Реформы Петра I и их значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Содержание

Введение.
Раздел 1. Военные реформы Петра I.
Раздел 2. Административные преобразования.
Раздел 3. Церковная реформа.
Раздел 4. Экономические преобразования.
Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра I и их значение.DOC

— 140.50 Кб (Скачать)

       Но  с  ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши.  Царь приходит к  решению перенести  основную  массу  управления на места,  так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала  более  высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на   провинции:     Московской,      Ингерманландской      (впоследствии   Санкт-Петербургской),   Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской, Казанской,  Азовской и Сибирской.  Во  главе  пограничных  губерний стояли  генерал-губернаторы,  остальных  -  губернаторы.  Провинции управлялись  воеводами,  при  губернаторах  и  воеводах  находилась земская канцелярия как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и  приказы;  с  1710   г.   воеводы   стали   называться   уездными комендантами.  В  подчинении  у  губернатора  были  вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники.  Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а  Московская  ратуша  превратилась   из общегосударственного в губернское учреждение.

       В 1710 г.  была проведена подворная  перепись  населения  и  была установлена особая платежная единица в 5536 дворов,  которая должна была обеспечивать одну "долю"  средств,  необходимых  для  покрытия военных   расходов.   Коменданства   упразднялись,   а  вместо  них создавались  новые  "доли"  во  главе  с  ландратами  -  в  больших губерниях   по   12,  в  средних  -  по  10,  в  меньших  -  по  8.  Предусматривалось,  что в соответствии с количеством "доль"  каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков.

       Однако  и эта реформа не дала желаемого  эффекта,  Северная  война затянулась,  и  разместить  в  губерниях приписанные к ним полки не удалось.  Денег по-прежнему не  хватало,  что  создало  благодатную почву для различных махинаций.  Так,  губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял  царю  фальшивые ведомости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

       Эти две реформы  вызвали  полное  расстройство  государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так  как  Москва перестала ею быть,  а Санкт-Петербург еще не стал.  Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая   называлась   то   "ближней  канцелярией",  то  "консилией министров".

       Поворотным  моментом    стал   Указ   от   2   марта   1711   г., провозгласивший создание нового  органа  государственной  власти  - Сената.  Формальной  причиной  послужил  отъезд  Петра  на  войну с Турцией. Указ гласил: 
 

       " Указ, что по отбытии нашем делать. 

       1. Суд иметь нелицемерный и неправедных  судей наказывать отнятием чести и всего имения,  тож и ябедником да последует;

       2. Смотреть во всем государстве   расходов  и  ненужные  а   особливо  напрасные, отставить; 

       3.  Денег,  как возможно,  забирать,  понеже деньги суть артериею  войны; 

       4.  Дворян собрат молодых для  запасу в офицеры,  а наипаче  тех,  которые кроются,  сыскать; також тысячью человек людей боярских грамотных для того ж; 

       5.  Вексели исправить и  держать   в одном  месте; 

       6.  Товары,  которые на откупах  или по канцеляриям и губерниям,  осмотреть и посвидетельствовать; 

       7.  О  соли  старатца отдать  на  откуп  и  потщитца прибыли у оной; 

       8.  Торг китайской, зделав компанию  добрую, отдать;

       9. Персицкой торг умножить и  армян, как  возможно,  приласкать  и облехчить,  в чем пристойно,  дабы тем подату охоту для большева их приезду. 3 Петр. " 

       В первое  время  Сенат  состоял  из девяти ближайших сотрудников царя,  и Петр настаивал на признании Сената высшим  государственным органом,  которому  все лица и учреждения должны повиноваться,  как самому царю.

       Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.  создает  систему  фискалов,  которые  подчинялись  обер-фискалу.  В обязанности   им   вменялось   доносить   Сенату   и  царю  о  всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были  практически  безнаказанны,  но  если  их донос подтверждался, фискал получал половину  имущества виновного.  Институт  фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.  Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров.  Однако  на этом Петр не остановился - в 1722 г.  вводится должность генерал-прокурора  для  руководства  фискалами.  Гланая  его   роль заключалась  в надзоре за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для  обсуждения.  Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной власти была резко снижена.

       Но  новый централизованный аппарат  власти  с  учреждением  Сената еще  только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей реформы  государственного управления Петр  избрал  шведское  государственное   устройство.   Рассматривая   эту   реформу,   ка  и  многие  другие   преобразования  Петра,  нельзя  не  коснуться  вопроса  о   степени заимствования им западноевропейского опыта.

       Шведская  государственная система  была  построена  на  принципах камерализма  -  учения  о  бюрократическом управлении,  получившего распространение в Европе в XVI-XVII  вв.  Камерализм  содержал  ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

       1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

       2) Это устройство учреждения на  началах коллегиальности,  четкой  регламентации обязанностей чиновников,  специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

       Используя шведский опыт и шведские образцы,  Петр,  как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения.  Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: " Всем колегиям надлежит ныне  3на основании 3шведского устава  1сочинять во всех делах и порядках  по  пунктам,   3а 3которыя пункты в шведском регламенте неудобны,  или с сетуациею сего государства несходны и  оныя   3ставить по  своему  разсуждению, поставя 3 об оных, докладывать, так ли их быть ". 

       В 1712 г.  у Петра появляется идея создать по шведскому  образцу  коллегии.  Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта  1715  г.  -  только  шесть  коллегий  без   расшифровки   их обязанностей:  Юстиции,  Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии.  Реформа началась в конце 1717 -  начале 1718  гг.,  когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований:  он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г.  назначаются президенты и вице-президенты коллегий: 
 
 
 

Коллегия Президент Вице-президент  
Чужестранных  Г.И.Головкин              Канцлер граф Шафиров Вице-канцлер  барон  
Камер Князь    Д.М.Голицын Барон    Нирот  
Юстиция Тайный  советник Бревер  А.А.Матвеев
Ревизион Князь     Я.Долгорукий    
Военная Князь   А.Д.Меншиков Генерал  А.А.

Вейде

 
Адмиралтейская Генерал-адмирал Крейс Ф.М.Апраксин
Коммерц П.А.Толстой Шмидт  
Штатс Граф     И.А.Мусин-Пушкин    
Берг   и   Мануфактур - Я.В.Брюс    
 

       Документ  от  12  декабря  1718  года:   " 1Реестр   коллегиям.   О должности, что в которой управляти надлежит. 

       1. Чужестранных  дел  (что  ныне  Посольский   приказ).   Всякия  иностранныя  и  посольския  дела  и  пересылка  со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников,  и приезды  курьеров  и иных иноземцев. 

       2. Камор (или казенных сборов).  Всякое расположение  и  ведение  1доходов денежных всего государства. 

       3. Юстиция  (то  есть  расправа  гражданских  дел).   Судныя   и 1розыскныя дела, в той же  коллегии в ведении и Поместный  приказ. 

       4. Ревизион.  Счет всех государственных приходов и расходов. 

       5.  1Воинской. Армия и гарнизоны и  все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве. 

       6. Адмиралтейской. Флот со всеми  морскими воинскими служители, к 1тому принадлежащими  морскими  делами  и управлении. 

       7.  Коммерц. Смотреть над всеми  торгами и торговыми действии.

       8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение  всех государственных  расходов.

       9.  Берг  и  Мануфактур.  Рудокопные  заводы и все прочия ремесла и  рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" . С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной   системы   стало  более  четкое  разграничение  сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел.  Сам Петр  писал:

       " В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет,  то постигнет другий,  а чего не  увидит  сей,  то  оный увидит" .  Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Духовная  коллегия  -  Синод,  который  был  выведен  из подчинения Сената,  в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия  была  разделена  на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления  Украиной,  а  Вотчинная  контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

       В 1720  г.  был  принят  Генеральный   регламент   -   документ,   определяющий   штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и  компетенцию.  Формирование  коллегиальной  системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г. После учреждения  коллегий  Петр  решил  по  шведскому   образцу реформировать  и  местное  управление.  Началась  очередная реформа местного административно-территориального устройства.  В  1719-1720 г.  были  отменены  "доли"  и должности ландратов,  губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

       Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов. Должность  бурмистров отменялась.  Все посадское население делилось на три части:  1-ю гильдию (богатые купцы и  владельцы  ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд",  составлявший  подавляющее  большинство  городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения  - члены   гильдий,   избираться   могли   лишь  члены  1-ой  гильдии.  Деятельность всех городских магистратов контролировал  созданный  в 1720 г. Главный магистрат.

       Наряду  с  разделением  городского  населения,   были   проведены преобразования  и  в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг.  было  ликвидировано  холопство  путем  слияния  его  с  крепостными крестьянами.

       Новая система   органов   управления   создала    мощный    слой   чиновничьего    дворянства   в   России,   сложился   разветвленный   дворянско-бюрократический   аппарат.   После   полного    уравнения земельных  владений  дворян  (поместий)  и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось  в  господствующее,  причем указ  о майорате 1714 г.  предотвратил дроблений владений.  Но эта мера полностью реализована не была.

       Своеобразным  итогом   административных  преобразований  Петра  I стала принятая в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов о  порядке государственной  службы.  Табель  обязывала  всех  дворян служить и объявляла   службу   единственным   способом    получения    любого государственного  чина,  причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало   присвоение   дворянства,  в  чем  заключалась  известная демократизация системы управления.  Петр отмечал в указе о  Табели:

       " Мы  для  того  никому никакого ранга не позволяем,  пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат" .

       По  Табели  все  должности  делились  на  шесть  частей  -  военные (сухопутные,  гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов. 
 
 
 
 
 
 
 

       Выдержки  из   Табели   о   рангах: 

Информация о работе Реформы Петра I и их значение