являлся  либо целью, либо тенденцией, в  зависимости от особенностей  тоталитарного режима в конкретном  государстве. Поэтому существовавшие  тоталитарные режимы имели как  ряд общих черт, так и множество  национальных особенностей.

          Значение тоталитаризма велико  как для всего человечества  в целом, так и для отдельных  стран в частности. Наверное, не  было уголка на нашей планете,  который бы не затронула коллосальная по своему масштабу, жестокости и числу жертв Вторая мировая война, явившаяся по сути столкновением двух тоталитарных режимов в СССР и Германии и их союзников. Тоталитаризм в СССР оставил нам в наследство разросшийся бюрократический аппарат, гипертрофированный военно-промышленный комплекс, менталитет “советского человека” и победу во Второй мировой войне.

          Нельзя считать тоталитарный  режим абсолютно негативным явлением  в истории. Несмотря на то, что тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в “винтик” на основе психофизической инженерии и уничтожения морали; он доказал, что масса людей, движимая единой идеей, способна на великие подвиги или на великие злодеяния, нужно только направить их в нужное русло. Само по себе объединение нации общей идеей, идейное признание, легитимация власти есть явление совершенно здоровое и необходимое для нормального бытия государства.

          Сторонники модерн-либерализма полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма является экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами. А известная русская писательница Е. П. Блаватская говорила: “Сделайте так, чтобы люди почувствовали и распознали в глубине своего сердца, в чем состоит их истинный, настоящий долг по отношению ко всем людям — и любое старое злоупотребление силой, любой несправедливый закон в национальной политике, основанный на человеческом, социальном и политическом эгоизме, исчезнет сам собой”.

13. 1. Основные черты тоталитаризма

          Темин “тоталитаризм” происходит от латинских слов “totalitas” — полнота и “totalis” — весь, целый, полный. Понятие “тоталитаризм” пришло в философско-политический лексикон XX в. из работ философа Дж. Джентиле в 1926 г., а в политику его ввёл вождь фашистской партии Италии Б. Муссолини. В статье Муссолини “Доктрина фашизма” (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан.

          Большинство исследователей тоталитарных  режимов сходятся на том, что  под тоталитаризмом следует понимать  политическую практику, при которой  руководство страны пытается  подчинить весь уклад жизни  людей одной безраздельно господствующей  идее и организовать систему  политической власти так, чтобы  она способствовала реализации  этой идеи. При тоталитаризме  в обществе господствует, как  правило, одна утопическая идеология,  которая способна на конкретном  историческом отрезке времени  стать безусловно доминирующей, объединяющей силой и привести в движение целые народы. Эта идея захватывает все стороны бытия и претендует на власть даже в сфере частной жизни личности.

          Организация тоталитарной власти  имеет иерархический характер: вверху  пирамиды находится вождь, обладающий  абсолютной, ничем не ограниченной  властью; внизу — массы, столь  же абсолютно ему подвластные.  Верхний и нижний уровни в  структуре тоталитарной власти  взаимосвязаны и взаимно необходимы  друг для друга. Низы во многом  определяли фигуры вождей и  их мышление. Происходила как  бы взаимная манипуляция. 

          Тоталитарное общество, с одной  стороны, является бесструктурным, поскольку распылены все референтные группы, разрушены горизонтальные связи между людьми, народ превращен в аморфную массу атомизированных индивидов; с другой стороны, общество является одновременно и сверхструктурированным, ибо все или почти все индивиды входят в какую-либо официальную общественную организацию. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти.

          В тоталитарном режиме все  без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной  универсальной цели: тысячелетнего  рейха, коммунистического царства  всеобщего счастья и т.д. Тоталитаризму  присуще коллективно–механическое  мировоззрение, рассматривающее  государство, как отлаженный работающий  механизм. Сталин впрямую использовал  эту аналогию, говоря: “Все мы  — винтики одной машины”. Из  чего, в свою очередь, был сделан  логический вывод: “У нас незаменимых  нет”, — который и подвел черту под представлениями о значении индивида в тоталитарном государстве.

          Тоталитарная идеология имеет  мало общего с какими-либо взглядами  или убеждениями, прежде всего  она является инструментом манипуляции  массами и укрепления власти  над ними политократии. В одной из своих речей Муссолини следующим образом выразил отношение тоталитарного лидера и тоталитарной элиты к пропагандируемой ими идеологии: “Мы создали миф; миф — это вера, благородный энтузиазм, он не должен быть реальностью, он — импульс и надежда, вера и мужество”. Реальные же действия партийных бюрократов диктуются, как правило, не официальной идеологией, а желанием консолидировать и расширить свою власть. Поэтому в тоталитарном обществе присутствуют как бы две идеологии. Одна система ценностей существует для политической бюрократии, а другая — для остального населения.

          Н. Бердяев говорил, что тоталитарное  государство, напоминает многими  своими чертами теократию, оно  есть “обратная теократия”. При  тоталитарном режиме — как  и в исторических теократиях  — диктатор является одновременно  и первосвященником, имеющим монопольное  право на истолкование партийной  доктрины и “священных текстов”, то есть он соединяет в одних  руках и светскую и “духовную”  власть.

          Таким образом, тоталитарный режим  характеризуется слиянием трёх  ветвей власти в руках одной  правящей партии, господством одной  государственной идеологии во  всех сферах жизни и использованием  всех средств для достижения определённой цели. Но исследователи “тоталитаризма” вынуждены отметить, что он никогда не встречался в чистом виде, а всегда являлся либо целью, либо тенденцией, в зависимости от особенностей тоталитарного режима в конкретном государстве. 

16.Режим Ф. Франко в Испании.

 Фашистский  режим в Испании. Испания в начале XX в.: полуабсолютистская монархия Альфонса XIII, диктатура Примо де Ривера, установление республики. Обострение политической борьбы в Испании в 30-е годы: «черное двухлетие» 1933-1936гг., победа Народного фронта на парламентских выборах в феврале 1936г. Гибель демократии по обе стороны фронта: превращение Испанской республики в просоветское тоталитарное государство и установление военно-фашистской диктатуры на территории, контролируемой мятежниками. Особенности испанского фашизма: установление режима личной власти Ф. Франко, а не фашистской или военной диктатуры классического образца; сильное влияние церкви. Три этапа франкистской диктатуры: военно-тоталитарная диктатура 1936-1945гг., фалангистско-католическое государство 1945-1955гг., господство бюрократии 1955-1975гг. Особенности первого этапа диктатуры Франко: большее количество фашистских элементов, наивысший за все годы франкизма размах репрессий, создание государства фашисткого типа, жесточайший контроль за нравственностью.

 С помощью  Муссолини и Гитлера в 1939 г. был установлен фашистский режим в Испании, но его формирование было более долгим и сложным, чем в Италии и Германии.

 В отличие  от этих двух стран в Испании не было опыта демократии. В начале XX в. здесь господствовали авторитарные режимы, - сначала полуабсолютистская монархия короля Альфонса XIII, затем-военная диктатура генерала Примо де Ривера (1923-1930 гг.). Диктатор разогнал кортесы (испанский парламент), распустил все партии и установил власть военной хунты, копируя фашистскую Италию. Испанская монархия стала такой же декоративной, как в Италии (не случайно Альфонс XIII называл Примо де Ривера “мой Муссолини»), были созданы корпорации итальянского образца и т.д.

 В январе 1930 г. Примо де Ривера отказался от власти и эмигрировал. В апреле 1931 г. в результате революции пала испанская монархия (Альфонс XIII бежал во Францию и умер там в 1941 г.), и была провозглашена республика. Её конституция, принята в декабре 1931 г., провозгласила Испания «демократической республикой трудящихся всех классов», закрепила демократические свободы (равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, печати, собраний, союзов и т.д.), лишила католицизм статуса государственной религии и отделила церковь от государства, закрепила всеобщее избирательное право, в том числе для женщин. Каталония стала автономной областью. Таким образом, авторитаризм сменился в Испании демократией, но ее победа в 30-е гг. не была окончательной, т.к. началась затяжная борьба левых и правых сил.

 В ноябре 1933 г. на парламентских выборах победил блок правых партий и началось «черное двухлетие» (ноябрь 1933 г. – февраль 1936 г.), когда были ликвидированы практически все демократические завоевания начала 30-х гг., и наступил период реакции. Была свернута аграрная реформа, снижена зарплата сельскохозяйственных рабочих, жестоко подавлены рабочие восстания в октябре 1934 г. (только в г. Овьедо в Астурии были расстреляны 2 тыс. рабочих).

 В феврале  1936 г. в наступление перешли левые. После победы на выборах в кортесы испанского Народного фронта (в него входили социалисты, коммунисты, троцкисты и ряд других левых организаций) было сформировано его правительство, которое провело ряд демократических реформ (освобождение политических заключенных, восстановление ликвидированной правыми каталонской автономии, аграрную реформу и др.). В ответ правые силы (реакционная военщина, ультраправые партии и организации и др.) начали мятеж против Испанской республики (июль 1936 г.), который привел к гражданской войне 1936-1939 гг. В результате с демократией было покончено по обе стороны фронта.

Информация о работе Режим национал-социалистов в Германии