Реформы Петра I и их роль в модернизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки реформ Петра I 4
2. Экономическая и социальная политика Петра I 6
3. Реформа системы государственного управления 12
4. Итоги и последствия реформ Петра I 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

кр Реформы Петра I.DOC

— 180.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ СТИХИЙНЫХ  БЕДСТВИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Отечественная история»

на тему:

Реформы Петра I и их роль в модернизации России 
 

                  Выполнил:

                  слушатель ___ курса

                  группы ___________

                  зач. книжка _____________

                  ________________________ 

                  Проверил:

                  ____________

                  «____» _________ 2011 г. 
                   
                   

г. Санкт-Петербург  – 2011

 

Содержание

 

Введение

 

      Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.

      Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии.

      Обновление  России нельзя было предоставлять постепенной  тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

      Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

 

1. Предпосылки реформ  Петра I

 

      Россия  при Петре I, как и другие страны, встала на путь модернизации. В своих решениях Петр I опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, он руководствовался идеями «общей пользы», «государственного интереса». В условиях крепостнической России Петр I реализовал эти идеи сверху, с размахом, не считаясь с интересами подданных. Возникает вопрос: нуждалась ли Россия в огромных преобразованиях?

      Предпосылки реформ Петра I можно сформулировать следующим образом.

      1. Социально-экономическое отставание России от Западной Европы:

  • долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной Смутой и интервенцией начала XVII в.;
  • усиление крепостного права тормозило развитие мануфактур, промышленности, сельского хозяйства и торговли (к концу XVII в. было всего 30 мануфактур);
  • при незначительной численности населения и расширении территории формировался экстенсивный путь развития сельского хозяйства (низкая урожайность);
  • огромные ресурсы государство направляло на оборону страны.

      2. Политическое отставание России от Западной Европы

  • громоздкость и дезорганизованность системы управления страной;
  • отсутствие единства местного управления;
  • падение боеспособности армии;
  • ослабление международного положения России. Необходимость выхода к морям. Угроза потери национальной независимости.

      3. Культурное отставание России от Западной Европы.

      Экономическая, политическая и культурная отсталость России становилась тормозом ее дальнейшего развития и представляла серьезную опасность для национальной независимости. Для Европы Россия того времени была варварской державой на уровне Крымской «Татарии». Один из знаменитых ученых XVIII в. Г. В. Лейбниц полагал, что будущее России – это превращение ее в колонию Швеции. Будучи за границей, Петр I воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени. По словам В.О. Ключевского Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, заводами. В России же было всего 30 мануфактур, армии по существу не было, школы были только при церквях, не было ни одного русского врача, на всю страну существовала одна аптека [3, c. 6-7].

      Петр  I понимал, что Россия сможет быть на равных с европейскими странами лишь при условии ликвидации разрыва в уровнях развития.

      Петровские  преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально-экономического и государственного строя России. 

 

      

2. Экономическая и социальная политика Петра I

 

      Будучи  западником, сторонником западного  рационализма, Петр I проводил реформы по-азиатски, опираясь на государство. В связи с этим усилилась роль государства, произошло тотальное огосударствление хозяйственной и торговой деятельности.

      Экстремальные условия войны, необходимость преобразования армии и создания флота требовали быстрого развития мануфактурного производства. Если на Западе мануфактуры создавались постепенно, там уже сформировался класс предпринимателей, то в России для этого еще не созрели экономические условия, первоначальное накопление капитала делало только первые шаги, поэтому здесь государство насаждало мануфактуры. Из 200 мануфактур половина принадлежала государству. Для создания предприятий требовались довольно крупные капиталы. Купцов, имевших значительные капиталы, в России насчитывалось не более трех десятков, но и они не стремились вкладывать деньги в новое рискованное дело.

      Недостаток  капиталов преодолевался тремя  путями:

      1)  путем строительства мануфактур  на государственные деньги. Лишь  в последние годы царствования  Петра I появились частные мануфактуры;

      2) путем насильственного объединения  купцов в «кумпанства» для  строительства и содержания мануфактур;

      3) путем стимулирования будущих  владельцев мануфактур экономическими мерами (бесплатно предоставлялись земля, сырье, ссуды).

      Для выявления и мобилизации частных капиталов использовались насильственные, административные меры. Так, в 1720 г. для налаживания суконной мануфактуры в Москве Петр I объединил в компанию 14 купцов из разных городов и они были доставлены на место под конвоем солдат. Капитал, который скрывался от властей, объявлялся тунеядным. Был издан приказ: «кто будет скрывать капитал, а об этом узнают и донесут, доносчик получает треть этих денег, а остальные конфискуются государством» [1].

      Вплоть  до конца второго десятилетия  XVIII в. мануфактуры строила казна, причем прежде всего для обеспечения военных нужд. Да и частные мануфактуры работали под жестким государственным контролем в виде регламентов, льгот и обязанностей. Лишь к концу царствования Петра I вмешательство государства в развитие промышленности и торговли несколько смягчается. Некоторые казенные предприятия, которые были убыточными, передавались в частные руки. Но и такая передача чаще всего была принудительной. «Буде волею не похотят, хотя в неволю», – писал Петр I по поводу передачи в частные руки полотняного завода. И только в некоторых случаях такая передача играла стимулирующую роль. Тульский кузнец Никита Демидов, получив по собственной просьбе на Урале завод от казны, сам построил еще 10 заводов.

      Но  капиталы все же в России были: они накапливались у купцов за счет неэквивалентной торговли. Хуже было со второй стороной первоначального накопления – образованием слоя свободных рабочих. Подавляющую массу населения составляли крепостные крестьяне. Первоначально Петр I исходил из того, что мануфактура будет использовать наемный труд, как в Западной Европе. И пока мануфактур было мало работников хватало из низов города. Но с увеличением масштабов производства резервы наемного труда были исчерпаны. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам – не дворянам покупать крепостных крестьян и приписывать их к заводам.

      Таким образом, петровская индустриализация была основана на принудительном труде, т.е. промышленность увеличилась, а капитализма не прибавилось. Русская мануфактура особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. Подавляющая часть продукции казенных мануфактур поступала в распоряжение государства, цены на нее определялись не рынком, а были «указными». Это делало невозможным конкуренцию. Правительство обеспечивало сбыт продукции (государственный «наряд»). Можно было не улучшать производство, а получить выгодный «заказ», высокую указную цену на товар, землю, лес, различные привилегии.

      Центром развития мануфактурного производства был Урал, где развивалась горная, железоделательная промышленность. Появлялись предприятия и в далекой Сибири: Нерчинский сереброплавильный завод, Иркутская суконная мануфактура и т.д. 

      Итак, важнейшим результатом экономической  политики Петра I был быстрый промышленный рост. В 1725 г. было 200 мануфактур (в конце XVIIв. – 30). Россия перестала зависеть от импорта металла. Достижения промышленности отразились в экспорте. Если в XVIIв. Россия вывозила сырье и сельскохозяйственную продукцию, то в 1726 г. 52% экспорта составляла промышленная продукция. Но стремительное развитие мануфактур при Петре I не создало в России новый капиталистический уклад. Переплетение феодальных и капиталистических элементов в экономике в дальнейшем привело к кризису феодально-крепостнической системы.

      Развитие  промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому  морю способствовали развитию внутренней и внешней торговли. Идеи Петра I о значении торговли соответствовали уровню мировых достижений экономической науки того времени – эпохи господства меркантилизма (главным источником богатства является торговля). Внутренняя торговля была связана с развитием местных рынков (торгов) и ярмарок. Центрами торговли были крупные ярмарки – Макарьевская на Волге, Ирбитская на Урале, Свенская на Украине и другие. Торговые обороты Москвы и Макарьевской ярмарки свидетельствовали об укреплении экономических связей между различными районами страны и о дальнейшем процессе формирования всероссийского рынка. Улучшились пути сообщения. Были построены каналы, соединяющие Волгу с Невой. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило по несколько сот торговых судов в год. Основными торговыми партнерами России были на западном направлении – Англия, Голландия, Германия, на восточном – Персия и Китай.

      Торгово-промышленную политику Петра I условно можно разделить на два периода. Первый период с 1700 по 1719гг., второй период с 1719 по 1725гг.

      Таблица 1 – Последствия и значение торгово-экономической политики Петра I

Торговая  политика Петра I Ее последствия  и значение
I период (1700-1719гг.)
  • Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров. Например, в 1713г. запрещена торговля в Архангельске.
  • Получение значительных средств казной на нужды армии и флота.
  • Разрушение старых деловых связей торгово-промышлен-ных людей, разорение части российского купечества.
II период (1719-1725гг.)
  • Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.
  • Ликвидация монополии государства на вывоз товаров за границу.
  • Утверждение нового таможенного тарифа 1724г., облегчившего вывоз продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднивший ввоз из-за границы товаров, производившихся на русских мануфактурах.
  • Изменение торгового баланса страны: превышение вывоза товаров над ввозом их из-за границы. Так, в 1726г. экспорт товаров через три основных порта России (Петербург, Ригу, Архангельск) составил 4,2 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб.
  • Создание новых административно-контрольных органов управления торговлей – Камерц-коллегия.
  • Приток денег из-за границы стал важным фактором развития экономики и товарно-денежных отношений.

Информация о работе Реформы Петра I и их роль в модернизации России