Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Личность Петра сложна и противоречива. Впрочем, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Содержание

1. Введение 2
2. Военная реформа 3
3. Реформа органов власти и управления 7
4. Экономическая реформа 16
5. Церковная реформа 20
6. Заключение 22
7. Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

  1. Церковная реформа.

Важную  роль в утверждении абсолютизма  играла церковная реформа. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола».

В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх».   Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. С учреждением Синода церковь становилась частью государственного  механизма ( члены духовной коллегии назначались царем из числа духовенства, а контроль за их деятельностью осуществлял обер- прокурор Синод – лицо светское ).   

Заключение

  Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили  и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. « Для этой цели он готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Всем что шло против государственной пользы, он был готов истребить и уничтожить как государственный деятель». С другой стороны, итогом деятельности Петра I, стало создание полицейско-бюрократического, то есть чиновничьего государства. Происходило становление авторитарного правления, чрезвычайно возросла роль монарха, его влияние на все сферы общества и государства.

Петра I обеспечил  политический и экономический  суверенитет России, возвращение  ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

 При  всей противоречивости своего  характера и действий Пётр I вошёл  в историю России как прогрессивный  государственный и военный деятель.    
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. В.Н. Роденков « История России»  - 1 том . Учебное  пособие. г.Санкт-Петербург «Нева» 2000 г.
  2. Н.И. Павленко « Петр Великий» Учебное пособие. - М.: « Мысль»  1994 г.
  3. А.С. Чистяков « История Петра Великого». - М.: «Буклет» 1992 г.
  4. О.А. Омельченко «Становление абсолютной монархии в России» Учебное пособие. - М.:ВЮЗИ, 1986 г.
  5. Я.Е. Володарский. Журнал «Вопросы истории» Петр 1. - М.:

    1993 г.

  1. Н.Я. Данилевский « Россия и Европа». - М.: « Книга» 1991 г.
  2. Е. Анисимов. « Время Петровских реформ». г.Санкт-Петербург «Лениздат» 1989 г.
  3. В.И. Буганов., Зырянов П.Н. « История России конец XVII – XIX в.»

    - М.: « Мысль» 1995 г.

  1. Н.И. Павленко « Петр Первый и его время» Учебное пособие.

    - М.: « Просвещение»  1989 г. 
     
     
     
     

Информация о работе Реформы Петра I