Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:04, реферат
Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Киевская Русь IX - XII вв. - это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера
Введение 3 стр.
Первый этап религиозной реформы Владимира I 3 стр.
Предпосылки принятия христианства 6 стр.
Крещение 6 стр.
Итоги принятия христианства 9 стр.
Заключение 11 стр.
Список литературы 12 стр.
Содержание
1.Введение
Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Киевская Русь IX - XII вв. - это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
Держава, созданная Олегом, была своеобразным политическим объединением. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, вступая в брачные связи с местным населением, и сливались с ним уже в следующем поколении. Однако термин "русы" еще в первой половине века имел, скорее, социальное значение, охватывая княжескую дружину и его ближайшее окружение. Вместе с тем в это же время с утверждением постоянной столицы в Киеве складывается понятие “Русская земля, Русь” (у византийцев “Россия”). К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, кроме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью. Не случайно в договорах с греками русскими городами названы в первую очередь Киев, Чернигов и Переяславль, но возможно, к ним причислялись и другие города, находившиеся под непосредственным княжеским управлением. Древнерусское или Киевское государство, представляло собой своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю киевскому или русскому хакану. С точки зрения социально-экономической Киевская Русь являлась совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений.
Последняя четверть Х -- начало ХI столетия -- сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира I Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами. Этому в какой-то степени способствовало принятие Русью христианства, которое на долгие века станет мировоззрением общества, охватив все сферы его жизни.
2.Первый этап религиозной реформы Владимира I
Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы сыновей Святослава (братьев Владимира) - Ярополка (князя киевского в период с 972 по 980 год) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Посватав за себя дочь полоцкого князя Рогнеду, и получив отказ, он взял Полоцк и женился на Рогнеде. Вместе с варягами он вошел в Киев, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский стол. Однако его княжение не долго держалось на варяжской силе. Требования варягов дать им дань с Киева Владимир отклонил и разрешил им лишь уйти в Византию, оставив при себе наиболее надежных из них.
Владимир был хорошим полководцем и умным государственным деятелем. Сосредоточив в своих руках власть, Владимир направил усилия на укрепление единства государства. В 981--983 годах великий князь осуществил походы на ятвягов, вятичей, белых хорватов, в результате которых восточнославянские племена были объединены вокруг Киева. При Владимире, считают историки, завершился процесс формирования территории Киевской Руси, определились границы государства, которые в основном совпадали с этническими рубежами восточных славян.
Большое значение для укрепления Древнерусского государства имели религиозные реформы Владимира. Первым шагом на пути использования идейного влияния религии на людей в интересах государства стала попытка великого князя реформировать язычество. Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. В 980 году, только что, заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, своего рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.1 С его стороны это была попытка превратить язычество в государственную религию с культом Перуна во главе. Реформа преследовала две цели: во-первых, вместо множества местных богов ввести единый официальный языческий пантеон; во-вторых, установить в этом пантеоне строгую иерархию с верховным божеством в лице Перуна. Иными словами, на небе мог быть только один главный бог, как и на земле должен быть только один великий князь.
В ходе реформы Владимира была определена единая структура религиозной организации, иерархия богов. Во главе государственного культа стал Перун, бог грозы, грома, молнии и, соответственно, бог оружия, войны. В договорах с греками говорится, что русичи клянутся оружием и Перуном. Культ Перуна - культ дружинников и князей. Когда Владимир строил капище в Киеве, он одновременно послал Добрыню в Новгород учредить и там культ Перуна. В этом обстоятельстве видно доказательство того, что культ Перуна должен был сплотить юг и север или, во всяком случае, оба главных города, главные оплоты власти и влияния Владимира. Поскольку Перун и другие боги пантеона, стоявшего на холме, -- принадлежность религии только официальной она и должна была исчезнуть с признанием другой официальной религии.2 Особое положение Перуна в государственном пантеоне проявилось в том, что во время крещения Киева его деревянную статую не сожгли, не изрубили, подобно идолам Хорса, Дажьбога, Симаргла, Мокоши, а в сопровождении дружинников вывезли из Киева и проводили до порогов.
Отбор богов для пантеона 980 г. не был делом случайным, произвольным, эти божества должны были олицетворять основные аспекты военной, политической, экономической, идеологической жизни Древней Руси того времени и способствовать единству Киевского государства. После Перуна вторым богом в пантеоне Владимира был Хорс - бог солнца, в “Слове о полку Игореве” он назван “великим Хорсом”, что свидетельствовало о большом значении его для наших предков. Вслед за Хорсом называется Дажьбог, податель благ, бог света и тепла, безусловно, очень важный в хозяйственной жизни восточных славян. Стрибог, бог ветра, вошел в пантеон как покровитель князя и дружины в речных и морских походах. Симаргл, возможно, был включен как существо, охраняющее семена и посевы. Шестой в пантеоне была Мокошь - единственное из женских божеств, чье присутствие объясняется ее покровительством домашнему очагу, семье, женскому рукоделию, ткачеству, прядению, а также торговле. В пантеоне Владимира не было одного из самых известных древнеславянских богов -- скотьего бога Велеса. Однако капище его существовало в Киеве, но не на Горе, близ теремного двора, а внизу, на Подоле у торговых пристаней Почайны.
Первая религиозная реформа свидетельствует об одном очень важном факте - до того времени в Киевской Руси не было структурированной и общепризнанной иерархии богов. Владимир ввел эту иерархию собственным решением, так сказать, «сверху вниз». Но искусственно созданная иерархия богов в Киевской Руси не прижилась. Следовательно, она не была воспринята киевлянами и другими приднепровскими славянскими племенами как необходимость, как единая религиозная система - они сохраняли верность собственным богам, несмотря на решения киевского князя. Разноэтничное по своим корням славянское язычество оказалось неспособным исполнять функцию единой государственной религии.
Своей выраженной монотеистической направленностью языческая реформа Владимира в определенной мере идеологически подготовила почву для последующего принятия христианства в качестве государственной религии Древней Руси, так как от идеи верховного языческого общегосударственного “бога богов” был всего шаг, хотя и шаг кардинальный, к идее верховного общегосударственного христианского Бога. Вместе с тем, одновременно, ничто не препятствует допущению, согласно которому, не сложись в конце Х столетия в отношениях с Византией столь выгодная для Руси расстановка сил, культ Перуна мог оставаться официальным общегосударственным дольше, чем реально около десятилетия.
Таким образом, “первая религиозная реформа” в ее основных аспектах представляла собой не случайный и бесплодный эпизод накануне принятия христианства, но должна быть оценена как событие первостепенной важности, до известной степени подготовившее его введение, расчистившее для этого религиозно-идеологическую и психологическую почву. В принципиальном плане то же относится к финалу языческой реформы Владимира.
Предпосылки принятия христианства
К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Господство языческой религии препятствовало дальнейшему развитию централизованного государства, династическим бракам, сказывалось на отношениях с другими странами. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.
“Первая религиозная реформа” не удовлетворила Владимира. Не удовлетворяла она князя главным образом потому, что по-прежнему оставляла его Русь в ряду варварских государств. И вот спустя восемь лет Владимир понял, что христианство лучше язычества приспособлено к усилению княжеской власти и что страна его созрела для принятия новой религии.
Притягательная сила христианства заключалась в том, что оно очень удачно использовало древнее языческое представление о загробном мире, о “второй, новой жизни”, о существовании на небесах “рая” для добрых и верующих и “ада” для злых и неверующих. Христианское вероучение отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а лишь той классовой идеологией, которая была присуща новому общественному строю - раннефеодальному государству с великим князем во главе.
Крещение
Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческого миросозерцания наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным вливаниям. В Киеве - скрещивании многих торговых путей - жили хазары с Волги, исповедовавшие иудаизм, мусульмане с Востока и из Камской Болгарии, знали здесь и огнепоклонников тогдашнего Азербайджана, и множества других верований разноплеменного, пестрого и разноязычного мира. Уже достаточный долгий срок христианство существует в Киеве вполне легально, какая-то часть боярства и дружины крещены. Происходит постоянное и тесное общение с христианским Западом и Югом. Прежняя вера рушится под давлением нового мировоззрения. Мировоззрения более прогрессивного в сравнении с теми первоначальными формами религиозных представлений, которые продолжают бытовать среди славян. Однако принятие общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.
В годы, предшествующие крещению Руси, нарастает острота идейной борьбы. В “Повести временных лет” содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства -- православию. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси.
В Киеве задолго до Владимира было известно христианство с его догмами, так хорошо приспособленными для оправдания и защиты феодального государства. Новую религию приняли княгиня Ольга и великий князь Ярополк. В городе давно стояла церковь Святого Илии. При Святославе в соседней Болгарии уже существовала христианская литература на старославянском языке, понятном для русских. Киевские князья до Владимира не спешили стать христианами, прежде всего потому, что принятие крещения из рук византийцев в то время практически означало для русского народа переход в вассальную зависимость от Византии.
При Владимире отношения Киевской Руси с Византией отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником византийского императора Василия II. Когда претендующий на императорский трон полководец Варда Фока возглавил восстание малоазийской знати против Византии, Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Владимир снарядил и послал через Болгарию к берегам Босфора 6 000 воинов. В битве под Абидосом русская дружина сражалась отчаянно и сыграла решающую роль в разгроме Варды Фоки. Однако Василий II не только не отблагодарил должным образом русских, но и приказал не пускать их в Константинополь и сразу, же переправить в Болгарию.
Информация о работе Религиозная реформа Владимира и принятие христианства