Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа
Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
Введение.
Раздел 1. Военные реформы Петра I.
Раздел 2. Административные преобразования.
Раздел 3. Церковная реформа.
Раздел 4. Экономические преобразования.
Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков.
Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".
Поворотным
моментом стал Указ
от 2 марта 1711
г., провозгласивший создание нового
органа государственной власти
- Сената. Формальной причиной
послужил отъезд Петра на
войну с Турцией. Указ гласил:
" Указ, что по отбытии нашем делать.
1.
Суд иметь нелицемерный и
2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить;
3. Денег, как возможно, забирать, понеже деньги суть артериею войны;
4. Дворян собрат молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячью человек людей боярских грамотных для того ж;
5. Вексели исправить и держать в одном месте;
6.
Товары, которые на откупах
или по канцеляриям и
7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной;
8.
Торг китайской, зделав
9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. 3 Петр. "
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.
Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.
Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:
1)
Это функциональный принцип
2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.
Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: " Всем колегиям надлежит ныне 3на основании 3шведского устава 1сочинять во всех делах и порядках по пунктам, 3а 3которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя 3ставить по своему разсуждению, поставя 3 об оных, докладывать, так ли их быть ".
В
1712 г. у Петра появляется идея
создать по шведскому образцу
коллегии. Первая заметка царя о количестве
коллегий относится к 23 марта 1715
г. - только шесть коллегий
без расшифровки их обязанностей:
Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская,
Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии.
Реформа началась в конце 1717 - начале
1718 гг., когда Петр составил своеобразную
программу предстоящих преобразований:
он определил число и компетенции коллегий,
а также укомплектовал их руководящим
составом. Указом от 15 декабря 1717 г.
назначаются президенты и вице-президенты
коллегий:
Коллегия | Президент | Вице-президент | |
Чужестранных Г.И.Головкин | Канцлер граф Шафиров | Вице-канцлер барон | |
Камер | Князь Д.М.Голицын | Барон Нирот | |
Юстиция | Тайный советник | Бревер | А.А.Матвеев |
Ревизион | Князь Я.Долгорукий | ||
Военная | Князь А.Д.Меншиков | Генерал А.А.
Вейде |
|
Адмиралтейская | Генерал-адмирал | Крейс | Ф.М.Апраксин |
Коммерц | П.А.Толстой | Шмидт | |
Штатс | Граф И.А.Мусин-Пушкин | ||
Берг и Мануфактур - | Я.В.Брюс |
Документ от 12 декабря 1718 года: " 1Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит.
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
2.
Камор (или казенных сборов).
Всякое расположение и ведение
1доходов денежных всего
3.
Юстиция (то есть расправа
гражданских дел). Судныя
и 1розыскныя дела, в той же
коллегии в ведении и
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. 1Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к 1тому принадлежащими морскими делами и управлении.
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" . С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал:
" В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит" . Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.
В
1720 г. был принят Генеральный
регламент - документ,
определяющий штаты коллегий,
окончательно разграничивавший
их функции и компетенцию. Формирование
коллегиальной системы было завершено.
Она функционировала почти столетие -
с 1717 по 1802 г. После учреждения коллегий
Петр решил по шведскому
образцу реформировать и местное
управление. Началась очередная
реформа местного административно-
Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.
Наряду с разделением городского населения, были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.
Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.
Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели:
" Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат" .
По
Табели все должности делились
на шесть частей - военные
(сухопутные, гвардия, артиллерия, морские),
статские и придворные, и на 14 классов
или рангов.
Выдержки
из Табели о рангах: