Реформы Столыпина и Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте и П.А.Столыпина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Экономическое и социально-политическое положение России на рубеже XIX-XX веков……………………………………………………………..7
ГЛАВА II. Реформы С.Ю.Витте…………………………………………………11
Реформирование промышленности и инфраструктуры..................11
Реформы в экономической сфере страны……………….…………13
ГЛАВА III. Реформы П.А.Столыпина………………………………………….. 17
Аграрная реформа…………………………………………………...18
Другие преобразования Столыпина………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая МГЭИ по истории.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

 

Московский  гуманитарно-экономический институт

Новороссийский  филиал

Курсовая  работа

 

Студента  1 курса юридического факультета

Шелуха  Кристины Игоревны

по  дисциплине Отечественная История

Тема: «Россия на рубеже 19-20 веков: С.Ю.Витте и П.А.Столыпина»

 

№ зачетной книжки:__________________

№ группы______________

 

                                                     Руководитель-консультант:    

                      

                                                     Комиссия в составе:

 

 

защищена                                                                      оценка

«____»______________20__г.                           «______________»

 

 

Новороссийск   2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Экономическое и социально-политическое положение России на рубеже XIX-XX веков……………………………………………………………..7

 

ГЛАВА II. Реформы С.Ю.Витте…………………………………………………11

    1. Реформирование промышленности и инфраструктуры..................11
    2. Реформы в экономической сфере страны……………….…………13

 

ГЛАВА III. Реформы П.А.Столыпина………………………………………….. 17

    1. Аграрная реформа…………………………………………………...18
    2. Другие преобразования Столыпина………………………………..21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 27

«__________________»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый  период времени в Российской истории  влиял  на  дальнейшую  жизнь страны. Однако отдельные периоды определяли  последующую  жизнь  народа  на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были  вторая половина XIX века и начало XX века.

Вторая  половина XIX в. выявила противоречие российской жизни, несхожесть развития России с развитием западных стран. Эти противоречия как раз и преломились в судьбах российских реформаторов.

Каждый  из них представлял собой эпоху  в истории отечественных реформ, каждый являл собой яркую, неординарную личность, каждый пережил счастливые времена осуществления (хотя бы частичного) своих сокровенных общественных идеалов и практических планов.

В истории России конца XIX — начала XX в. фигуры Сергея Юльевича Витте и  Петра Аркадьевича Столыпина  занимают исключительное место. Это  две яркие и сильные исторические личности, придерживающиеся различных  общественно – политических взглядов и стремившихся реформировать Россию бескровным, но революционным путем. С.Ю.Витте, будучи либералом, полагал,  что  все  изменения  в общественной   и   государственной   жизни   надо   начинать   с   изменения  политического строя: создать качественно  новую  государственную  машину,  а уже  затем  проводить  преобразования  в   экономике.   Вряд   ли   возможно усовершенствовать  форму землевладения,  решить  проблемы  аграрного  порядка  без предварительного перехода от рабства  к свободе. П.А.Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в государстве, - не главное  и,  тем  более,  не  есть  условие  реформ экономических. Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает  личной земельной собственностью, пока  он  находится в тисках  общины,  он  остается рабом, и никакой  писаный закон не даст ему блага  гражданской свободы.

Этот  спор актуален и сегодня, спустя век. Теснейшая связь экономики и  политики не дает достичь положительных  результатов реформирования одной  общественной сферы без изменения  другой.

Данная  тема выбрана мной не случайно, ведь именно этот период времени кардинальных перемен в жизни нашей страны, на мой взгляд, стал коренным в историческом опыте России.

Проблема  реформирования Российского государства  в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина. Вопросы преодоления переходного периода вызывают, скажем прямо, противоречивые высказывания...

Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно- исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках  наших. Быть может это замкнутый круг? Хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно.

Стоит упомянуть о том, что данная тема исследована наукой довольно основательно. Причем особенно много публикаций было сделано за последние 10 лет - понятно, почему. Интерес к реформаторам прошлого повышается в связи с неудачами реформаторов современности.

Достаточно  обширна литература о реформаторской деятельности и преобразованиях  страны времен С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. В данной курсовой работе предпочтение отдается более современным исследованиям пореформенного государства российского. К таким авторам следует отнести в первую очередь В.В.Кириллова, специалиста по истории России XIX-XX веков, А.С.Орлова и Т.А.Сивохину. Периодика не используется сознательно, в силу её полемического и сиюминутного характера.

Источниками курсовой работы стала литература современников, воспоминания самого С.Ю.Витте, а так же материалы из библиографии П.А.Столыпина и С.Ю.Витте.

Исходя  из изложенного, объектом в данной курсовой работе можно определить цели, закономерности, направления и итоги преобразовательной деятельности двух реформаторов. Говоря о предмете исследования можно считать таковым попытку Витте и Столыпина за счет реформирования различных общественных сфер страны вывести Россию на новый уровень своего развития.

Цель  данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте и П.А.Столыпина.

Задачами  данного исследования является:

1. Изучить реформаторскую деятельность  С.Ю.Витте и П.А.Столыпина;

2. Уделить особое внимание рассмотрению  и анализу аграрной реформы 

    П.А.Столыпина;

3. Провести сравнительный анализ  деятельности реформаторов.

Эти исследовательские задачи автор  считает возможным достичь, расположив материал по следующей структуре.

Первый  раздел автор посвятила рассмотрению общего экономического и социально-политического положения России на рубеже XIX-XX веков.

Во  втором разделе будет изложен материал о реформах С.Ю.Витте.

В завершающем третьем разделе  будет рассмотрен материал, касающийся реформаторской деятельности П.А.Столыпина.

Завершают данную работу заключение и список литературы.

Анализ  проблемы  будем осуществлять, используя как общеисторические методы: объективности, полноты исследования, историзма, хронологический, так и специально-исторические: сравнительного анализа, количественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ.

После  экономического  подъема  90-х  годов,  Россия  пережила  тяжелый  экономический кризис 1900-1903  годов,  затем  период  длительной  депрессии 1904-1908 годов. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок, объем промышленного производства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начал века, разорив массу слабых предприятий, ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 80-90х годов пришли мощные монополии - в основном картели (одна из форм экономического объединения, участники которого сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность) и синдикаты (одна из форм экономического объединения, участники которого сохраняют производственную и юридическую, но утрачивают коммерческую независимость), объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции.

В начале ХX века Россия  являлась  среднеразвитой  страной. Экономическая политика России на рубеже веков носила противоречивый характер. С одной стороны, правительство проводило линию на создательство тяжелой индустрии, поддерживало железнодорожное строительство, способствовало росту банков, т.е. активно развивало капитализм. С другой стороны, приоритет отдавался системе всемерного, жесткого государственного контроля и управления, а также защите интересов дворянства, консервации феодальных пережитков в деревне.1

Наряду  с высокоразвитой индустрией в экономике  страны большой  удельный  вес  принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам  хозяйства  -  от мануфактурного  до   патриархально-натурального.   Русская   деревня   стала  сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были  крупные  помещичьи землевладения, широко  практиковались  отработки,  являющие  собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с  ее  переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Социально – классовая структура в начале XX века сочетала в себе старые и новые черты. Сохранились привилегии отдельных социальных групп, и прежде всего дворянства, которое продолжало занимать ведущее место в обществе, хотя и обрело под влиянием развития капитализма черты буржуазии, ускорив процесс расслоения поместного дворянства. Крупное помещичье землевладение утрачивало свой дворянский характер. К 1905 около 1/3 земельных собственников были выходцами из купцов и крестьян. Получило распространение дворянское предпринимательство.

Самой многочисленной социальной группой (около 70%) было крестьянство, внутри которого также шли процессы расслоения: 3% крестьян превратились в достаточно богатых или стали называться кулаками, около 15% - в зажиточных. Основная же масса крестьян была мало- или  безземельна, вела полупатриархальное натуральное хозяйство, арендовало землю у помещиков или кулаков  и была главным источником наемной  и рабочей силы в селе и городе.2 В целом же крестьянство независимо от имущественного положения активно выступало против помещичьего землевладения. Эта проблема была главной в аграрной сфере и сильно влияла на политическую жизнь в стране.

Российская  буржуазия, появившаяся в пореформенный  период, постепенно заняла в экономике  лидирующее положение, но в политическом плане не сумела выработать единых для себя требований и занять достойное  место во властных структурах страны.3

Рабочий класс, численность которого заметно  возросла в результате индустриализации, составляла к началу 1914г. около 19% населения.4 Условиями его труда и быта были крайне тяжелыми, отсутствовали системы профессиональных интересов и политические свободы. Пролетариат начал всё активнее выходить на политическую арену и выдвигать собственные экономические и политические требования. 

Политическая  система России, не смотря на реформы второй половины XIX в., оставалась неизменна: абсолютная монархия, отсутствие конституции и системы выборной представительной власти.5

До  1905   года   высшим   государственным   органом   в   России   был государственный  совет,  постановления   которого   имели   рекомендательный характер для царя. Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть   осуществлялась   двумя   министерствами,    деятельность    которых контролировалась комитетом министров.

Россия  медленно, но верно начала вмешиваться  в борьбу за  рынки  сбыта. Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в  Китае,  стала одним из примеров раздела сфер влияния в мире. К  сожалению,  верхи  нередко не совсем  верно  оценивали  реальную  социально-  политическую  ситуацию  в обществе и из-за этого  совершали  непоправимые  ошибки.  Очередная  попытка уйти от реформ посредством  "маленькой  победоносной  войны"  с  Японией  не только  не  удалась,  но  и  привела  к  тому,  что   страна   сорвалась   в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней  лишь потому,  что возле  царя  оказались  такие  выдающиеся  люди  как  С. Ю.  Витте  и  П. А. Столыпин.

Война  четко  показала  неподготовленность  русской  армии,   а   также неподготовленность экономики к войне. Военные расходы, которые  понесла  Россия  в  этой войне, превышали 3 млрд. рублей.

С поражением в войне начала нарастать  революционная ситуация  в  стране (1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы,  которые  смогли  бы  укрепить  и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала  XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и  П. А. Столыпин. Оба они не  были  революционерами  и  стремились  сохранить  существующий  в России строй и уберечь ее от революционных потрясений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РЕФОРМЫ С.Ю.ВИТТЕ.

Развитие  железнодорожного транспорта и российской промышленности, введение винной монополии, приведение в порядок финансов, налогов, денежного обращения и, наконец, преобразования в сфере аграрного  сектора экономики – вот основные вехи реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте.

В 1889 он приглашен на государственную службу, где занимал должности сначала директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов, затем управляющего Министерством путей сообщения. Но он пробыл на посту министра путей сообщения менее года. Вскоре в 1892 году Витте стал управляющим Министерства финансов, а с 1 января 1893 года официально возглавил это ведомство. Минфин считался ключевой структурой в тогдашнем правительстве, и это назначение дало Витте шанс воплотить в жизнь новые для России идеи.

Информация о работе Реформы Столыпина и Витте