Реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия реформ.

Поставленная цель выполняется посредством анализа фактов, исторических документов, сравнения мнений историков по спорным вопросам, анализ точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия; с помощью социального прогноза.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки петровских реформ. 5
2. Административная, военная, социальная реформы 8
3. Консолидация дворянства и оформление абсолютизма 14
Заключение 17
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Российской Федерации.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования Российской Федерации

Государственное Общеобразовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Саратовская Государственная Академия Права 
 

Кафедра: Истории государства и права

Учебная дисциплина: Проблемы истории государства и права 
 

Контрольная работа

на тему:

Реформы Петра I 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Факультета  магистратуры

Проверила:  
 
 
 

Саратов 2009 

Содержание 

 

Введение

 

     По  мнению многих историков, наиболее ярким  примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России, за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.

     Идея  служения государству, в которую  глубоко уверовал Петр I и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой своей смерти Петр продолжал служение Российскому государству (началом этой службы он считал 1695 год1).

     Цель  работы – проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия реформ.

     Поставленная  цель выполняется посредством анализа  фактов, исторических документов, сравнения  мнений историков по спорным вопросам, анализ точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия; с помощью социального прогноза.

     Тема  моей работы представляется актуальной, т.к. Петр I не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.

     Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.

     Данная  контрольная работа выполнялся по теме «Реформы Петра Великого» на основании  литературных трудов, таких величайших историков, как С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов. Работа дает целостную картину об основных реформах Петра I и их значения в истории России.

     Работа  состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

 

1. Предпосылки петровских  реформ.

     Страна  стояла накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки петровских реформ?

     Россия  была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

     Промышленность  по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

     Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого  дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

     Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

     Россия XVII века самим ходом исторического  развития  была поставлена перед  необходимостью коренных реформ,  так  как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

     Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом  совпадавшая с реформами  Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при  мирном  ходе  дел  могло рассрочиться на  целый ряд поколений. В конце  XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный  момент  своей истории.

     В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить  страну  оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы  развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои  поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

     Между старым, родовитым боярством и  служивыми людьми  дворянами шла  ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания  крестьян и городских низов, которые  боролись и  против  дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

     Необходимо  было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем  моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

     Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый  руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.     Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр  властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

     Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно  насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности  государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

           Главное отличие  Петровских реформ  состояло в том, что они носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны жизни  народа. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

     Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война.

 

2. Административная, военная,  социальная реформы

     С 1708 года Петр I начал  перестраивать старые учреждения и  заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

     Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил  титул императора. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления…»2. Все члены Сената были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). Так был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

     В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый комплекс реформ, связанных  с перестройкой центральных и  местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

     Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

     В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

     Во  главе губернии стоял назначаемый  царем губернатор, сосредоточивавший  в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. Губернаторам было запрещено вмешиваться в судебные дела и «судьям в расправе помешательство чинить»3.

     Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых  равнялось 50. Во главе провинции  стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции  в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

     Вся эта сложная система органов  власти и управления имела четко  выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры  на местах. Но она одновременно еще  больше расширила объем и формы  службы дворян, что вызывало их недовольство.

     Военные реформы занимают особое место среди  Петровских преобразований. Они имели  наиболее ярко выраженный классовый  характер. Сущность военной реформы  состояла в ликвидации дворянских ополчений  и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

     В этот период происходит коренная реорганизация  вооруженных сил. В России создается  мощная регулярная армия и в связи  с этим ликвидируется поместное  дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.

     Задачи  создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".

     "Игра  в солдатики", которой отдавал  все свое время юный Петр, с  конца 1680-х гг. становится все  более и более серьезной. В  1689 г. Петр строит на Плещеевом  озере, около Переславля - Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

     Семеновский и Преображенский полки стали  ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время  Азовских походов 1695-1696 гг. Большое  внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

     Начало  Северной войны стало толчком  к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную, сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Информация о работе Реформы Петра I