Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:44, реферат
К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.
Крупная буржуазия у власти
Декларация прав человека и гражданина
Конституция 1791 года
Установление якобинской диктатуры
Декларация прав человека и гражданина 1793 года
Якобинская конституция 1793 года
Революционное правительство
Термидорианская реакция
В конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.
Вместе с тем конституция так же, как и декларация, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний. Установление якобинской диктатуры. Конституция 1791 года действовала недолго: после нового восстания в Париже 10 августа 1792 г. власть во Франции перешла в руки средних слоев торговой и промышленной буржуазии. Под давлением масс было уничтожено различие между активными и пассивными гражданами и проведены выборы в Национальный конвент. 20 сентября 1792 г. начал
работу Национальный конвент.
В нем были две значительные
политические группировки: Военная опасность, тяжелое
экономическое положение масс, нежелание
жирондистов принять После изгнания жирондистов из Конвента начался в истории французской революции период, который называется якобинской диктатурой (с 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.). Именно в этот период Конвент был диктатурой низов, т. е. самых низших слоев городской и сельской бедноты 1. 24 июня 1793 г. Конвент принял
новую конституцию, которой Декларация прав человека и гражданина 1793 года. Новая декларация прежде всего провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Декларация дает определение собственности как права каждого гражданина пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами труда и промысла (ст. 16). Декларация допускает свободу собраний и более определенно говорит о свободе совести (ст. 7), но умалчивает о свободе союзов. Очень важным является провозглашение права граждан заниматься любым трудом, промыслом и торговлей. Новым было в декларации право коллективных петиции, «которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено». Декларация признает за народом и даже отдельной частью общества право сопротивления угнетению, называя священным право и даже обязанность народа и каждой его части на восстание, когда правительство нарушает права народа (ст.ст. 33, 34, 35). Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан. Повторяются положения декларации 1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объявляется тираническим, и само придание закону обратной силы считается преступлением (ст. 14). Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, и, граждане, против которых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопротивление силой. Декларация дает более
подробное определение преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными. Новая декларация более радикальна по своему характеру. Но и она остается буржуазной по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса буржуазии. Якобинская конституция 1793 года. Радикальный характер имеет и конституция 1793 года. Она провозглашает, что по форме правления Франция является республикой, а по форме государственного устройства она едина и неделима, т. е. |
представляет собой унитарное
государство. Конституция отвергла
жирондистскую идею об изменении
административного деления
Законодательная власть принадлежит законодательному корпусу, работающему постоянно. При определении функций этого органа проводится различие между законами как актами, заключающими в себе общие нормы, и декретами—распоряжениями, касающимися отдельных случаев и лиц. Правда, это различие проведено недостаточно последовательно, так как ратификация договоров, например, отнесена к декретам, а объявление войны называется законом.
Как и в конституции 1791
года, члены законодательного корпуса
пользуются депутатской
Исполнительная власть принадлежит исполнительному совету в составе 24 членов, избираемых законодательным корпусом. На исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдение за ним. Он может действовать только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.
Конституция устанавливает выборность местных органов власти.
Избирательное право по новой
конституции более
Провозглашается, что французский народ есть «друг и естественный союзник свободных народов»: он не вмешивается в управление других народов и не потерпит, чтобы вмешивались в его дела.
Конституция 1793 года представляет
собой законодательное
ляется наиболее демократичной из всех конституций французской буржуазной революции, хотя этот демократизм был все же урезанным.
Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Вандее и других местах) побудили Конвент отсрочить введение в действие конституции до заключения мира.
Революционное правительство. Во Франции сложилась система управления, которая получила название революционного правительства. Декрет об организации временного революционного правительства был издан Конвентом 4 декабря 1793 г. Но еще до этого Конвент отказался от принципа разделения властей и сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти, которая осуществлялась через ряд его собственных комиссий и комитетов. Особое значение приобрели комитет общественного спасения и комитет общественной безопасности.
Декрет об учреждении комитета общественного спасения был издан Конвентом 6 апреля 1793 г. после измены командующего Северной армией генерала Дюмурье. Комитет состоял из девяти членов, избираемых поименным голосованием в Конвенте. Он должен был осуществлять наблюдение за всеми органами исполнительной власти, генералами и всеми учреждениями, принимать меры по внутренней и внешней обороне. 26 июля 1793 г. комитет получил право производить аресты, а в дальнейшем его полномочия еще больше расширились. Он составлял списки кандидатов в другие комитеты, подписывал верительные грамоты посланникам, определял их полномочия и даже имел право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами. Руководил комитетом Робеспьер. Комитет общественного спасения сыграл огромную роль в системе якобинской диктатуры, в проведении всех ее революционных мероприятий и особенно в борьбе с европейской коалицией.
Комитет общественной безопасности окончательно сформировался в октябре 1793 года после долгой борьбы между жирондистами и монтаньярами.К этому времени он стал оплотом монтаньяров. В обязанности комитета входила непосредственная борьба с контрреволюционерами и всеми, кто нарушал общественный порядок. Он имел право производить аресты лиц, заподозренных в контрреволюционной деятельности.
Весьма важным орудием якобинской диктатуры был революционный трибунал, структуру которого окончательно установил декрет Конвента от 10 июня 1794 г.
Трибуналу были подсудны дела о врагах народа, т. е. контрреволюционерах, изменниках, спекулянтах и др. Наказанием за преступления, подлежавшие ведению трибунала, была только смертная казнь. Руководством для вынесения приговора служила совесть присяжных. Обвиняемый, за некоторыми исключениями, допрашивался в открытом заседании. Все показания, как правило, давались устно. Если имелось достаточное количество доказательств, то свидетели не заслушивались. Предавать суду революционного трибунала имели право только Конвент, комитет общественного спасения, народные представители, комиссары Конвента и общественный обвинитель Конвента.
Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномочиями в департаменты и армию, а также муниципалитеты, народные общества и революционные комитеты.
Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом. Муниципалитеты были главнейшей опорой Конвента на местах. К ним даже отошла часть функций генеральных советов департаментов.
Народные общества представляли собой отделения якобинского клуба. По всей Франции их было 44 тысячи. Они помогали комиссарам в чистке администрации и выдвигали должностных лиц из своей среды. В каждой городской коммуне местным населением выбирался революционный комитет. На его обязанности лежало постоянное наблюдение за всеми врагами революции, священниками, агентами эмигрантов, иностранными шпионами, бывшими дворянами, жирондистами и пр. Революционные комитеты составляли списки подозрительных граждан, подлежащих аресту.
Конвент произвел коренную
реорганизацию армии, которая состояла
из добровольцев и регулярных частей.
С февраля 1793 года добровольчество
комбинировалось с
В декрете 14 августа 1793 г. о
массовом наборе добровольцы уже
не упоминались. В первую очередь
призывались холостяки и
Комитет общественного спасения произвел чистку командного состава и вместо генералов-дворян, которым солдаты не доверяли, поставил новых людей. Командующие армиями назначались комитетом общественного спасения и утверждались Конвентом. В армии велась политическая работа, которая возлагалась на особых комиссаров, назначаемых Конвентом из числа депутатов. Комиссары обладали чрезвычайными полномочиями. Они могли производить в районе военных действий реквизиции и принудительные займы у богатых граждан, временно отрешать от должности гражданских чиновников и смещать командный состав.
Революционное правительство сумело, опираясь на народные массы, мобилизовать громадные материальные ресурсы и организовать тыл для победы на фронте.
Термидорианская реакция. 27 июля 1794 г. противники якобинской диктатуры, выражавшие интересы «новых богачей», новых слоев крупной буржуазии, совершили государственный переворот, известный под названием переворота 9 термидора.
Основной причиной переворота было то, что для буржуазии и крестьянства революция выполнила свои задачи. Слабость и неорганизованность рабочего класса и других беднейших слоев населения, раскол среди якобинцев создали благоприятные условия для переворота в пользу крупной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции.
После расправы над якобинцами
представители крупной
Из этой конституции было
изъято все, что напоминало о политическом
и экономическом равенстве. Избирательное
право вновь становилось цензовым. Законодательная
власть принадлежала законодательному
корпусу, состоявшему из двух палат—совета
пятисот и совета старейшин (250 депутатов).
Исполнительная власть вручалась пяти
директорам (директория), кандидатуры
которых представлялись советом пятисот
в совет старейшин, где и происходило их
избрание.
ЛИТЕРАТУРА:
1. К.Г. Федоров, «История государства и права зарубежных стран», Лен. 1977
2. «Всеобщая история государства и права», под ред. К.И. Батыра, Москва, 1993
3. З.М. Черниловский, «Всеобщая история государства и права», Москва 1995
4. «История государства и права зарубежных стран», том 1, под ред. П.Н. Галанзы, Москва 1994
5. З.М. Черниловский, «Всеобщая история государства и права», Москва 1983, изд. 2