Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:04, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: всестороннее рассмотрение характера реформы государственного управления Петра I и ее влияние на историю.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 2
1. Предпосылки реформы государственного управления......……………….. 4
2. Реформа государственного управления…………………………………… 6
2.1 Реформа центрального управления………………………………………… 9
2.2 Реформа местного управления……………………………………………... 12
2.3 Реформа городского управления…………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы……………………………………………… 18

Работа содержит 1 файл

реформы петра.docx

— 35.36 Кб (Скачать)

2.2 Реформа местного управления

     Петр I в начале своего царствования пытался  использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

     Важным  явлением в развитии формы государственного единства стало коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. В 1708 г. был издан Указ «Об учреждении губерний и о расписаний к ним городов», который провозглашал создание 11 губерний. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями управления (военной, финансами, юстицией и т.д.). Губернии делились на уезды позже названные долями во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Но ведь они по большей части были обремены многочисленными обязанностями и практически не могли быть непрерывно в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя. Поэтому в 1719 г. проводится второй этап реформы. В 1719 г. губернии были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

     Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной  уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр намеревался  решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной  иерархической сети бюрократических  учреждений с большим штатом чиновников. Поэтому в каждой губернии были крупные  города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Реформа городского управления

    Вокруг  вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться  органы самоуправления.

    Первой  административной реформой городского управления стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату, а входящие в неё выборные бурмистры ведали судом и сбором налогов. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

     В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено следить за деятельностью всех городских магистратов. С 1721 года по регламенту Главного магистрата все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сферах. В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства.

     Главным итогом реформы стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил  себя императором, а страна стала  называться Российской Империей. Таким  образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.

     Новая система органов управления создала  мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный  дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных  владений дворян (поместий) и бояр (вотчин)  дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее. В  основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия.

     Ликвидация  последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управлять, владеть  миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью  бюрократической машины, - суть главных  процессов, происшедших при Петре.

     Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они  имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу  страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего  развития страны выступали все сильнее  и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости, осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. В связи, с чем многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. 
 
 
 

    Список использованной литературы

  1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л.: «Лениздат», 1989.
  2. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. - М., 2008.
  3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989.
  4. Дорохова Н. И. Государство, право и местное самоуправление в России: история и современность. – М., 2006.
  5. Игнатова В.Г. История государственного управления России.- М.: Ростов-на-Дону, 2002.
  6. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М.: Культура, 1990.
  7. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России.- М., 2007.
  8. Павленко Н.И. Пётр I и его время.- М.: Просвещение, 1989.
  9. Резник А.А. Введение в учебный курс по истории российской государственности: учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2000.
  10. Романов Д.А. Реформа государственного аппарата России (конец XVII - начало XVIII века).- М., 2001.

Информация о работе Реформы Петра 1