Религиозная реформа Владимира и принятие христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:04, реферат

Описание работы

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Киевская Русь IX - XII вв. - это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера

Содержание

Введение 3 стр.
Первый этап религиозной реформы Владимира I 3 стр.
Предпосылки принятия христианства 6 стр.
Крещение 6 стр.
Итоги принятия христианства 9 стр.
Заключение 11 стр.
Список литературы 12 стр.

Работа содержит 1 файл

гос. управа - копия.doc

— 154.22 Кб (Скачать)

  Узнав от вернувшихся в Киев дружинников о таком неблаговидном поступке императора, Владимир решил проучить греков. Он пошел в поход на город Херсонес (Корсунь) и после длительной осады взял его. Отсюда он потребовал от Византии:

  • Выполнять все ранее заключенные с Русью договоры;
  • Вывести свои войска из устья Дуная;
  • Заплатить дань воинам (живым и мертвым), которые помогли Василию II разгромить Варду Фоку;
  • Скрепить мирный союз между Русью и Византией брачным союзом Владимира и принцессы Анны, сестры Василия II и внучки Константина VII Багрянородного.

  Владимир предупредил греков, что в случае их отказа выполнить все его требования он пойдет войной на Константинополь. Требования Владимира были удовлетворены с одной поправкой: чтобы стать мужем Анны, он должен принять христианство. Владимир ответил, что готов креститься.

  В сложившейся ситуации Владимир мог сам предъявлять требования к Византии, и ни о каком вассалитете в тех новых условиях не могло быть и речи. Поэтому истина состоит не в том, что Владимир согласился креститься, чтобы взять в себе в жены “порфирородную принцессу” Анну, а в том, что он хотел, чтобы Русь, приняв христианство, стала равноправным членом тогдашнего цивилизованного мира, наиболее близким представителем, которого была Византийская империя. Тот факт, что вопрос о принятии христианства Владимир решал вполне самостоятельно, подтверждает его выбор киевского епископа. Греки предлагали ему взять в Киев византийского епископа, а он назначил своим епископом священника из Корсуни Анастаса, несмотря на то, что в свое время патриарх Византии Николай предал его анафеме. “И повелел крестить себя. Епископ же с корсунскими и царицыными попами, огласив, крестил Владимира3”.

  В 988 году христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Следующим шагом было крещение киевлян.

   По прибытию в Киев Владимир повелел свергнуть языческих богов. Приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья. Крещение происходило по греческому обряду в три погружения. Версия некоторых историков о том, что киевляне “охотно принимали христианство, побуждаемые примером князя и бояр”, не соответствует действительности. И киевляне, и новгородцы, и население других русских земель первое время открыто сопротивлялось введению христианства.

  Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу.

  Для крещения новгородцев в 991 году в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания - новгородского тысяцкого Угоняя и языческого жреца Богомила Соловья. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком переправившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и, приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что “Путята крестил их мечом, а Добрыня - огнем”.

  Но в вопросе крещения следует отметить тот факт, что этот процесс был сугубо внутренним делом Киевской Руси. Преобразования осуществлялись по указанию великого князя и его ближайшего окружения. Внешнего, насильственного напора страна не испытывала. Кроме того, население было знакомо с христианством. Как при всяком кардинальном преобразовании, новое, прогрессивное наталкивалась на сопротивление старого, отжившего. Владимир считал, что в результате деятельности христианского духовенства элементы язычества постепенно отомрут. При столь масштабных реформах неразумно требовать, чтобы сразу все изменилось.

  Крещение не могло перечеркнуть предшествовавшую традицию язычества, господствовавшего в течение многих столетий. Христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Именно слияние древней языческой культуры и обычаев славян и новых верований определяет особенности русского православия.

Итоги принятия христианства

  Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Вместе с христианством на Русь пришло книжное просвещение. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке - славянском. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей на основании особого сборника законов Номоканона, в переводе - Кормчая книга. В этом сборнике заключались церковные правила Апостольских и вселенских соборов, также гражданские законы православных византийских императоров. На принадлежащих Церкви землях, духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические  отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.

  Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые земледельческие обычаи.

  В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имела государственная власть в Византии. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: ”воспрещать злым и казнить разбойников”. “Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование”, - говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что не может князь оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как “всяка власть от Бога” и так как князь “есть Божий слуга”, то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они “имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Церковь поддерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданных государей. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка.

  Церковь образовало собой особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Под ее опекой оказались те, кто не мог себя кормить: нищие, больные, убогие. Для христианского сознания все были брать во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

  Широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

  Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

 

Заключение

  Проведение религиозных реформ (языческий пантеон и крещение) Владимиром Святославичем, показывает значение религии в государственном управлении.

  Русь была крещена по настоянию князя Владимира, подводившего этим актом итог важной линии политики Киевского государства, политики, ставившей самостоятельные цели и активно осуществлявшейся на протяжении нескольких десятилетий, принесшей ожидаемые плоды. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Теперь власть князя была освящена, ”дарована богом”. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание -- важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире.

  Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.  

 

Список литературы

Как была крещена Русь. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 320 с.

Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. - М.: Индрик, 1999. - 328 с.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - СПб.: Золотой век, 2004. - 608 с.

Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: курс лекций. - М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003. - 616 с.

Епифанов П. П., Епифанова О. П. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. - М., 1987. - 400 с.

Литаврин Г.Г., Флоря Б.Н. Общее и особенное в процессе христианизации стран региона и Древней Руси // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. - М., 1988. - 238 с.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Религиозная реформа Владимира и принятие христианства