Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:55, реферат
Цель: изучить реформы Петра I и определить направление воздействия этих реформ на развитие России и российского общества.
Задачи.
1.Ознакомиться с различными источниками литературы.
2.Выявить исторические условия и предпосылки петровских реформ.
3.Изучить петровские реформы:
■военную реформу;
■реформу органов власти и управления;
■реформу сословного устройства русского общества;
■церковную реформу;
■реформы в области культуры и быта.
4.Проследить дальнейший пусть развития России после петровских реформ.
5.Подвести итоги преобразования Российского государства.
Введение. 3
1. Исторические условия и предпосылки петровских реформ. 7
2. Военная реформа 9
3. Реформы органов власти и управления. 13
4. Реформа сословного устройства русского общества. 17
5. Церковная реформа. 22
6. Реформы в области культуры и быта. 23
7. Реформы Петра и особый путь России. 25
8. Историография. 28
Заключение. 32
Список использованных источников 35
Рекрутская повинность носила общинный характер, т.е. рекруты выбирались общиной. В генеральном учреждении о ежегодном сборе рекрутов 1757 года говорилось, что военные приемщики обязаны принимать "кого отдатчики в отдачу объявят и поставят". Со временем выработалась так называемая очередная система, основанная на учете рабочей силы каждой семьи. Правительство установило порядок, получивший название жеребьевого. В 1854 году этот порядок был окончательно установлен для мещан, ремесленников и государственных крестьян. Для удельных и помещичьих крестьян оставался в силе порядок очередной. Хотя формально порядок был очередным, рекрутов чаще всего выбирал помещик. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных солдатских полков из “сдаточных” и “охочих” людей. А указ 1705 г. завершил складывание “рекрутчины”. В итоге с 1699 г. по 1725 г. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. В 1793 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до Крымской войны, но фактически ещё в 1834 году он был сокращен до 20 лет. Нижние чины, прослужившие 20 лет, увольнялись на 5 лет в так называемый бессрочный отпуск, из которого они могли быть возвращены на службу только для пополнения войск до размера штатов военного времени.
Во время царствования Александра II срок службы был сокращен до 15 лет; в начале действительная служба продолжалась 12 лет, после чего нижние чины увольнялись в бессрочный отпуск на 3 года, а затем было введено увольнение в бессрочный отпуск на 5 лет, после 10 лет службы. В 1860-е последовало дальнейшее сокращение срока действительной службы, путём увольнения во временный отпуск. Ко времени введения устава о воинской повинности 1874 года нижние чины состояли на действительной службе около 7 лет, затем увольнялись во временный отпуск, а через 3 года перечислялись в бессрочный отпуск на 5 лет, после чего получали "чистую" отставку.
И если в 1699 г. было фактически
создано помимо двух
Для обучения солдат и офицеров помимо “Устава воинского” (1698) были подготовлены многочисленные наставления: “Упреждение к бою”, “Для военной битвы правила”, “Воинские статьи” и др. Наконец, в 1716 г. был издан “Устав воинский”, обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 - 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов.
Наряду
с созданием регулярной армии
проходило строительство
Создание регулярных армии и
флота потребовало новых
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 12 коллегиями — предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:
В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Святейший правительствующий Синод, высший государственный орган церковного управления, создан Петром I в 1721, объединял высших церковных иерархов, во главе — назначавшийся императором гражданский чиновник (обер-прокурор). Ведал делами Русской православной церкви (занимался толкованием религиозных догматов, надзором за соблюдением обрядов, вопросами духовной цензуры и просвещения, боролся с “еретиками” и “раскольниками”).
Создание Главного магистрата явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения. Подчинялся непосредственно царю и Сенату. Во главе Главного магистрата стоял обер-президент из дворян; магистратское правление состояло из крупнейших купцов. 16 января 1721 был утвержден "Регламент, или Устав Главного манистрата", определивший его функции. По Регламенту Главного магистрата горожане делились на "регулярных граждан" (входивших в гильдии и цехи) и "подлых" (находившихся "в наймах" и "чёрных работах"), на местах учреждались городовые магистраты. Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения. В его ведении находились торговые, ремесленные и др. права горожан. Был упразднён в 1727 Верховным тайным советом, в мае 1743 вновь восстановлен. Окончательно упразднён указом от 2 октября 1782.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.
После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.
Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства.
Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр.