Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 12:37, реферат
Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д.
Введение
Афинская рабовладельческая демократия
Реформы Солона
Плутарх о Солоне
Значение реформ Солона
Заключение
Список использованной литературы
Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Плутарх о Солоне
Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали деньги, платя богатым шестую часть урожая… другие брали у богатых деньги под залог тела: их заимодавцы могли обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, другие продавались на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство… собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака. Надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.
Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон. – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский /писатель IV-III вв. до н.э./ рассказывает, что сам Солон прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств.
… Его выбрали
архонтом /высшие должностные лица
Афин, составлявшие коллегию из 9 человек/,
а вместе с тем посредником
и законодателем. Все приняли
его с удовольствием: богатые
– как человека зажиточного, а
бедные – как честного …Первым
актом его государственной
… Солон с гордостью говорит, что с заложенной ранее земли он «поставленных камней закладных много снял…» и что из числа закабаленных за долги граждан одних он вернул с чужбины «… уж аттическую речь забывших»… «А тех, кто дома рабства тяжкого позор переносил», он, по его словам, сделал свободными.
Солон не угодил ни той. Ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.
… Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами» /пятисотмерники/, вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» /владеющий упряжкой волов, лошадей, мулов/ были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволял исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями /речь идет о гелизе, суде присяжных/. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее. А приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.
Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был его членом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость. Порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения.
Значение реформ Солона
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права.
Заключение
Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться, что любые реформы, проводимые личностями, наделенными властными полномочиями не могут удовлетворить интересы и запросы всех слоев населения, и Солон не стал исключением.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства.
Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.
Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.
Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд.
За единицу исчисления богатства был избран медимн - мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй - триста, для зачисления в третий - двести медимнов.
Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд - тяжеловооруженные гоплиты - пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.
Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд присяжных заседателей.
Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.
Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.
В народном собрании
участвовали все разряды
Список использованной литературы
1. Учебник по истории
государства и права
2. Всеобщая история государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М. Бек, 1997.
3. Курс лекций
по истории государства и
4. Плутарх о Солоне / Памятники правовой литературы. – М. Правовая библиотека, 2000.