Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 11:28, реферат
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного периода вызывают, скажем прямо, противоречивые толки...
Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные
Введение 3
1. Социально-политическое и экономическое
положение в России на рубеже
веков. Идеология реформирования 4
2. Аграрная реформа: "богатое крестьянство
служит везде лучшей опорой порядка" 7
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы 7
2.2. Содержание столыпинской аграрной реформы 9
2.3. Методы столыпинской аграрной реформы 11
2.4. Итоги реализации аграрной реформы 12
3. Иные направления реформирования 14
4. Реформы и дума. Столыпин и император.
Движущие силы реформ. 16
Список используемой литературы
ГОУ ВПО
«Московский государственный
РЕФЕРАТ
на тему:
«Реформы
Столыпина»
Оглавление
Введение
1. Социально-политическое и экономическое
положение в России на рубеже
веков.
Идеология реформирования
2. Аграрная реформа: "богатое крестьянство
служит
везде лучшей опорой порядка"
2.1. Сущность
столыпинской аграрной реформы
2.2. Содержание столыпинской аграрной реформы 9
2.3. Методы столыпинской
аграрной реформы
2.4. Итоги реализации
аграрной реформы
3. Иные направления
реформирования
4. Реформы и дума. Столыпин и император.
Движущие
силы реформ.
Список используемой
литературы
18
Введение
Проблема реформирования
Как изучить, понять со всей
объективностью реформистский
результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.
Между тем исторический опыт
представляет собой
Стоит упомянуть о том,
также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы.
В дополнение я хотел бы
сказать несколько слов о
1. Социально- политическое и экономической положение в России на рубеже
веков. Идеология реформирования.
К концу XIX века стало ясно,
что положительный
На рубеже XIX- XX веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Вопрос лишь в том, как? Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально- экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции. Добавим, к слову, что по целому ряду причин, перечислять которые нет необходимости, особенностью именно российской крупной буржуазии была готовность пойти на какой- либо компромисс с абсолютизмом и, следовательно, соответствующей ему феодальной социально- экономической базой. Не смотря на это, быть может по чисто субъективным соображениям царя, абсолютизм не желал идти навстречу. И в XVIII, и в XIX, и в XX веке власти шли на какие- либо преобразования в обществе и государстве из соображений сохранения династии, укрепления своих позиций.
К сожалению, верхи не редко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали
нерешенность аграрного и других насущных
вопросов тогдашней России. История же,
по мнению Н. Эйдельмана, предлагает три
пути(: 1. Продолжение революции снизу,
что представляется весьма реальным; 2.
Контрреволюция сверху; в какой- то степени
она осуществляется: переворот 3 июня 1907
г. -разгон II Государственной Думы - довольно
отчетливый
пример... Однако большего правители себе позволить не могли. Кроме нового, ״бесстыжего" избирательного закона, увеличившего представительство в Думе крупных землевладельцев и буржуазных элементов, никаких крупных контрреволюционных мер не последовало. При угрозе новых революционных волнений снизу и более чем скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по третьему пути - еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии. С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе!
Интересно отметить, что П. А.
Столыпин полагал, что,
Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (напр. политической или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы.(Скажем, к слову, что этот спор актуален и сегодня, спустя почти век. Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительных результатов реформирования одной общественной сферы без изменения другой. По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с курса на новое государство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо нам знакомая щетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть и не может, пока он всевластен, и если нет в стране, говоря словами Столыпина, самостоятельных собственников."
XXX
6 марта 1907 года, П. А. Столыпин выступил перед II Государственной Думой с изложением правительственной программы реформ. Список открывал знаменитый указ 9 ноября, а также другие аграрные мероприятия. Несколько законопроектов касались свободы совести(переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др. ). Были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства, рабочим- профессионального союза и государственного страхования, стране в целом - реформа образования. Большое значение в программе придавалось возрождению боевой мощи армии и флота, утраченной в русско- японскую войну.
10
мая Столыпин выступил с
решения аграрного вопроса. Это была его итоговая коронная речь во II Государственной Думе. Указ 9 ноября трактовался как выбор между крестьянином- бездельником и крестьянином- хозяином в пользу последнего.
Всегда были и будут тунеядцы, решительно заявил премьер. Но не на них ( Речь Столыпина., произнесенная в ГД 16 ноября 1907г.// М. Бок, П. А.
Столыпин, стр. 232, Г. Попов. О столыпинской реформе// Наука и жизнь, стр. 44) должно ориентироваться государство: только "право способного, право даровитого создало право собственности на Западе". Способный, трудолюбивый крестьянин- "соль земли русской", и поэтому его надо поскорее освободить "от тисков" общины, передав ему землю в неотъемлемую собственность.
Чтобы подчеркнуть генеральное
значение избранного курса,
И действительно, к этим "противникам
государственности"
24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа, состоящая из двух частей- репрессивной и реформистской. В соответствии с
первой в местностях, объявленых на военном положении и положении чрезвычайной охраны, вводились военно- полевые("скорорешительные") суды, а в центре реформистской части был вышеупомянутый указ 9 ноября 1906 года о выходе из общины с сопутствующими ему законами. Именно с этими составляющими, по свидетельству А. Я. Авреха,- столыпинской аграрной политикой и "столыпинскими галстуками"- у современников в первую очередь и ассоциировался новый глава правительства.
Его декларация перед III Государственной Думой, мало чем отличавшаяся от предыдущей, объявляла первой и основной задачей правительства не "реформы", а борьбу с революцией, противопоставляя этому явлению только силу. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявлял проведение аграрного закона 9 ноября, являющегося "коренной мыслью правительства, руководящей его идеей... не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками- бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы" Из реформ были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и т. д. Далее Столыпин провозгласил полную поддержку господствующей православной церкви, политику национализма и обещал ( А. Я. Аврех. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России, стр. 23, там же, стр. 37) проявить "особые заботы" по поднятию на высоту вооруженных сил.