Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:40, курсовая работа
в XVI веке На протяжении XVI в. продолжался рост территории Российского государства. В XVI в. в ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды границы России продвигались на восток, юго-восток и юг. Иван III унаследовал в 1462 г. примерно 430 тыс. кв. км земли; Василий III оставил в 1533 г. 2800 тыс. кв. км; к концу XVI в. в границы России вошли многие народы Сибири, Поволжья, Урала, территория — 5400 тыс. кв. км. Население страны росло медленнее, чем ее территория (в середине XVI в. —6 млн. чел., к концу XVI столетия — около 8 млн.
1. Особенности социально-экономического развития России
в XVI веке.
2. Реформы середины 50-х гг. Опричнина Ивана Грозного.
3. Внешняя политика России в XVI в.
Определяющим стало общее изменение положения основной массы крестьян — внеэкономическое принуждение с конца XVI в. перерастает в самую жесткую крепостническую форму.
Главное противоречие социально-экономического развития России в XVI в. — рост крепостнических отношений в условиях зарождения в стране предпосылок всероссийского рынка. Объединение русских земель под властью московского князя — это лишь одна сторона процесса формирования Российского государства. Другая, не менее важная сторона, — развитие самой государственной системы. Объединение земель в одно государство еще не означало полнойшего централизации.
Понятие «централизованное» государство предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей на всей государственной территории единый административный аппарат, подлежащий контролю со стороны центра, одни законы, общие вооруженные силы и т.д.
Россия шла по пути централизации в XVI в. Одним из путей централизации было укрепление самодержавия. В 1547 г. произошло венчание Ивана IV (1533–1584) на царство, что сильно возвысило его над
всей русской знатью, стало важной государственной реформой. На централизацию страны были направлены и реформы середины 50-х годов XVI в., проводимые «Избранной Радой» — небольшим кругом приближенных к царю лиц (его называли еще «ближней думой»). В ее состав входили князья А. Курбский и М. Воротынский, протопоп Сильвестр, дворянин А.Ф. Адашев и др. «Программа действий» Ивана IV и его окружения была изложена в феврале 1549 г. на совещании членов Боярской Думы, представителей духовенства и служилых людей. Это был первый Земский Собор, положивший начало непериодическому созыву таких совещаний представителей сословий. Они не ограничивали власть царя, не имели письменной конституции. Иногда в них участвовали представители торгово-ремесленного посадского населения.
Складывается
сословно-представительная монархия.
На земских соборах рассматривались вопросы внутри- и внешнеполитического характера, предлагавшиеся царем. В XVI в. Собирались
следующие земские соборы: названный 1549 г., а также 1565–66 гг., 1580 г., 1584 г., 1598 г. Второй и третий из них решали важные вопросы
внешней политики (о ходе Ливонской войны). Последним двум соборам
пришлось выполнять новую функцию — избрание на престол государей: Федора Ивановича в 1584 г. и Бориса Годунова в 1598 г.
Принятый в
1550 г. Судебник ограничил власть наместников; отменил податные льготы монастырей (это укрепило власть и ослабило материальную основу церкви). Большое значение имела военная
реформа — создание постоянного стрелецкого войска, «испомещение» близ Москвы «избранной
тысячи»
(для выполнения важных поручений царя), принятие «Уложения о службе». Дворянин мог начинать службу с 15 лет, передавать ее по наследству. На смотры и войны надлежало являться «конно, людно и оружно», выставляя со 150 десятин земли одного воина. Была усилена и артиллерия.
Реформа
высших органов государственной
власти.
В несколько раз(3–4) был увеличен состав Боярской Думы за счет неаристократической части (думных дворян и думных дьяков). Получила развитие система приказов — функциональных учреждений, ведавших различными сторонами управления (Челобитенный приказ принимал жалобы на имя царя; Разрядный приказ ведал военным делом; Посольский — внешними сношениями и т.д.) либо ведавших отдельными территориями (Приказ Казанского дворца управлял присоединенным Казанским ханством; Приказ Сибирского дворца управлял Сибирью и т.д.).
Была ограничена на время военных походов система местничества.
Местничество — право на занятие должности по знатности происхождения и давности службы у московских великих князей.
Реформа местного управления (1555–1556).
Была отменена система «кормлений». В пограничные города назначались воеводы. Неограниченные доходы превращались в фиксированный налог. В уездах вводились должности губных старост, земских старост, в городах — городовых. Они были выборными, к ним отходила вся полнота власти (раскладка налогов, судебные дела).