Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Личность Петра сложна и противоречива. Впрочем, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Содержание

1. Введение 2
2. Военная реформа 3
3. Реформа органов власти и управления 7
4. Экономическая реформа 16
5. Церковная реформа 20
6. Заключение 22
7. Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1 

Содержание: 

  1. Введение                                                                                                    2                                                                                            
  2. Военная реформа                                                                                      3                                                                                  
  3. Реформа органов власти и управления                                                   7
  4. Экономическая реформа                                                                        16
  5. Церковная реформа                                                                                20
  6. Заключение                                                                                             22
  7. Список используемой литературы                                                       23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

     Личность Петра сложна и противоречива. Впрочем, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

Преобразования  первой четверти ХVIII в. носили прогрессивный  характер. Страна получила выход к  Балтийскому морю. Было покончено  с политической и экономической  изоляцией, укрепился международный  престиж России - она стала великой  европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр I не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

   Петр I не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

   Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства. Ведь то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. Это был крутой поворот в развитии отечества. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Вклад в историю государства и права этого монарха велик.  

  1. Военная реформа
 

Военные реформы занимают особое место среди  Петровских преобразований. Они имели  наиболее ярко выраженный классовый  характер. Сущность военной реформы  состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Известно, что из 36 лет царствования Петра Россия лишь около восьми лет находилась в состоянии мира, а все остальные времена воевала. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Одним из главных оснований, ускорившим процесс проведения крупномасштабной военной реформы, явились: расформирования стрелецких полков ( после бунта 1698 г.) в силу их ненадежности и низкой боевой готовности, а также война со Швецией. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Заново переукомплектованы Бутырский и Лефортовский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. До Петра армия состояла из двух главных частей дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя).

В 1699 г. Указ Петра "О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В этом же году был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет. Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716 г. и Морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр I. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу «Устава воинского».

Развитие  металлургии способствовало значительному  росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная  артиллерия заменялась орудиями новых  образцов. В армии было впервые  произведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. К концу царствования Петра Великого регулярная кадровая армия насчитывала 126 полков численностью в 200 тыс. человек и 100 тыс. казачьей конницы, которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне. В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими, имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но обязательна была военная или гражданская служба. Военная реформа создала основу для победы русской армии и флота в Северной войне. Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);  создание мощного военного флота;  гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа. Она инициировала также бурное развитие металлургической, текстильной и кораблестроительной промышленности.

     Петр I оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии и флота относится Табель о рангах, вводившая новый порядок продвижения по службе. Табель была объявлена 24 января 1722 года. Каждый чиновник в гражданском или военном мундире должен был в зависимости от своих способностей продвигаться на службе по 14 ступеней, или рангах, начиная от низшего, 14 ранга (прапорщик  и регистратор) до первого, к которому относились канцлер и адмирал.

  1. Реформа органов власти и управления.

Реформа провинциальных административных учреждений

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева А. Курбатов. Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а указом от 18 декабря 1708 г.  провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской.  Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Губернаторы наделялись всей полнотой административной, судебной и военной власти. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора.

    В 1719 г.  реформа местных органов  власти получила дальнейшее свое  развитие: основной административной  единицей на местах стала провинция.  Всего было образовано 50 провинций.  Во главе каждой из провинций  стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты (уезды). Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица. С 1720 г. Городское самоуправление было усовершенствовано. Новые учреждения, так называемые городовые магистраты и ратуши, действовали как органы, формально независимые от остальных городских учреждений, но подчиненные Главному магистру. Обязанности и функции городовых магистров были определены в Генеральном регламенте (1720), а также в Уставе Главного магистра ( 1721).

  Правительствующий Сенат - созданный Указом 22 февраля 1711 г., стал высшим органом законодательной, исполнительной и судебной власти.  Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). Члены Сената были граф И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, князь Б.А. Голицын, князь Я.Ф. Долгоруких, князь Г.И. Волконский, М.М. Самарин, В.а. Апухтин, И. Мельницкий. Позже, с 1712 г., сенатором стал П.И. Ягужинский ( с 1722 г.- генерал-прокурор).

Все назначения и отставки сенаторов происходили  по именным царским указам. Сенат  не прерывал своей деятельности и  был постоянно действующим государственным  органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона. Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах. Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения. Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720г. при Сенате была учреждена должность ради "приема челобитен", получившая (1722г.) название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие" коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату. В январе 1722г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.16 марта 1711г., в связи с перераспределением компетенции органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

Информация о работе Реформы Петра I