Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:04, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: всестороннее рассмотрение характера реформы государственного управления Петра I и ее влияние на историю.
Введение……………………………………………………………………………. 2
1. Предпосылки реформы государственного управления......……………….. 4
2. Реформа государственного управления…………………………………… 6
2.1 Реформа центрального управления………………………………………… 9
2.2 Реформа местного управления……………………………………………... 12
2.3 Реформа городского управления…………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы……………………………………………… 18
2.2 Реформа местного управления
Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
Важным
явлением в развитии формы государственного
единства стало коренное преобразование
административно-
Областная
реформа, отвечая наиболее актуальным
потребностям самодержавной власти,
была в то же время следствием развития
бюрократической тенденции, характерной
уже для предшествующего
2.3 Реформа городского управления
Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления.
Первой административной реформой городского управления стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату, а входящие в неё выборные бурмистры ведали судом и сбором налогов. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.
В
1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден
Главный магистрат, которому было поручено
следить за деятельностью всех городских
магистратов. С 1721 года по регламенту Главного
магистрата все посадское население делилось
на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы
и владельцы ремесленных мастерских),
2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные
ремесленники) и «подлый люд», составлявший
подавляющее большинство городского населения.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами
и старшинами. Низший слой городского
населения выбирал своих старост и десятских,
которые могли доносить магистрату о своих
нуждах и просить их об удовлетворении.
По европейскому образцу создавались
цеховые организации, в которых состояли
мастера, подмастерья и ученики, руководимые
старшинами. Все остальные горожане в
гильдии не вошли и подлежали поголовной
проверке с целью выявления среди них
беглых крестьян и возвращения их на прежние
места проживания. Деление на гильдии
оказалась чистейшей формальностью, так
как проводившие его военные ревизоры,
прежде всего заботившиеся об увеличении
числа плательщиков подушной подати, произвольно
включали в члены гильдий и лиц, не имеющих
к ним отношения. Появление гильдий и цехов
означало, что корпоративные начала противопоставлялись
феодальным принципам хозяйственной организации.
Заключение
С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сферах. В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства.
Главным итогом реформы стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику.
Новая
система органов управления создала
мощный слой чиновничьего дворянства
в России, сложился разветвленный
дворянско-бюрократический
Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.
Сложность
и противоречивость развития России
в этот период определили и противоречивость
деятельности Петра и осуществленных
им реформ. С одной стороны, они
имели огромный исторический смысл,
так как способствовали прогрессу
страны, были нацелены на ликвидацию ее
отсталости. С другой стороны, они
осуществлялись крепостниками, крепостническими
методами и были направлены на укрепление
их господства. Поэтому прогрессивные
преобразования петровского времени
с самого начала несли в себе консервативные
черты, которые в ходе дальнейшего
развития страны выступали все сильнее
и не могли обеспечить ликвидацию
социально-экономической отсталости,
осуществлялись в основном за счет жесточайшей
эксплуатации и принуждения. В результате
петровских преобразований Россия быстро
догнала те европейские страны, где сохранилось
господство феодально-крепостнических
отношений, но она не могла догнать те
страны, которые встали на капиталистический
путь развития. В связи, с чем многие историки
считают административные преобразования
наиболее слабым местом Петровских реформ.
Список использованной литературы