Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 20:23, реферат
Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, "государственники" и анархисты, монархисты и социалисты... Причем каждая сторона по-своему права, но права односторонне, наполовину относительно истины. Истина же в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетания доброго и злого, государственного блага и народного страдания.
1. Вступление.
3
2. Личность Петра Первого и борьба за власть.
4
3. Начало преобразований. Великое посольство.
5
4. Реформа армии и военно-морского флота.
6
5. Экономические реформы.
9
6. Реформа государственного аппарата.
11
7. Церковная реформа.
14
8. Заключение.
16
9. Список используемой литературы.
17
Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...».
Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия.
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально
изменяется положение женщины в
обществе. Петр попытался приобщить
ее к современной светской жизни,
по примеру Запада, обеспечить высшие
круги к новым формам обхождения.
Заключение.
По
своему масштабу и стремительности
проведения реформы Петра I не имели
аналогов не только в российской, но
и, по меньшей мере, в европейской
истории. Мощный и противоречивый отпечаток
наложили на них особенности
Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый нажим на население. И все же вряд ли можно согласиться с известным тезисом П.Н.Милюкова о том, что «ценой разорения Россия была возведена в ранг европейских держав», а уж тем более с реанимируемыми в последнее время положениями об «исторической неоправданности» действий Петра, которые де «в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России». Выше уже отмечалось, что, несмотря на огромные тяготы реформ и действительное разорение масс сельского и городского населения, промышленность и торговля при Петре I шагнули далеко вперед и даже сельское хозяйство, невзирая на кризисные явления, порожденные Северной войной, удовлетворяло в целом возросшие внутренние и экспортные потребности.
Ключевым,
для оценки петровских преобразований,
является вопрос о том, можно ли было решать
насущные проблемы с меньшими издержками,
не за счет усиления крепостничества и
самодержавия, а развивая капиталистические
отношения? Ответ, по-видимому, будет отрицательным.
Объективные потребности страны в преодолении
крайне неблагоприятного международного
положения, в морских путях, необходимых
для развития товарно-денежных отношений,
неизбежно подталкивали к войне, а та,
в свою очередь, - к максимальной централизации
власти и мобилизации всех ресурсов. Отсюда
и «государственно-
Несмотря
на всю противоречивость личности Петра
и его преобразований, в отечественной
истории его фигура стала символом решительного
реформаторства, плодотворности использования
достижений Запада и беззаветного, не
щадящего ни себя, ни других, служения
Российскому государству. У потомков Петр
I, практически, единственный среди царей
по праву сохранил дарованный ему при
жизни титул Великого.
1)Е. Анисимов. Время Петровских реформ. Санкт-Петербург: Лениздат, 1989 г.
2)Н.
И. Костомаров. Русская история
в жизнеописаниях её
3) Погодин М. П. Петр Великий. - В кн.: Историко-критические отрывки, т. 1. М., 1846 г.
4) Князьков С. Из прошлого земли русской. Время Петра Великого Москва: Мысль,1991г.
5) Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. Москва: Мысль, 1995г.
6) Н.И.
Павленко, Пётр Первый и его
время, Москва: Просвещение, 1989 г.