Религиозные верования Норманнов до христианизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

В мире существовало, существует, и будет существовать много разных религий и верований с их богами и обрядами. Но наверно самой странной и загадочной является вера древних норманнов с их магией, богами, песнями и сагами, описывающими жизнь, как конунгов, так и простого крестьянина-бонда.

Содержание

1) Введение.
2) Постановка темы и определение цели и задачи работы.
3) Характеристика использованных источников и литературы.
4) 4.1 Представления норманнов об окружающем мире

4.2 Руны и рунная магия
5) Заключение.
6) Ссылки.
7) Библиография.

Работа содержит 1 файл

Религиозные веровния Норманов до христианизации.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Красноярский  государственный педагогический университет  имени В.П. Астафьева

Исторический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По всеобщей истории на тему:

«Религиозные  верования Норманнов до христианизации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 23 группы

Тупеко  И.В. 
 

Научный руководитель

 Доктор  ист. наук Попова Т.А. 
 
 
 
 

Красноярск 2006 
 
 
 

Оглавление: 

  1. Введение.
 
  1. Постановка  темы и определение цели и задачи работы.
 
  1. Характеристика  использованных источников и литературы.
 
  1. 4.1 Представления норманнов об окружающем мире

     

    4.2 Руны и рунная магия 

  1. Заключение.
 
  1. Ссылки.
 
  1. Библиография.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В мире существовало, существует, и будет существовать много разных религий и верований с их богами и обрядами. Но наверно самой странной и загадочной является вера древних норманнов с их магией, богами, песнями и сагами, описывающими жизнь, как конунгов, так и простого крестьянина-бонда.

     Для этой работы были использованы монографии по данной теме, как отечественных авторов, так и зарубежных. Некоторые монографии, в связи с тем, что они были написаны в 50-х – 80-х годах были тщательно проанализированы и сверены с монографиями более поздних авторов. В результате чего были устранены некоторые недостатки или неточности.

     Мною  были прочитаны следующие книги.

Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи». В этой книге автор подробно рассказывает о рунной письменности как о алфавите, с помощью которого общались древние  скандинавы. Приводится множество археологических  памятников, на которых были изображены руны. Начиная от наконечников копий и заканчивая различными каменными плитами и росписью корпуса захороненных вместе с кораблем конунга. Эта книга почти не дает информации по теме курсовой, кроме некоторых социальных явлений.

Стеблин-Каменский М.И. «Миф» Эта работа рассказывает о сагах как о мифах, в которой автор рассматривает саги  обычных людях-общинниках и общественных явлениях, способствовавших появлению саг. Не несет полезной информации для курсовой.

Стеблин-Каменский  М.И. «Мир саги. Становление литературы». Эта книга является совместным изданием двух научных работ автора. В них освещаются исландские саги о героях и обычных, рядовых бондах. Приводятся множественные саги, и описание возникновения некоторых источников по этому вопросу. Говориться что большинство саг, ныне известных нам, взяты и переведены из рукописей некоего скальда Снорри Стурлсона. Эта работа косвенно касается темы данной курсовой. Так как саг написаны про обычных людей и, по сути, являются обычными рассказами.

Флорентьева Л. «Викинги: Набеги с Севера». В книге говориться про викингов, их вооружение, социальный строй и культуру. Эта книга почти не несет полезного для курсовой работы материала.

Гуревич А.Я. «Походы  викингов». В книге рассказываются некоторые аспекты бытовой и культурной жизни викингов, их походы и войны.  В том числе и некоторые религиозные аспекты, как боги, так и руны. Книга дает некоторый полезный материал, но в малом объеме.

Гуревич А.Я. «История и сага». В этой книге саги о  богах рассматриваются в немного историческом аспекте. Приводятся некоторые саги о богах, и рассказываются истории о некоторых из них, дается описание. В книге содержится не очень много полезной информации. Хотя стоит отметить что больше, чем в большинстве прочитанных книг вместе взятых.

Циммерлинг А.В. «Исландские саги» В книге  приводятся саги о простом народе и некоторых героях. Так же включает понимание и описание саг самим  автором. Почти не несет ценной информации для курсовой.

Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи» Данная работа повествует о руническом алфавите и археологических находках, являющихся источниками этих письмен. Почти не несет полезной информации кроме различных видов алфавита, изменявшегося с течением времени.

История Норвегии. Москва «Наука». Данная работа повествует о истории Норвегии, его географического положения и развития. Почти не содержит необходимой информации для курсовой.

Младшая Эдда –  Москва «Наука». В этой книге рассказываются саги о героях и обычных людях. Книга не имеет ни какого материала для курсовой.

Пенник Н. «История языческой Европы» В книге  рассказывается истории возникновения различных языческих европейских верований.

Фрейя Асвинн –  Руны и мистерии северных народов, Москва. В книге повествуется о Футарке, рунной магии и гаданиях, образах богов, женских мистериях. Повествуется в форме фанатично-религиозных высказываний, что очень негативно сказывается на способе подачи информации и на ее корректности.

В целом информация есть, но она не особо полезна из-за некоторой доли фанатизма.

Кеннет Медоуз. Магия рун. Тайные знания мудрецов. Москва. Рассказывается о рунах и их происхождении, о рунной магии и ее применении, создании различных магических предметов. Автор неплохо освещает тему. Имеется довольно полезная информация по рунам для курсовой.

Антон Платов –  Руническая магия. Москва. В книге  повествуется о появлении рун  и их магическом применении. Содержит некоторую полезную информацию.

Воскобойников В.М. – Сказания средневековой Европы. Санкт-Петербург. В книге представлены песни Старшей Эдды об образовании мира, его устройстве и богах скандинавов. Книга содержит много полезного материала для курсовой.

Для начала мы рассмотрим то, как древние норманны представляют свой мир через мифологический образ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 
 

     В мифах говорится, что в начале не было ни чего, кроме мировой бездны Гинунгагап. На крайнем юге этой бездны горело страшное пламя, этот мир называется Муспелльхейм, то на севере, на самом дне, царил вечный мрак и мороз. Там бил источник с ядовитыми водами. Которые, растекаясь, превращались в иней и слой за слоем заполняли Гинунгагап. Со временем инея накопилось так много, что он стал достигать Муспелльхейма и таять. Эти капли ожили, и из них возник великан Имир. Из капель его пота возникли Хримтурсы – инистые великаны. Они были злы и глупы из-за того, что капли талой воды были наполнены ядом. К другим попало в кровь меньше яда, либо он совсем рассеялся. Так получились добрые великаны, с которыми дружат и боги и люди.

Вместе с Имиром возникла корова Аудумла, и неплохо видно доилась эта корова, если ее молока доставало великану. Она лизала соленые камни и к исходу третьего дня вылизала подобное человеку существо, не такое большое как Имир и вовсе не злобное.

От него пошло  славное племя Асов, вот почему его называют Бури, то есть Родитель. Говорят, он был хорош собою, высок и могуч. Он назвал своего сына Бор – Рожденный. Бор взял в жены дочь доброго великана, и родились у них дети – Один, Вили и Ве1.

     Так описывают Одина. Один был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятелем раздоров. Он – вечный странник, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнире (авт. о нем будет сказано ниже), в сопровождении волка и воронов, зовущихся «Память» и «Мысль», он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям. Он же покровитель торговли. Один – воплощение высшей мудрости, он считался источником магии и поэзии («меда Один»)2.

     Братья  боги сразились с Имиром и убили  его. Кинули братья тело Имира в глубину мировой бездны и сделали из него землю, а из крови – озера, реки, моря. Кости Имира стали горами, а из осколков костей и зубов сделали валуны и скалы. Из черепа Имира сделали небосвод, а мозг бросили в воздух и сделали облака. Потом Боги взяли искры из пламя Муспелля, и прикрепили их к небу. Получились неподвижные звезды. Другим Боги позволили летать в поднебесье, но каждой назначили место и уготовили свой путь.

В мертвом теле Имира завелись черви; Боги наделили их разумом и дали обличье, схожее с человеческим, и от них пошел род Карликов – двергов. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Боятся солнечного света, так как он обращает их в камень. Они настолько сильны, что четверым из них боги доверили держать небо там, где оно всего ближе к земле. Они стоят по четырем углам света, их так и зовут: Аустри (Восточный), Нордри (Северный), Вестри (Западный) и Судри (Южный).

Земля получилась округлая, а кругом нее глубокий Океан. Что за ним? Древняя бездна Гинунгагап, куда обрываются море и суша и где по-прежнему нет жизни и света, лишь звездные искры Муспелля да вековой холод темного мира? Или, может быть, там другие вселенные, устроенные другими богами? И кажется людям, что тот океан и нельзя его переплыть… 

Из волос Имира  возникли деревья и травы, зазеленела земля, начали заселять ее звери и птицы, в воде завелись рыбы, по сырым местам змеи да ящерицы. Однажды шли сыновья Бора – Один, Вили и Ве – берегом моря и увидали два дерева: могучий ясень и рядом гибкую иву.

Поразмыслили Боги, взяли деревья и вырезали из них Людей. Один, старший из братьев, дал им душу и жизнь. Вили – разум и движение, а Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом и зрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень, а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с именами Боги подарили Людям одежду – вот откуда пошел обычай дарить что-нибудь, нарекая имя или прозвание.

      Тогда юные Боги взяли веки Имира и огородили  ими середину Земли, потому что по берегу океана и в неприступных горах  позволено было жить Великанам, и следовало Людей от них защитить. Так был огорожен срединный мир, Мир Людей, и оттого зовется он Мидгард – «то, что огорожено». А великанов называли Турсами, Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир зовется Иотунхейм, а иногда еще Утгард – «то, что за оградой». Там чужая, враждебная Людям земля, ни когда не знавшая семени и сохи. Там бродят людоеды-Тролли и страшные, покрытые инеем Великаны – кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла…

Себе Боги отвели место на небе и назвали свой мир  Асгард – Крепость Асов, потому что Асами звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени Ванов, стали жить в мире Ванахейм. Карлики - дверги, обитатели подземелий, взяли себе Нифльхейм – им с их огнедышащими кузнечными горнами ни какой мороз нипочем. Карлики неплохо обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже в Асгарде.

     Когда родились существа, прозванные светлыми и темными Альвами, те и другие тоже получили свои миры. А когда  в жизнь вошло зло и начали умирать Люди и Боги – появился Мир мертвых, угрюмый мир Хель. В начале все жили в покое и тишине, и Асы веселились на зеленом лугу, играя золотыми фигурками на доске. Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были из золота, и оттого этот век иногда зовут Золотым.

      В те времена Солнце, слепленное Асами  из искр Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним стояла Луна. Но потом  родилась дочь у одного великана –  сумрачная и темноволосая, и он назвал ее Ночь. А вот ее сын удался веселым и светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов. Один дал матери и сыну двух коней и две колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки объезжали они всю землю.

     До  сих пор несется по небу Ночь и  правит конем по кличке Инистая грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил. А конь Дня зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и воздух. Люди же нарекли времена суток именами матери и сына, и с тех пор ведется обычай считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она ему мать. А еще у одного человека было двое детей, прекрасных и светлых лицами, и он звал дочь Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты Богами на небо, и девушка правит конями, впряженными в солнечную колесницу. Коней зовут Арвак (Ранний) и Альсвинн (Быстрый), и под дугами у них висят кузнечные мехи, которые обдувают Солнце и дают прохладу коням. А братец Месяц везет на колеснице Луну, и говорят, что ему послушны все звезды. И все было бы хорошо – но родились в Железном Лесу, в Иотунхейме, два чудовищных волка – Обман и Ненависть, и погнались за светлыми колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц. Век за веком длится погоня и кончится только тогда, когда всему миру придет пора гибнуть в огне и вновь возрождаться.

     Все, что делается смертными, живущими на земле, в начале времен уже было сделано  кем-нибудь из Богов. Боги возвели самую первую стену, сшили самую первую одежду и вылепили самый первый горшок. Боги принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот почему так трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум и немалая смелость: как знать, добрый или злой дух послал открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен – добра или худа?

Информация о работе Религиозные верования Норманнов до христианизации