Автор: A***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:20, реферат
Конститу́ция 3 ма́я, официально именовавшаяся «Правительственным законом» (польск. Ustawa Rządowa z dnia 3 maja), — конституция Речи Посполитой, принятая Чрезвычайным сеймом Речи Посполитой 3 мая 1791 года, начавшим свою работу в 1788 году и вошедшим в историю польского государства под названием четырёхлетнего конфедеративного сейма. Принятие новой Конституции явилось победой так называемой «патриотической партии», объединявшей в своём составе сторонников реформ государственного управления.
Нельзя не удивляться
В течение нескольких веков,
с того момента, когда
Царская
Россия стремилась к полному подчинению
всей Речи Посполитой своему политическому
влиянию и поэтому
Ф. Энгельс так характеризовал значение для Польши политики Пруссии и царской России: «...Екатерина и Фридрих заключили в Петербурге договор, по тайной статье которого оба взяли на себя обязательство охранять силою оружия польскую конституцию, это лучшее средство для разрушения Польши, от всяких попыток реформы. Этим был предрешен будущий раздел Польши».
Предлогом
для вмешательства Пруссии и
России в польские дела явился так
называемый диссидентский вопрос, т.
е. вопрос об уравнении в правах христиан-некатоликов
с католиками. В руках царского
правительства, меньше всего заботившегося
о национальных чаяниях украинского
и белорусского народов, ведших борьбу
за воссоединение Украины и
Фридрих II учитывал, что уравнение в правах диссидентов с католиками должно было усилить позиции России, так как подавляющее большинство некатоликов в Речи Посполитой были православные — белорусы и украинцы. Поэтому прусский посол в Варшаве Бенуа, хотя и выступал формально вместе с русским послом по диссидентскому вопросу, на самом деле действовал против разрешения этого во проса в пользу диссидентов. Вот что писал ему по этому поводу Фридрих: «В сущности я не буду огорчен, если диссидентское дело не удастся. Вы этого не обнаруживайте перед русскими, делайте вид, будто я очень сержусь, что все труды, употребленные для успеха этого дела, пропали даром. Было бы хорошо и выгодно, если бы вы заставляли известных людей работать против диссидентского дела, если только можно это делать тайком, чтобы никто никак не мог бы проведать, откуда это идет». Письмо это отчетливо показывает двуличную политику прусского короля, который рассматривал диссидентский вопрос лишь как средство ликвидировать все попытки укрепить государственный строй Речи Посполитой.
Диссидентский вопрос вызвал в Речи Посполитой ожесточенную борьбу. Католическое духовенство и многие магнаты решительно выступили против планов уравнения в правах некатоликов с католиками. Они ополчались против реформ вообще, требуя возвращения к широкому применению по всем вопросам liberum veto. Сейм 1766 г. подтвердил незыблемость liberum veto в важнейших вопросах государственной жизни. Никакого уравнения гражданских прав диссидентов и католиков не произошло. После окончания сейма русское правительство поставило Чарторыских перед альтернативой: либо союз с Россией и совместные действия по диссидентскому вопросу, либо разрыв. Чарторыские противились разрешению диссидентского вопроса. Ответом на это явилось возникновение враждебных Чарторыским конфедераций, пользовавшихся поддержкой русского посла Репнина.
В марте 1767 г. в Торуне была образована конфедерация протестантов. Одновременно оформилась конфедерация православных в Слуцке. Возникла и конфедерация католической шляхты. Во главе этой конфедерации, образованной в Радоме, был поставлен вызванный для этого из-за границы давний противник Чарторыских, бывший литовский великий гетман Кароль Радзивилл, известный под прозвищем «пане Коханку». Радзивилл олицетворял собой все шляхетские пороки. Его скандальные похождения, чванство и расточительство были известны всей Речи Посполитой [11; с. 86-89].
И,
тем не менее, этот самодур пользовался
значительной популярностью у реакционной
шляхты, противников реформ и защитников
«золотой вольности». Манифест Радомской
конфедерации объявлял о том, что
конфедерация «завязана» при короле,
т. е. не противопоставляет себя ему,
что она обращается к русской
императрице с просьбой о гарантии
решений конфедерации, что конфедераты
допускают диссидентов к
Таким
образом, войны, продолжавшиеся около
70 лет принесли огромные бедствия Речи
Посполитой. Экономический упадок повлек
за собой политическую и военную
слабость страны,, что явилось причиной
последующих разделов Речи Посполитой.
Войны продемонстрировали ее прогрессировавшую
слабость как в политическом, так
и в военном отношении, магнатско-шляхетское
государство не справилось с обороной
от внешней опасности.
4.Конституция Речи Посполитой 1791 г.
Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической борьбе одного блока прогрессивной части шляхты и буржуазии.Этот блок в исторической литературе получил заглавие "патриотическая партия".Его деятельность в особенности активно проявилась в 1790-1794 гг . Свою деятельнось "патриотическая партия" начала на четырехлетнем сейме 1788-1792 гг.Сейм состоял из 177 депутатов , из них 69 относились к приверженцам шляхтецко-буржуазного блока и придерживались реформаторских взглядов.Этот сейм объявил себя конфедерацией , поэтому его решение принимались большинством голосов и не могло применяться свободное вето. После окончания собственных возможностей в 1790 г. Сейм принял постановление о продолжении собственных возможностей еще на два года и проведении новейших выборов депутатов . Дополнительно было выбрано еще 182 депутата из которых 112 были приверженцами проведения реформ.Таковым образом из 359 депутатов сейма 181 были представителями шляхтецко-буржуазного блока и приетствовали реформы. На активизацию депутатов реформаторов существенное влияние оказали действия в революционной Франции.Сейм второго созыва также объявил себя конфедерацией для того чтоб воспринимать решения большинством голосов [12; с. 146].
В
1791 г. Сейм принял "катигоричные права".В
них объявлялось доминирование
церковной религии в стране , переход
из церковной веры в другую рассматривался
как уголовное грех. Сразу и
гражданам , которые придерживаются
остальных вероисповеданий
Реформы проводились по классовому принципу , что типично для буржуазного выборного права.
Для
обитателей городов и деревень огромное
значение имел закон "Города наши королевские
свободные в странах Речи Посполитой".
Этим законом мещане получили такоеже
право личной неприкосновенности ,
котором воспользовалась
Закон
о городах создал благоприятные
условия для развития городов
и сближения мещан со шляхтой
, что позволило укрепить политические
позиции шляхтецко-буржуазного
Консолидация
патриотических сил в сейме дозволила
3 Мая 1791 г. Принять Закон о власти,
который принято именовать
Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя короля Станислава Августа говорилось , что беря во внимание недочеты управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в котором находится Европа , стремясь достигнуть наружной независимости и внутренной свободы народа , для всеобщего благосостояния и сохранения страны и её границ утверждается эта Конституция [8; с. 12].
В
разделе 1 главенствующей религией объявлялось
" святая римская церковная " религия
со всеми её правами. Переход из церковной
веры в другую воспрещался. Для всех
остальных конфессий
В разделе 2 подтверждались все права и привилегии , данные шляхте Польши и Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной меж собой и в одинаковой степени могла воспользоваться всеми правами и преимуществами , в особенности личной безопасносности и свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и данной Конституции.
В разделе 3 подтверждался закн о городах и объявлялся частью Конституции.
Раздел
4 содержал новейшие нормы о крестьянах
. В нем говорилось "фермеры , из
рук которых течет большой
родник богатств страны , которые составляют
в народе самую многочисленную часть
населения и, означает, являются самой
действенной силой страны , по спроведливости
, из чувства человечности и христианского
долга , а также беря во внимание
наш понятый энтузиазм , мы берем
под охрану права и нашего правительства,
устанавливая , что с этого момента
любые пожалования либо договоры
, заключенные меж
В разделе 5 содержалосьпрогрессивное положение о том , что" вская власть в человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и обязана складываться " из трех властей : законодательной , исполнительной и судебной".
В
разделе 6 указывалось структура
и возможности сейма , который
состоял из двух палат : палата депутатов
, палата сенаторов под управлением
короля .Палата депутатов объявлялась
святыней законодательства. В нее
обязаны были входить 204 депутата, обязанностью
которых было дискуссия всех законопроектов.
Сенат который состоял из церковных
епископов , воевод и министров под
управлением короля насчитывал 132 человека.
Закон принятый в палате депутатов
,передавался в сенат который
мог его одобрить либо отложить до
повторного заседания сейма.В этом
случае обе палаты собирались совместно
и решение принималось
Информация о работе Реформы в Речи Посполитой после первого раздела