Реформы Петра первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 20:23, реферат

Описание работы

Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, "государственники" и анархисты, монархисты и социалисты... Причем каждая сторона по-своему права, но права односторонне, наполовину относительно истины. Истина же в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетания доброго и злого, государственного блага и народного страдания.

Содержание

1. Вступление.

3
2. Личность Петра Первого и борьба за власть.

4
3. Начало преобразований. Великое посольство.

5
4. Реформа армии и военно-морского флота.

6
5. Экономические реформы.

9
6. Реформа государственного аппарата.

11
7. Церковная реформа.

14
8. Заключение.

16
9. Список используемой литературы.

17

Работа содержит 1 файл

история_реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

  «Приказные»,  петербургские и сословные постоянные  налоги дополнялись местными  платежами, отличавшимися в каждой  губернии, провинции и даже уезде.  Если объединить их по значению, то это – сборы на местную  администрацию, гарнизоны, содержание  почты, дорог, мостов и так далее.

  Постоянные  и даже чрезвычайные денежные  налоги составляли лишь незначительную  часть от общей массы государственных  повинностей. Наиболее тяжёлыми  были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные,  денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и так далее».(Анисимов стр. 134).

  Были  проведены две переписи населения  – в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась  «душа» мужского пола, вне зависимости  от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10 копеек в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в год).

 

Реформа государственного аппарата

 

  Важнейшими  являлись реформы государственного  аппарата, управления. В России государство  к тому времени начинает играть  необычайно большую роль во  всех сферах жизни, а в идеологии  складывается буквально культ  абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои...

  Указом 2 марта 1711 года был образован  Сенат. Он заменил Боярскую Думу. Чем не устраивал Петра Боярская дума, в чём смысл и значение проведённой реформы?

  Ответ  на эти вопросы дал ещё В.И.Ленин:  «Монархия XVII века с боярской думой не похожа на чиновничьи-дворянскую монархию XVIII века». Следовательно, отличие монархии XVII века  от монархии XVIII века состояло в том, что первой сопутствовала Боярская дума, в то время как характерной особенностью второй являлось управление страной при помощи дворян-чиновников.

  Назначения  в Сенат, как и освобождение  от присутствия в нём, производились царём, руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата в сенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной монархии. 

  Отмеченные  особенности Сената выкристаллизовались  много позже, а сейчас мартовским  указом 1711 года этот орган власти  создавался в спешке, без чётких  представлений о его правах  и обязанностях. Уже первая фраза  указа у историков вызывала и вызывает споры о том, каким учреждением представлялся царю Сенат: временным или постоянным. Она гласила: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления».

  Из  текста явствует, что учреждение  создавалось «для отлучек наших», то есть на время пребывания царя вне столицы, в данном случае в походе к границам Османской империи. На деле Сенат продолжал существовать и после возвращения Петра из похода.

  Не  сразу сложились обязанности  Сената. Сохранилось три редакции  указа с перечислением поручений Сенату на время отсутствия царя.

  «Сенат  имел право издавать указы,  которых все обязаны были слушаться  под страхом наказания и даже  смертной казни. Сенат ведал  суды, наказывал неправильных судей,  должен был заботиться о торговле, смотреть за всеми расходами, но главная цель его была собирать деньги. Все сенаторы имели равные голоса. Сенату подведомы были губернаторы, и для каждой губернии в самом сенате учреждались так называемые повытья с подъячими. Канцелярия сената, кроме повытий, имела три стола: секретный, приказный и разрядный. В канцелярии правительствующего сената должны были находиться неотлучно коммисары из губерний для принимания царских указов следуемых в губернии и для сообщения сенату сведений по вопросу о нуждах губернии; они вели сношения со своими губерниями через нарочных или через почту.

  Вместе  с учреждением сената последовало  учреждение фискалов. Главный фискал  на всё государство назывался  обер-фискалом. Он должен был надсматривать  тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать – все, ради собственной пользы, приглашались к доносничеству.

  С  учреждением сената ратуша хотя  не была уничтожена, но потеряла  своё прежнее значение, и власть губернаторов стала простираться на торговое сословие. Губернаторам было отдано ямское дело, а ямской приказ был упразднён. На них же было возложено отыскание металлических руд, и особый существовавший до сих пор приказ рудных дел был уничтожен. С целью преобразования монетной системы учреждено особое место, так называемая купецкая палата»3.

  В  1718 г. были ликвидированы старые  приказы и взамен их введены  коллегии. Было учреждено всего  11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных  дел"; 2) Коллегия военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял

президент, при нем вице-президент, несколько  коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором  и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом".

  Ломке  было подвергнуто и все областное  управление. Указ 18 декабря 1708 года  извещал о намерении создать  8 губерний. До осуществления губернской  реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральным учреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был поставлен Меншиков, Воронежской – адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин Тихон Никитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян.

  Губернские  учреждения должны были укрепить  местную администрацию. Огромные  права губернатора позволяли  ему оперативно подавлять вспышки  недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству  ещё одно преимущество – появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.

  В  1719 г. областная реформа получила  дальнейшее свое развитие: основной  административной единицей на  местах стала провинция. Всего  было образовано 50 провинций. Во  главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

  В  результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

       
 
 
 

Церковная реформа

 

Видное  место среди преобразований Петра  занимает Духовная реформа. Петр прекрасно  знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также  было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви подчинить себе светскую власть - это и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел  активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.

На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. «Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу, военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли»4. Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и  ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров»5. В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

«По указу  от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

Духовный  регламент -  это законодательный  акт, определявший функции, права и  обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.

Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Информация о работе Реформы Петра первого