Реформы Петра I и их роль в модернизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки реформ Петра I 4
2. Экономическая и социальная политика Петра I 6
3. Реформа системы государственного управления 12
4. Итоги и последствия реформ Петра I 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

кр Реформы Петра I.DOC

— 180.50 Кб (Скачать)
 
 

      Первый  период был сложным с точки  зрения военного положения страны, и государство увеличивало налоги, регламентировало торговлю, применяло меры принуждения по отношению к купцам. Так, Петр I насильственно включал купцов в торговую компанию и предписывал: «Купцам торговать так же, как торгуют в других государствах купцы». Практиковалось административное регулирование грузопотоков, когда купцам четко указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать. К подобным мероприятиям относится и принудительное переселение купцов в Петербург, запрещение вести торговлю через Архангельск. К 20-м годам XVIIIв., когда в успешном для России завершении Северной войны не могло быть сомнений, Петр I значительно изменил торгово-промышленную политику.

      Смысл и значение социальной политики Петра I заключалась в юридическом оформлении прав сословий, усилении роли военных и служилых людей в государстве. В новой структуре общества четко прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

      Таблица 2 – Юридическое оформление социальной политики Петра I

Годы

 

Законодательство Содержание  Значение 
 
1714г.
 
«Указ о  единонаследии»
  Произошло слияние двух сословий феодалов в  один класс.

  Всю недвижимую собственность мог получить лишь один из наследников. Петр надеялся, предотвратить дробление владений дворян и побудить их заниматься военной и гражданской службой.

  Указ  мог в перспективе привести к появлению слоя дворян, не зависимых от царя. В Западной Европе это привело к ограничению королевской власти. Но в России зависимость дворян от государства еще более возросла.
1721г. Регламент Главного магистрата   Население городов делилось на два разряда: регулярные (купцы) и нерегулярные граждане (работающие по найму и чернорабочие).   Упорядочивалась структура городского населения.
1722г. «Табель о рангах»   Все должности (гражданские, военные) подразделялись на 14 рангов. Основным принципом было не происхождение, а личная выслуга. Это давало возможность не дворянам продвигаться по службе и, достигнув 8 ранга, получить потомственное дворянство.  Господствующий  класс получал возможность укрепляться за счет включения в свой состав талантливых представителей других сословий.
 

      Особое  значение Петр I придавал реформированию финансовой системы. С увеличением государственных расходов, в особенности на армию и создание флота, связано введение специальной должности прибыльщиков – налоговых чиновников. В поисках новых источников пополнения казны вводилась система взимания косвенных налогов:

  • увеличивался сбор кабацких и таможенных сборов;
  • вводились новые налоги: на постройку судов, содержание драгунских полков, табачный откуп;
  • уменьшалось содержание металла в монетах при сохранении номинала;
  • вводились налоги на рыбную ловлю, бани, мосты, мельницы, торговые площади; за ношение бороды, особый сбор на дубовые гробы;
  • устанавливалась монополия государства на продажу соли, табака, дегтя, меда, сала, икры, нефти, леса и т.д.

      Недостаток  поступлений от многочисленных косвенных  налогов вынудил государство вновь обратиться к прямым налогам. В 1717 г. была введена новая система налогообложения. Все сборы были заменены единой подушной податью. В результате переписи населения были составлены «ревизские списки» (от грудных детей до дряхлых стариков). Введенная с 1724 г. новая система прямого налогообложения принесла в бюджет 4,6 млн. руб., увеличив доходную часть бюджета с 6 до 8,5 млн. рублей [4].

      В целом все финансовые мероприятия  преследовали исключительно фискальные цели, в их основе не лежали новые  принципы налоговой политики. Деньги тратились почти исключительно на военные цели и на содержание огромной армии чиновников. Так, почти 41% всех бюджетных расходов приходилось на военные нужды, 37,6% – на содержание государственного аппарата и лишь 0,5% расходов направлялось на нужды просвещения и медицины. 

 

3. Реформа системы государственного управления

 

      Из  всех преобразований Петра I центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Прежняя система государственного управления не могла решить новых задач. Петр I полностью перестроил государственный аппарат России, руководствуясь при этом как практическими нуждами, так и новыми рационалистическими принципами, получившими распространение в Европе. Немалое влияние на Петра I оказал и конкретный опыт государственности Швеции.

      Идеи европейских философов во многом определили активное вмешательство государства во все сферы жизни и деятельности общества. Для мировоззрения Петра I было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к любому служащему – как к солдату или офицеру.

      Реформы в области государственного управления носили всеобъемлющий характер. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма.

      Таблица 3 – Этапы создания новых органов власти

 
1708-1710гг.
  Губернская  реформа нанесла удар по приказной  системе. Страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Губерния делилась на 50 провинций, в каждой из них размещался полк солдат для подавления народных движений. Провинции делились на уезды.
 
1711г.
  Вместо  Боярской Думы был образован Сенат, состоявший из 9 человек, назначаемых монархом. Сенат разрабатывал новые законы, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации. В 1722г. контроль за работой сенаторов возглавил генерал-прокурор – «око государево».
 
1717-1718гг.
  Приказы были заменены 11 коллегиями с четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений. Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления (коллегия иностранных дел, камерц-коллегия, военная, мануфактур-коллегия).
 
1721г.
  Патриаршество было ликвидировано, для руководства  церковными делами создан Святейший Правительствующий Синод, состоявший из назначавшихся царем представителей духовенства. Церковь была поставлена под контроль государства. Тесная зависимость от государства (доходившая порой до требований раскрытия тайны исповеди в государственных интересах) медленно, но неуклонно подрывала авторитет служителей церкви в народе.
 

      Созданное Петром I новое «регулярное» государство не только повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Государственные учреждения, основанные Петром I, действовали весь XVIII век, а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах – до 1917 г. [4, c. 188-190] 

 

 
 

 
 

 
 
 

Рис. 1 –  Абсолютная монархия в начале XVIIIв. 

      Таким образом, реформы в области государственного управления завершили создание абсолютной монархии, сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежали всецело главе государства. Значительно выросло число чиновников и расходы на содержание управленческого аппарата.

 

4. Итоги и последствия реформ Петра I

 

      По  своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории. За минимальный исторический промежуток времени, всего лишь за четверть века, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Однако итоги реформ были противоречивыми.

      Таблица 4 – Итоги преобразований Петра I

Прогрессивные Негативные 
  • Превращение России в империю с мощной регулярной армией и современным флотом.
  • Получение Россией выхода в Балтийское море и вхождение ее в сообщество европейских государств, с которыми устанавливались дипломатические и торговые связи.
  • Ускорение темпов экономического развития России. За 20-30 лет объем промышленного производства увеличился в 8 раз, по выплавке металла страна вскоре оказалась на 1 месте в мире. Количество мануфактур выросло в 6,5 раз. Торговый оборот страны за I четв. XVIIIв. увеличился в 5 раз.
  • Создание новой структуры государственного управления, которая соответствовала европейским образцам. Многие государственные учреждения, такие как Сенат, Синод, прокуратура оказались живучими и просуществовали до 1917г.
  • Построена новая столица – Санкт-Петербург, заложены новые города, прорыты каналы.
  • Приобщение к культурным достижениям Запада (светское образование, Морская академия, книгопечатание, Академия наук).
  • Реформы проводились сверху репрессивной машиной государства, сопровождались подавлением свободы личности.
  • Укрепление крепостничества, консервация феодально-крепостнических отношений.
  • Желание Петра I создать государство «общего блага» превратилось на практике в создание бюрократического государства.
  • Усиление бесправия сословий перед государственной властью.
  • Временное приостановление формирования капиталистических отношений.
  • Вмешательство государства в социально-экономические отношения.
  • Усиление налогового режима на население. Подати за период царствования Петра I выросли в 3 раза, а население сократилось на 20%. К концу правления монарха число беглых крестьян достигло 200 тыс. человек. Произошло восстание под руководством К. Булавина. Разорение купцов и ремесленников.
  • Церковь была лишена самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского государства. В лице церкви Петр ликвидировал оппозицию власти.
 

      Реформы Петра I имели масштабные долговременные последствия, которые сказываются ощутимо и в современной России. Импульс петровских преобразований был настолько силен, что страна и после его смерти развивалась стабильно. Ускорился рост промышленности. В середине XVIIIв. было уже 600 мануфактур (при Петре – 200). Если за первую четверть века прирост выплавки чугуна составил 650 тыс. пудов, то за вторую – 1,2 млн. Быстро росла легкая промышленность.

      Но, если в области военной и промышленной, Россия почти приблизилась к Европе, то в области прав и свобод она так и осталась позади ушедших вперед европейских народов. Обновление России сопровождалось усилением роли государства, народ привыкал к рабскому состоянию и беспрекословному повиновению государству, начальству, бюрократии.

      В результате преобразований Петра I произошел раскол общества, образовалось два разных уклада: «почва» и «цивилизация» (по терминологии В.О. Ключевского). «Почва» – это уклад, с которым было связано большинство населения, его мировоззрение определялось русским православием и традициями общинности. «Цивилизация» – это уклад западного типа, с которым была связана лишь малая часть населения, наиболее грамотная и активная. В этом укладе развивалось предпринимательство, складывались рыночные отношения.

 

Заключение

 

      К реформам Петра I по-разному относились современники, историки, писатели. Западники утверждали, что Петр I сделал Россию европейской страной. Славянофилы говорили, что он нанес вред естественному ходу развития страны. Эта неоднозначность оценок сохранится еще долго. Пока общество не обретет единство и согласие. Почти 300 лет Россия решает эту проблему. И сегодня она вновь стоит перед выбором: почва или цивилизация?

      Ключевым  для оценки петровских преобразований является вопрос о том, можно ли было решить проблемы с меньшими издержками, не за счет усиления крепостничества и самодержавия, а развивая рыночные отношения?

      Дело  в том, что объективные потребности  страны в преодолении неблагоприятного международного положения, в морских путях, необходимых для развития товарно-денежных отношений, неизбежно подталкивали к войне, а та, в свою очередь, – к максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов. Отсюда и «государственно-крепостнический» характер многих реформ и их радикализм. К тому же российские традиции крепостничества, самодержавие (которых не было в Западной Европе), неразвитость капиталистических отношений и буржуазных классов также делали невозможным буржуазное развитие.

Информация о работе Реформы Петра I и их роль в модернизации России