Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:20, доклад
Граф Серге́й Ю́льевич Ви́тте (17 (29) июня 1849, Тифлис — 28 февраля (13 марта) 1915, Петроград) — российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903), председатель комитета министров (1903—1905),председатель Совета министров Российской империи (1905—1906).
Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.
Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф Алексей Павлович Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог — в чисто коммерческой области железнодорожного дела.
Каждая
страна примеряла к себе новые,
Россия не была в этом смысле исключением. Но она встала на путь перемен значительно позднее других европейских стран: слишком велика была давящая сила самодержавной политической системы, могущественного консервативного класса землевладельцев-помещиков; слабым было промышленное развитие и как результат этого - замедленное формирование третьего сословия. И все же либеральные настроения постепенно распространялись, с каждым десятилетием шире становился шаг российских реформаторов. Со временем расширялась и социальная почва либерально-реформаторских идей. Государственный либерализм, возникший в узкой среде представителей самодержавной власти в последней трети XVIII - первой четверти XIX в., постепенно находил опору в нарастающем либеральном общественном движении. Но грозная сила реакционных общественных институтов чаще всего сводила на нет попытки подлинного реформирования страны.
XIX в. как раз и выявил это противоречие российской жизни, несхожесть развития России с развитием западных стран. Противоречия века преломились в судьбах российских реформаторов.
Каждый из них представлял собой эпоху в истории отечественных реформ, каждый являл собой яркую, неординарную личность, каждый пережил счастливые времена осуществления (хотя бы частичного) своих сокровенных общественных идеалов, практических планов, каждый в определенные периоды своей государственной карьеры сталкивался с величайшими трудностями, непониманием и враждебностью со стороны той среды, которая поднимала их к реформаторской деятельности, и становился горьким свидетелем собственного заката Российские реформаторы XIX - начала XX вв.
В истории России конца XIX -- начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета - таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы.
Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте и развитие финансовой системы в конце 19 века.
Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить жизнь и деятельность С.Ю. Витте;
- рассмотреть финансовую реформу;
- проанализировать денежную реформу 1895-1897 годов.
Граф Серге́й
Ю́льевич Ви́тте (17
(29) июня 1849, Тифлис — 28
февраля (13 марта) 1915, Петроград) — российский государственный
деятель, министр финансов России (1892—1903),
председатель комитета министров (1903—1905),председатель Совет
Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.
Вскоре оставил
службу в канцелярии и посвятил себя
более денежному
В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.
В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.
В 1894 году получает звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.
С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.
В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.
С 1896 — статс-секретарь.
Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом.
В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.
В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.
В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.
C 1899 — действительный тайный советник.
В 1899 C. Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.
В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения.
С 1903 года — член Госсовета, назначался к присутствию на 1906—1915.
С 1903 года — член комитета финансов, с 1911 по 1915 год — его Председатель.
В 1904 году заключил Российско-Германский торговый договор.
Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения ему было пожаловано достоинство графа. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».
В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ.
Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал «экзекуционные поезда». В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906.
По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу.
С октября 1905 года по апрель 1906 года — Председатель реформированного Совета министров.
В 1906 году провёл переговоры с Францией о получении займа.
Находясь в
зарубежных странах, особое внимание уделял
общественному мнению и освещению
в печати России и действий её правительства,
о чём писал в своих «
Был отправлен
в отставку 22 апреля 1906 года;
Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.
Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.
Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С.Ю. Витте.
Третий шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, заемные средства -- не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.
Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.
Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.
В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С.Ю. Витте.