Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:44, реферат
К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.
Крупная буржуазия у власти
Декларация прав человека и гражданина
Конституция 1791 года
Установление якобинской диктатуры
Декларация прав человека и гражданина 1793 года
Якобинская конституция 1793 года
Революционное правительство
Термидорианская реакция
ПЛАН:
Крупная буржуазия у власти
Декларация прав человека и гражданина
Конституция 1791 года
Установление якобинской диктатуры
Декларация прав человека и гражданина 1793 года
Якобинская конституция 1793 года
Революционное правительство
Термидорианская реакция
1. ОБРАЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Крупная буржуазия у власти. К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.
В 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством. Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 года.
В открывшихся 5 мая 1789 г. Генеральных штатах количество представителей третьего сословия было равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгляды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия решилась «перерезать канат» и 17 июня объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».
Решающим моментом в развитии
событий было восстание трудящихся
масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся
началом революции. Оно укрепило
позиции национального
которое стало называть себя учредительным — Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.
Характеризуя восходящую
линию французской революции XVIII
века, К. Маркс писал, что «за господством конституци
На первом этапе революции (с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г.) буржуазия в лице конституционалистов (в учредительном собрании—партия «центра»2) идет на компромисс с дворянством и сохраняет монархию. Взгляды этой партии и нашли свое отражение в первых конституционных документах Франции: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года и конституции 1791 года. В этих документах учредительное собрание выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.
Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.
Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.
В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание.
Свобода определяется в декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4). Свободное выражение мыслей устно и письменно—«драгоценней шее из прав человека»—и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.
В декларации провозглашается принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Законом воспрещены действия, вредные для общества. «Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5).
В определении закона видно влияние Руссо. Закон определяется как «выражение общей воли» (ст. 6). Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной. Та же статья требует равенства всех перед законом как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает.
Из представления о законе, как выражении общей воли, вытекает, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании, что всем гражданам должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их способностями и добродетелями. От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право.
В ст. 8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежащее примененного и обнародованного до совершения преступления.
Существенное значение имеют ст.ст. 5 и 8, содержащие принцип «nulum crimen, nulla poena sine lege», согласно которому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в строгом соответствии с законом. Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы.
Прогрессивный характер имеют также принципы, провозглашенные в ст.ст. 7 и 9 и позднее положенные в основу уголовного судопроизводства: неприкосновенность личности и недопустимость привлечения к ответственности, задержания и заключения иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдем форм, предписанных законом. В ст. 9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным.
В декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отрицали законность абсолютной монархии. Так, ст. 3 гласила: «Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». Статья 15 устанавливала, что должностные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед обществом. В ст. 16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей форме: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму. Наконец, декларация требует
раскладки налогов Все эти демократические и прогрессивные принципы декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии. В то же время классовый характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная общественная необходимость такого акта и то при условии «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17). В декларации ни слова не
говорится о фактическом мнению, индивидуальную свободу. Эти настроения и идеи были впоследствии ярко выражены в законе Ле-Шапелье от 14 июня 1791 г., воспретившем всякие союзы (как рабочих, так и предпринимателей), но по существу направленном только против рабочих. Наконец, декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, т. е. обходит молчанием один из коренных вопросов революции. Конституция 1791 года. Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти ей Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы |
Во введении торжественно
подтверждаются начала «Декларации
прав человека и гражданина». Отменяются
наследственые и сословные
В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует: 1) свободу передвижения;
свободу слова и печати без предварительной цензуры; 3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому .принадлежит гражданин; 4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия; 5) свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами. Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.
Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.
В конституции были указаны условия, при которых допускались задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил
Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв».
Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.
Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.
Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент—на дистрикты, а каждый дистрикт—на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.
Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть—королю и назначаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.
По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.
Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышеный ценз.
Депутаты избранные по
департаментам считались
Избирательное право, установленное
конституцией, было откровенным выражением
интересов крупной буржуазии
и резко расходилось с
Регулируя взаимоотношения
законодательной и
Правосудие, по конституции,
должно отправляться судьями, избираемыми
народом и утверждаемыми
Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.
Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.
В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится о том, что конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. на порабощенные колониальные народы.