Реформы Петра первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 20:23, реферат

Описание работы

Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, "государственники" и анархисты, монархисты и социалисты... Причем каждая сторона по-своему права, но права односторонне, наполовину относительно истины. Истина же в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетания доброго и злого, государственного блага и народного страдания.

Содержание

1. Вступление.

3
2. Личность Петра Первого и борьба за власть.

4
3. Начало преобразований. Великое посольство.

5
4. Реформа армии и военно-морского флота.

6
5. Экономические реформы.

9
6. Реформа государственного аппарата.

11
7. Церковная реформа.

14
8. Заключение.

16
9. Список используемой литературы.

17

Работа содержит 1 файл

история_реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли  радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных»  монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу,  заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Создание  такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...».

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения  духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.

Реформы Петра Великого касались различных  сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал  указ об изменении календаря. Ранее  летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под  страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Радикально  изменяется положение женщины в  обществе. Петр попытался приобщить  ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      По  своему масштабу и стремительности  проведения реформы Петра I не имели  аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской  истории. Мощный и противоречивый отпечаток  наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы «пришпорив» страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века    XVIII-го, отнюдь не столь стремительного, как XIX-й и уж тем более XX-ый, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVIв. Из своего изолированного, захолустного положения страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере континента.

      Платой  за эти радикальные изменения  явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый нажим на население. И все же вряд ли можно согласиться с известным тезисом П.Н.Милюкова о том, что «ценой разорения Россия была возведена в ранг европейских держав», а уж тем более с реанимируемыми в последнее время положениями об «исторической неоправданности» действий Петра, которые де «в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России». Выше уже отмечалось, что, несмотря на огромные тяготы реформ и действительное разорение масс сельского и городского населения, промышленность и торговля при Петре I шагнули далеко вперед и даже сельское хозяйство, невзирая на кризисные явления, порожденные Северной войной, удовлетворяло в целом возросшие внутренние и экспортные потребности.

      Ключевым, для оценки петровских преобразований, является вопрос о том, можно ли было решать насущные проблемы с меньшими издержками, не за счет усиления крепостничества и самодержавия, а развивая капиталистические отношения? Ответ, по-видимому, будет отрицательным. Объективные потребности страны в преодолении крайне неблагоприятного международного положения, в морских путях, необходимых для развития товарно-денежных отношений, неизбежно подталкивали к войне, а та, в свою очередь, - к максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов. Отсюда и «государственно-крепостнический» характер многих реформ и их радикализм. С точки зрения внутренних условий, российские традиции крепостничества, самодержавие (которых не было в Западной Европе), несформированность капиталистических отношений и их социальных «носителей» также делали невозможным буржуазное развитие. К тому же, не стоит забывать, что почти вся Европа, исключая Голландию и Англию, в XVIII в. отнюдь не рассталась еще с феодализмом, пусть и гораздо более мягким и предрасположенным к капиталистической эволюции, чем российский.

      Несмотря  на всю противоречивость личности Петра  и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого. 
 
 
 

Список  используемой литературы

 

1)Е.  Анисимов. Время Петровских реформ. Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г.

2)Н.  И. Костомаров. Русская история  в жизнеописаниях её главнейших  деятелей. Книга III. Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992 г.

3) Погодин  М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические  отрывки, т. 1. М., 1846 г.

4) Князьков С.  Из прошлого земли русской. Время Петра Великого Москва: Мысль,1991г.

5) Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец  XVII – XIX в. Москва: Мысль, 1995г.

6) Н.И.  Павленко, Пётр Первый и его  время, Москва: Просвещение, 1989 г. 

Информация о работе Реформы Петра первого