Реформы Столыпина и Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте и П.А.Столыпина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Экономическое и социально-политическое положение России на рубеже XIX-XX веков……………………………………………………………..7
ГЛАВА II. Реформы С.Ю.Витте…………………………………………………11
Реформирование промышленности и инфраструктуры..................11
Реформы в экономической сфере страны……………….…………13
ГЛАВА III. Реформы П.А.Столыпина………………………………………….. 17
Аграрная реформа…………………………………………………...18
Другие преобразования Столыпина………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая МГЭИ по истории.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

Землеустроительная  политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав  надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним.

Деятельность  крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906-1915 гг. банк приобрел для продажи  крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли.19 Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых  местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением  безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. вернулись в европейскую  часть России, но уже без денег  и надежд, ибо прежнее хозяйство  было продано.

Реформа не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина.

 

    1. Другие преобразования Столыпина.

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления  военной политики: упорядочение принципов  комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой  инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок  призыва в армию, права и обязанности  призывных комиссий, льготы по отбыванию  воинской повинности и, наконец, возможности  обжалования решений властей. Государство увеличивало денежные средства, как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России.

На рубеже XIX - XX вв. в европейскую  политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право  на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной  властью. Именно это убеждение легло в основу социальной политики Столыпина. Правительство прилагало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений. В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев". Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм.

Также большое внимание П.А.Столыпин уделял преобразованию местного управления и самоуправления. В 1907 г. были внесены в Государственную думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о волостном управлении". Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию.

Также Столыпин делал акцент на преобразованиях в научной, культурной и образовательной сфере страны. Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ финансирование на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать  и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший  высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались  четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что  должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство  считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования.

При этом развитие системы  образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно  финансировало фундаментальные  исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные  работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных  частях империи.

За время своего реформаторского  курса Столыпину удалось внести большой вклад в развитие страны. Он прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период поступательного развития России. Проведение социальной политики сформировало полноценное партнерство между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на "разных языках". Что касается преобразований в местном управлении и самоуправлении, здесь П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое.С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества. Кроме того, правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры, образования и науки, а также приобщения к ним все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В конце XIX - начале XX в. мировое  общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой  системой, достигнув в передовых  странах империалистической стадии. Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное время, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего, возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на развитие некоторых отраслей промышленности, железнодорожное строительство, преобразование аграрного сектора, введение монополий, реформирование финансовой сферы государства и т.д. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

С.Ю.Витте и П.А.Столыпин внесли неоценимый вклад в развитие и модернизацию России, вывели её на новый уровень. Любая сильная личность в истории всегда привлекала и  будет привлекать внимание. Глядя на таких волевых государственных деятелей как Витте и Столыпин, мы пытаемся извлечь из их жизненного пути что-то полезное для себя, провести некоторые аналогии с прошлым, настоящим или будущим.

В их реформаторской деятельности можно выделить следующие сходства: 1) оба деятеля достигли вершины  власти благодаря внезапной головокружительной карьере; 2) как Витте, так и Столыпин были убеждёнными монархистами, считали  самодержавие лучшей формой правления  для России и были готовы пойти  на некоторые уступки демократии ради сохранения самодержавия; 3) Витте  и Столыпин занимали одинаковую позицию  касательно государственных займов, они единогласно были за поступательную политику постепенного отказа от государственных  займов; 4) у Витте и у Столыпина  были схожие позиции относительно железнодорожного строительства; 5) наконец, Витте и  Столыпин были солидарны в крестьянском вопросе. Витте даже говорил, что  Столыпин украл его идеи.

Но были также и различия во взглядах и действиях по преобразованию России: 1) в основе большинства реформ Витте было создание промышленной базы и финансовое оздоровление, Столыпин ориентировался на реформирование аграрного  сектора, создание «фермерского класса»  и реформу государственного управления; 2) трудно не отметить различия в «манере» и методах проведения реформ. Если Витте утверждал, что реформы  в России должны делаться спешно, чтобы  по ходу действия не успело возникнуть никаких вопросов, проблем и затруднений. Так он и поступал, поскольку все  его реформы проводились в  кратчайшие сроки. Столыпин же считал, что Росси спешить некуда, его  принцип гласил: «Сначала успокоение, потом реформы». 3) С. Ю. Витте постоянно  думал о дополнительных доходах  бюджета, Столыпин же предпочитал мыслить  о благе империи в перспективе, в более далёком будущем. Он не заботился о немедленном сиюминутном  доходе. Его преобразование сулили стране и народу более серьёзные  блага.

В личностях Витте и  Столыпина много противоречивого, много схожего. У них были не совсем добрые отношения друг с другом, Витте критиковал Столыпина, Пётр Аркадьевич защищался. Первый хотел превратить Россию в индустриальную державу, создать  твёрдую валюту и динамичный экономический  рост. Столыпин считал необходимым  создать российского фермера, реформировать  систему местного самоуправления, решить национально- государственные проблемы, такие как вопрос Западного земства, еврейский вопрос и другие. Так  или иначе, но реформы Столыпина  явились логическим продолжением реформ Витте, ещё одной верстой на пути к модернизации.

В светлое будущее страна так и не вошла, а история примирила  Сергея Юльевича Витте и Петра  Аркадьевича Столыпина. Когда русского человека просят назвать великих  реформаторов помимо Петра Великого, то все называют именно Витте и  Столыпина, как правило, вместе. И  это вполне естественно, ведь подобных великих реформаторов, оставивших столь  значительный след в истории России, больше на нашей земле дано не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

I. Исторические источники:

  1. А.Я. Аврех. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Издательство политической литературы, 1991.
  2. Корелин А.П. Витте – финансист, политик, дипломат, серия: «Портреты». – М.:Терра, 1998.
  3. Кириллов В.В. История России: учебное пособие – М.: Юрайт – Издат, 2007.
  4. Пантелеев В. Сибирская одиссея Столыпина. Былое, № 9-10, 1997г.
  5. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. М., Планета.1991.
  6. Витте С. Ю.   Воспоминания, том 2, 3. – М.: Издательство социально – экономической литературы, 1960.
  7. Фёдоров Б.Г. Пётр Столыпин: «Я верю в Россию». СПБ, Лимбус Пресс, 2002.
  8. Министерство Финансов 1802-1902. Юбилейное переиздание к 2002 году. СПб.,2002.

 

 

1 Кириллов В.В. История России: учебное пособие – М.: Юрайт – Издат, 2007. С. 391-392

2 Кириллов В.В. История России: учебное пособие – М.: Юрайт – Издат, 2007. С. 393

3 Кириллов В.В. История России: учебное пособие – М.: Юрайт – Издат, 2007. С.393

4 Кириллов В.В. История России: учебное пособие – М.: Юрайт – Издат, 2007. С.393

5 Кириллов В.В. История России: учебное пособие – М.: Юрайт – Издат, 2007. С.392

6 Корелин А.П. Витте – финансист, политик, дипломат, серия: «Портреты». – М.:Терра, 1998. С. 57

7 Министерство Финансов 1802-1902. Юбилейное переиздание к 2002 году. СПб.,2002. С. 246

8 Корелин А.П. Витте – финансист, политик, дипломат, серия: «Портреты». – М.:Терра, 1998. С.188

9 Корелин А.П. Витте – финансист, политик, дипломат, серия: «Портреты». – М.:Терра, 1998. С. 58

10 Корелин А.П. Витте – финансист, политик, дипломат, серия: «Портреты». – М.:Терра, 1998. С. 46

11 Витте С. Ю.   Воспоминания, т. 2 – М.: Издательство социально – экономической литературы, 1960. С. 83

12 Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. М., Планета.1991. С.38

13 Министерство Финансов 1802-1902. Юбилейное переиздание к 2002 году. СПб.,2002. С. 251

14 Корелин А.П. Витте – финансист, политик, дипломат, серия: «Портреты». – М.:Терра, 1998. С. 55

Информация о работе Реформы Столыпина и Витте