Революция Мэйдзи в Японии, её результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Важную роль в процессе перехода Японии от феодализма к капитализму сыграли события 1868 – 1912г.г., получившие название «революция (реставрация) Мэйдзи» (в переводе Мэйдзи – «просвещенное правление»). В политическом плане они привели к свержению феодальной надстройки – власти сёгуната Токугава, и установлению новой системы политической власти – централизованного государства абсолютистского типа во главе с императором. В социально-экономическом плане смысл их заключался в создании необходимых предпосылок для развития капитализма, превращения формирующихся капиталистических отношений в формационный уклад.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1.Предпосылки революции ……………………………………………………..4
2.Ход революции………………………………………………………………... 6
3.Результаты революции………………………………………………………... 8
3.1.Конституция 1889 г. ………………………………………………………...11
3.2.Аграрная реформа…………………………………………………………...13
3.3.Судебная реформа…………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………… 19
Список использованных источников…………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Революция.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

В общем русле  революционных преобразований проходила  и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывшая двери для достижений западной науки. Открывались новые школы западного образца. Иностранные специалисты приезжали в страну для обучения своих японских коллег. Правительству Мэйдзи в этой сфере пришлось решать сложную задачу. С одной стороны, для него было очевидно, что без модернизации японской школы, образования по западному образцу, решить задачу создания богатого, сильного государства невозможно, с другой — чрезмерное увлечение западными науками и идеями было чревато потерей самобытной культуры, распадом целостности сложившейся японской нации, укреплением иностранных позиций в стране. Поэтому правительство устанавливало жесткие сроки пребывания иностранцев в Японии и наблюдало за тем, чтобы они своевременно её покидали.

Произошли также  изменения в идеологической сфере. Государственной религией вместо буддизма был объявлен синтоизм, который сохранил культ старинного божества – богини Солнца, ввел культ Тэнно как воплощение высших небесных сил. Это должно было утверждать, что поселившееся в Японии божество небесных тел есть свидетельство о превосходстве японцев над всем человечеством.

Правительство Японии поощряло частное предпринимательство. Одним из девизов в его поддержку был: «Развивать промышленность и способствовать предпринимательству». Как только предприятия начинали функционировать удовлетворительно, правительство продавало их зачастую себе в убыток частным компаниям и корпорациям.

В ходе реформ западные технологии и западные формы организации  производства приспосабливались к  национальным условиям и сложившимся  традициям. В экономической политике действовало правило: «японский дух и европейские знания». В это время в Японии существовало большое количество мелких и мельчайших предприятий. Но большее значение имели отрасли тяжелой промышленности, такие как металлургия, машиностроение, работавшие в интересах армии. Тяжелая промышленность развивалась в условиях интенсивного субсидирования и высоких протекционистских тарифов, так как неравноправные договора потеряли силу в 1898г. 

Также произошли  изменения и в традиционной японской текстильной промышленности, основанной на местном сырье: шелковое и хлопчатобумажное производство.  Хлопчатобумажное производство было уничтожено западной, преимущественно  британской, конкуренцией, производившей  товар машинным способом. Производство же шелка наоборот развивалось, и в 1900г. торговля шелковыми тканями приносила почти 10% экспортной выручки. Также важным товаром экспорта был чай, который в первые годы Мэйдзи занимал в структуре экспорта такое же место, как и шелк.

Но наиболее важными и значимыми реформами для дальнейшего развитии Японии были аграрная реформа, судебная реформа и введение Конституции в 1889 г. 
 
 

3.1.Конституция 1889 г.

Новая Конституция (“Конституции великой Японской империи”), представляла собой умелое переложение  принципов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего прусской Конституции 1850 г.).

Согласно ст. 1, в Японской империи царствует  и ею правит император, принадлежащий  к “единственной и непрерывной  во веки веков” династии. Особа императора, в соответствии с “божественным” законом, объявлялась “священной и  неприкосновенной”. Император как  глава государства имел право  объявлять войну и мир, заключать  договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная  власть, согласно Конституции, также  вверялась “императору и парламенту” (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 конституции императорские  указы, изданные в случае “настоятельной необходимости поддержания общественного  порядка”, во время перерывов в  работе парламента имели силу закона. Эти указы и появлялись, как  правило, во время парламентских  каникул, которые длились 9 месяцев  в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Император обладал  полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-

президента (премьера) и  по  его  представлению  всех  остальных  министров.

Кабинет министров  нес  ответственность  только  перед  императором. Император обладал  полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-

президента (премьера) и  по  его  представлению  всех  остальных  министров.

Кабинет министров  нес  ответственность  только  перед  императором.

Император обладал  полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-

президента (премьера) и  по  его  представлению  всех  остальных  министров.

Кабинет министров  нес ответственность  только  перед  императором.

Конституция  не  упразднила  деятельность  совещательных  органов  при

императоре.   К   их   числу   относились:   "тайный   совет",   "генро"   -

внеконституционный  совещательный   орган   при   императоре;   министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов  и др. Тайному совету было передано   рассмотрение  важнейших государственных   дел. Правительство советовалось с  ним по  всем  важным  вопросам  политики;  от него исходило одобрение  императорских указов  о  назначениях; он имел право толкования конституции.

Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги и нести военную  службу), которые отождествлялись  с их долгом перед “божественным” императором. Среди прав и свобод японских подданных названы свобода  выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались  в “установленных законом пределах”.

Сугубо формальный характер этих прав и свобод особенно ярко проявился в отношении свободы  вероисповедания, затрагивающей самую  чувствительную сторону японского  мировоззрения. Требование отделения  религии от государства, признания  свободы вероисповедания все  настойчивее стали звучать еще  в период, предшествующий принятию конституции, по мере того, как идеи свободы и равенства овладевали умами наиболее образованных слоев  общества. Под влиянием этих требований в 1877 г. было ликвидировано Министерство религиозного образования.

Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится

к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает  "либеральная  партия".  В

1898  г.  императорское   правительство,  умудренное  опытом парламентского правления, решило превратить дзиюто в полуправительственную партию.  В  1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация  политических  друзей"). Членами ее  могли  стать  депутаты  парламента,  чиновники  местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ  с  капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых  превышает  100  тыс. иен, адвокаты, крупные  налогоплательщики.  Покровителем  партии  становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи". Интересы другого крупного концерна  -  "Мицубиси"  -  выражала  партия минсейто ("партия народной политики").

Конституция 1889г. стала определенным шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Вместе с утверждением представительного органа, провозглашением  буржуазно-демократических прав и  свобод она способствовала становлению  фактически новой переходной формы  японского государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой в последующие десятилетия не только истреблялись феодальные пережитки, но и происходило стремительное развитие японского капитализма. 

3.2.Аграрная реформа

Аграрная реформа, проведенная в 1872–1873 гг., играла важную роль в дальнейшем развитии страны и имела далеко идущие социальные последствия.

 С реформой  аграрных  отношений  в  первую очередь связаны  такие  мероприятия  правительства,  как  отмена  феодальной зависимости крестьян, феодальной собственностью на землю,  введение  свободы выбора возделываемых культур и,  наконец,  реформа  поземельного  налога.  В сочетании с изменением классового характера власти (хотя и  не  радикальным) одних  этих  преобразований  достаточно,  чтобы  признать   события   Мэйдзи буржуазной революцией.

Осуществление этих мер привело к утверждению  частной собственности на  землю с правом ее купли и продажи, что расширило  возможность  мобилизации  земли. Отмена феодальной собственности и феодальных повинностей,  каковые  являлись правовой основой изъятия земельной ренты, бывшей главным  доходом  правящего класса, потребовала установления новой правовой  системы,  соответствовавшей капиталистическому  способу  эксплуатации.   Главным   источником   создания материальных   ценностей    в    государстве    было    сельскохозяйственное производство, и это придавало аграрному законодательству особое значение.

      Правовую основу новым аграрным  отношениям  дала  реформа   поземельного налога. Непосредственной  причиной  введения  поземельного  налога  послужила потребность  нового  правительства  в  источниках  дохода  для   обеспечения государственного бюджета. Феодальная  рента-налог  в  существовавшей  прежде форме  была  ликвидирована  вместе   с   феодальным   правом.   Единственным возможным стабильным источником доходов для государственных  нужд  мог  быть только  поземельный  налог.  Однако  для  его   введения   было   необходимо юридически точное определение права собственности на все земли. Причем  речь могла идти лишь о частной собственности.

      При этом в числе прочих  встало два важных вопроса:  об оформлении  прав

собственности на землю  и о размере поземельного налога.  Обе  эти  проблемы

на первых  порах  были  решены  посредством  выдачи  удостоверений  о  праве

собственности  на  землю  (тикэн).  Это  мероприятие  имело  очень   большое

значение.  По  существу,  оно  закрепило  сложившееся  положение  в  области

фактического  владения  землей.  Эти  мероприятия  по  времени   совпали   с

мероприятиями по ликвидации феодальной системы землепользования.

      25 декабря 1871 г. был издан   указ  об  упразднении  категории   земель

самураев и  феодалов  (букэдзи)  и  земель  горожан  (тёдзи)  на  территории

префектуры Токио, о выдаче на них тикэн  и  об  уплате  с  них  поземельного

налога. Токио  был избран как начальный пункт  выдачи тикэн. В январе 1872  г.

министерство  финансов опубликовало положение относительно  выдачи  тикэн  на указанные земли в префектуре Токио и уплаты с  них  поземельного  налога.  В том же месяце было опубликовано  распоряжение  относительно распространения указанного положения на все остальные префектуры. 15 февраля 1872 г.  Указом дадзёкан   (правительства)   было    отменено запрещение    купли-продажи обрабатываемой земли.

      В течение более чем полугода, по июль 1872 г.  была  завершена   выдача

тикэн. Тикэн  стали на  некоторое  время  единственным  свидетельством  права

собственности на землю. Документы на  владение  землей  были  выданы  прежде всего «новым помещикам» («синдзунуси» или просто «дзинуси»).  Тикэн  получил тот, кто смог доказать, что он является фактическим владельцем земли.  Иначе говоря,  те,  кому  крестьяне  сдавали  свою  землю  в   заклад,   оказались владельцами  земли,  а  заложившие  землю  крестьяне   превращались   в   ее арендаторов. Кроме того, и до  реформы  производились  различные  сделки  по купле и продаже земли,  и  документы,  удостоверявшие  эти  сделки,  служили доказательством признания права собственности на нее. Существовали и  другие формы отчуждения  крестьянской  земли,  которая  превращалась  в  арендуемую землю.

      В апреле 1873 г. было опубликовано  положение  о  реформе   поземельного

налога, которое  приобрело силу закона (тисо кайсэй дзёрэй).  В  соответствии

с положением о  реформе поземельного налога были введены  важные изменения  не только в сам поземельный налог (т. е. в существовавшую  ренту-налог),  но  и во  всю  систему  эксплуатации  крестьянства.  Обложению  налогом  подлежали земли, на которые были  выданы  тикэн.  В  отличие  от  прежнего  обложения, которое производилось с объема урожая  риса,  размер  налога  определялся  в соответствии с ценой земли.

       В  ходе  проведения  реформы   поземельного  налога  были   составлены

кадастровые книги, в которые были внесены имена  землевладельцев, качество  и цена их земли.

      Начиная с 1873 г. было проведено  общенациональное обследование  земель

Информация о работе Революция Мэйдзи в Японии, её результаты