Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 06:14, контрольная работа
Цель нашего исследования – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства и права древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
определить общественно-политическое положение Греции до реформ;
исследовать содержание реформ Солона;
рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве;
выделить значение реформ на историю права в общем.
Введение 3
Афинская рабовладельческая демократия 5
Реформы Солона в Древней Греции 9
Плутарх о Солоне 12
Значение реформ Солона 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19
В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в "великую смуту". "Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях", - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй"6.
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона.
Было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен нуждою".
Избранный
архонтом, Солон был наделен
Для Смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось7.
Сисахфия
посягала на интересы родовой знати
и была уступкой демосу. В то же время
Солон не выполнил важного требования
бедноты — не произвел передела земли,
хотя и установил максимальный размер
земельного владения. Но разрешив в интересах
богатых афинян свободную куплю-продажу
земли и дробление земельных владений,
он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание
бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д.
Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Одновременно
Солон сделал уступки и бедноте,
и эвпатридам, интересы первых получили
отражение в создании нового судебного
органа — гелиэи, в которую мог быть
избран любой афинский гражданин независимо
от его имущественного положения. В интересах
вторых был учрежден новый орган управления
— Совет четырехсот, избиравшийся из граждан
первых трех разрядов по 100 человек от
каждого племени, где еще сохранялись
родовые традиции и влияние эвпатридов8.
Вывод:
Реформы
Солона явились важным этапом в образовании
государства в Афинах, и их результаты
можно сравнить с политической революцией.
Главной целью реформ Солона было примирение
интересов различных враждующих группировок
свободных.
3.
Плутарх о Солоне
Поскольку
неравенство между бедными и
богатыми дошло тогда, так сказать,
до высшей точки, государство находилось
в чрезвычайно опасном
Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон. – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский /писатель IV-III вв. до н.э./ рассказывает, что сам Солон прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств.
Его выбрали архонтом /высшие должностные лица Афин, составлявшие коллегию из 9 человек/, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые – как человека зажиточного, а бедные – как честного. Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»…
Солон с гордостью говорит, что с заложенной ранее земли он «поставленных камней закладных много снял…» и что из числа закабаленных за долги граждан одних он вернул с чужбины «… уж аттическую речь забывших»… «А тех, кто дома рабства тяжкого позор переносил», он, по его словам, сделал свободными10.
Солон не угодил ни той. Ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.
Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами» /пятисотмерники/, вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» /владеющий упряжкой волов, лошадей, мулов/ были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволял исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями /речь идет о гелизе, суде присяжных/. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее. А приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд11.
Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был его членом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость. Порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил.
Им
он поручил предварительно, раньше
народа, обсуждать дела и не допускать
внесения ни одного дела в народное
собрание без предварительного обсуждения.
Вывод:
Выбрав
Солона архонтом люди в Афинах надеялись,
что он положит конец раздорам. А Солон
в свою очередь, дабы угодить всем, и богатым
и бедным, прибегнул к обману обеих сторон:
неимущим он по секрету обещал раздел
земли, а людям богатым – обеспечение
долговых обязательств.
4. Значение реформ Солона
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах, но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана12.
Тираном
в Афинах считался незаконный правитель,
не обязательно устанавливающий
жестокий режим. Писистрат облегчил
положение мелких землевладельцев,
предоставив им кредит. Активная внешняя
политика и создание военного флота привлекли
на его сторону афинских торговцев. Большой
размах строительства общественных сооружений,
украшавших город, давал средства существования
бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение
действовавших в Афинах законов.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута.
Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени13.
После
смерти Солона, еще долгое время
политики обращались к его конституции,
используя ее в качестве авторитетного
источника права.
Вывод:
Именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Значением
реформ было: закрепить успехи демоса
в борьбе с аристократией и упрочить политический
строй, созданный Солоном.
Заключение
Итак,
мы рассмотрели деятельность Солона
как архонта. Нельзя не согласиться,
что любые реформы, проводимые личностями,
наделенными властными
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства.
Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.
Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.
Таким
образом, вместо принципа аристократического
(принадлежность к определенным родам)
был утвержден принцип