Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 16:04, реферат
Религия и церковь в Русской истории от Рюрика до наших дней
Раннее существовали 4 патриархии:
александрийская, антиохийская, иерусалимская, константинопольская (в нее входила Московская митрополия).
В эпоху Смутного времени ( XVIIв.) церковь принимала активное участие в политических событиях. Она была одной из организующих сил в борьбе против польских и шведских захватчиков, что подняло ее авторитет.
Но в то же время в этот период времени часть церковнослужителей не пользуются авторитетом и доверием граждан, т.к. многие из священников неграмотные, слабо представляли себе то, что они проповедают и с какой целью. Утрате авторитета церкви способствовало и отсутствие единообразного богослужения, множество разночтений и ошибок в древних книгах. Все это привело к необходимости церковной реформы.
Патриарх Никон провел в церкви ряд реформ, направленных на ее укрепление. Были введены новые обряды (стали креститься не двумя, а тремя пальцами – трехперстие), произошла замена некоторых икон, богослужебные книги были приведены к единообразию и сверены с греческими образцами.
Реформы привели к укреплению централизации церкви и к исправлению ее нравов. Однако часть духовенства и примкнувшие к ним миряне оказали сопротивление нововведениям, появляется течение так называемых «Старообрядцев». В русской церкви возник раскол. К раскольникам примкнули многие крестьяне, казаки, посадские люди, часть дворянства. Под предлогом борьбы за сохранение старой веры они стали выходить из подчинения официальной церкви, стали уходить в леса и там основывали свои общины-скиты. Официальная церковь повела решительную борьбу со старообрядцами.
Справка: Еще в XIVв. в Русской церкви появились первые еретические учения: порицавшие монашество, «стригольники», «жидовствующие».
В XVII в. Православная церковь представляет широкую разветвленную организацию: 15 тысяч церквей, 650 монастырей.
Серьезные
изменения произошли в
В XVIIIв. Активно развивалась миссионерская деятельность Русской православной церкви. Сибирь, населенная многочисленными племенами, представляла широкое поле для миссионеров церкви. Среди проповедников следует назвать Тобольского митрополита Филофея Лещинского, епископа Иркутского святого Иннокентия и др. В 1745г. Синод отправил на Кавказ миссию архимадрита Пахомия, который в течение нескольких лет обратил в христианство более 2 тысяч человек.
В XIX в. положение Русской церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Главные и самые важные статьи петровского «Духовного регламента» были включены в Свод законов Российской Империи.
Со времен Петра I наблюдалось тесное сращивание церкви и государственного аппарата, однако окончательного слияния не произошло, церковь осталась обособленной частью государственной машины.
К концу XIXв. Церковное влияние в народной среде стало падать, сама церковь будучи зависимой от государства, вступила в полосу кризиса. Наиболее жгучие социальные вопросы своего времени церковь старалась обходить стороной, ставка делается по прежнему на патриархальное крестьянство, массовые проповеди среди рабочих отсутствуют, многие священники ведут неподабаемый образ жизни, ставя во главу угла прежде всего наживу.
С падением авторитета церкви общество все больше и больше утрачивало стабилизирующий фактор.
Вместе с тем к 1917г. в России имелось: 78 тысяч соборов, церквей, часовен. 120 тысяч служителей культа, функционируют 478 муж и 547 жен монастырей (более 90 тысяч человек), кадры священнослужителей и церковных администраторов готовят в 57 семинариях (23 тысячи чел) и в 4-х духовных академиях (1 тысяча чел).
15
августа 1917г. в Москве начал
свою работу Всероссийский
За первые два десятилетия советской власти Русская православная церковь прошла через три основных этапа.
1 этап - 1917-1921гг. – годы жестокого и прямого ограбления Московской патриархии.
2 этап - 1922-1928гг. – в эти годы церковь и священнослужители подвергались жестокому преследованию. Из более чем 100 тысяч дореволюционных священников было убито 60 тысяч. В феврале 1922г. государство конфисковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Было собрано 23 997 пудов. Священники и верующие оказывали сопротивление, за которыми последовали казни. Среди казненных был и отец жены моего прапрадеда Гаврилы Михайлова. Только в 1922г. было расстреляно 8100 чел.
В 1923г. патриарх Никон признает законность Советской власти. 4 июля 1923г. в «Известиях» появляется написанное им обращение к епископату, духовенству, мирянам, в котором он призвал священнослужителей и верующих «являть примеры повиновения существующей гражданской власти, в согласии с законами божьими».
Тем не менее власти были непоколебимы по отношению к церкви, продолжали репрессии и развернули мощную антирелигиозную компанию. В 1925г. в нее включился Союз безбожников, основанный Е.Ярославским.
3 этап – 1929-1938гг. – характеризуется целенаправленной политикой разгрома религиозных организаций в СССР, которая привела почти к полному истреблению легального духовенства. Несмотря на полный разгром церкви, ее организационные структуры выстояли и выжили.
Русская православная церковь с самого начала ВОВ заняла ярко выраженную позицию. Уже в первый день войны митрополит Сергий призвал православных к участию в защите священной земли Отечества от захватчиков. Всего Русская православная церковь внесла в Фонд Обороны более 300 млн рублей, на ее средства были построены танковая компания «Дмитрий Донской», авиаэскадрилия «Александр Невский». Многие священнослужители и верующие участвовали в партизанском движении или оказывали ему поддержку, организовывали помощь раненным.
В послевоенные годы происходит возрождение церковной жизни, развитие миротворческого служения церкви, плодотворное общение с братскими Поместными церквями, развиваются интенсивные связи с христианскими церквями и религиозными объединениями (Ватикан, Армянская апостольская церковь…), положено начало сотрудничества в деле защиты мира с представителями других конфессий (ислам, буддизм).
1989
год – открытие первых
В эти же годы начинается массовые возвращение монастырей Русской православной церкви, церковные деятели получают широкий доступ к средствам массовой информации – печать, радио, телевидение.
Одним из самых значимых событий в жизни церкви стало празднование 1000 -летия крещения Руси. На празднование съехались члены Поместного собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Иерусалимский Диодор I, Антиохийский Игнатий IV и многие другие.
В июле 1988г. в Москве, Киеве, Ленинграде, Новгороде и др.городах были совершены праздничные богослужения и благодарственные молебны во всех храмах Русской православной церкви.
3
мая 1990г. скончался
- многократное увеличение числа приходов;
-
возвращение Русской
-
реставрация или полное
- появление новых духовных учебных заведений (более 50)
-
укрепление братских отношений
с Римско-Католической и др.
- воссоединение с Русской православной церковью за рубежом
- возвращение церкви ее святынь (икон, мощей святых)
-
произошло постепенное
Патриарх Алексий II скончался в 2009г. вся Россия: верующие и неверующие оплакивали его смерть, ибо его жизнь – пример служения, пример служения людям.
Приемником стал Патриарх Кирилл – личность яркая, незаурядная, целеустремленная.
Русская православная церковь всегда играла большую роль в политической и духовной жизни страны. Под воздействием христианства формировались религиозно-мировоззренческие идеалы, свойственные русскому обществу, развивалась русская общественная мысль, она была и политическим институтом и частью государственного аппарата. Эта роль церкви в истории России может быть перечеркнута только вместе с историей самого Российского государства.
В
России проживают: 72 %
православных, 12 % - мусульман, 2,2 % -
староверы, 1,5 5% - протестанты, 1,2 % -
католики, 1,8% - буддисты, 0,3 % -
иудаисты, 2 % - члены
тоталитарных сект, 4 % -
атеисты, 3 % - поклонники
др. религий.
Библиография.