Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:04, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: всестороннее рассмотрение характера реформы государственного управления Петра I и ее влияние на историю.
Введение……………………………………………………………………………. 2
1. Предпосылки реформы государственного управления......……………….. 4
2. Реформа государственного управления…………………………………… 6
2.1 Реформа центрального управления………………………………………… 9
2.2 Реформа местного управления……………………………………………... 12
2.3 Реформа городского управления…………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы……………………………………………… 18
План:
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1. | Предпосылки реформы государственного управления......……………….. | 4 |
2. | Реформа государственного управления…………………………………… | 6 |
2.1 | Реформа центрального управления………………………………………… | 9 |
2.2 | Реформа местного управления……………………………………………... | 12 |
2.3 | Реформа городского управления…………………………………………… | 14 |
Заключение…………………………………………………… |
16 | |
Список использованной литературы……………………………………………… | 18 |
Введение
В
преддверии нового тысячелетия Россия
вновь встала перед выбором: какой
путь избрать, на кого ориентироваться,
на Запад, на Восток или же пытаться
идти своим самобытным путем? Страна
переживает переломный момент: упадок
экономики, производства, деградация общественного
сознания. По мнению многих историков,
наиболее ярким примером проведения
целого комплекса государственных
реформ за сравнительно небольшой отрезок
времени, являются реформы Петра I, позволившие
России за четверть века из отсталой в
культурном, экономическом и военном
отношении страны превратиться в
одно из ведущих европейских
Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Тем не менее, до сих пор обсуждается вопрос: прав ли был Петр, выбирая путь полной ориентации на запад? С другой стороны, необходимо посмотреть, был ли Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент: как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?
В настоящее время Россия, как и три века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.
Цель данной контрольной работы: всестороннее рассмотрение характера реформы государственного управления Петра I и ее влияние на историю.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
и государства, способствующих проведению реформы;
государственного
управления Петром I.
В царствование Петра были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований того времени послужили предпосылками реформ Петра, первыми попытками формирования новой системы власти в форме дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия, борьба за власть между родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами, привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни страны. Необходимо было также создание боевой регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Действующая власть оказалась недостаточно приспособленной к решению внутриполитических и особенно внешнеполитических задач. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств, таких как Швеция, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.
Развитие
промышленности и экономики в
целом, первые зачатки создания регулярной
армии, расширением городов, развитие
социальной сферы требовали разграничения
функций и сфер влияния, но для получения
положительного эффекта от этого развития,
разграничения функций и сфер влияния,
а также контроля за деятельностью новых
структур благообеспечения страны, необходимо
было создать новую систему управления,
которая бы оказалась способной успешно
решить стоявшие перед страной проблемы
и вопросы. Именно такая политическая
форма организации, как дворянская империя
с ее тотальным контролем не только за
материальными ресурсами страны, но и
за личностью подданных, вплоть до их поведения
в частной жизни, смогла мобилизовать
все материальные и духовные ресурсы страны
на решение основной задачи - реконструкции
экономики и даже самого уклада жизни
- создание в сжатые сроки военно-промышленного
комплекса как основы военной мощи, регулярной
армии и флота, развитие науки и образования.
Все это и послужило основным импульсом
к проведению реформы государственного
управления.
2. Реформа государственного управления
В
первой четверти XVIII в. переход к
абсолютизму был ускорен
Особенность
российского абсолютизма
Наконец,
усиление роли государства проявилось
в детальной, обстоятельной регламентации
прав и обязанностей отдельных сословий
и социальных групп. Наряду с этим
происходила юридическая
Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:
· I этап - 1699 - 1710 гг. - частичные преобразования;
· II этап - 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
·III
этап - 1719 - 1725 гг. - образование новых
органов отраслевого
2.1. Реформа центрального управления
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
Переход
к абсолютизму, означал, прежде всего
отмирание сословно-
Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена. Образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII веках. Данная система содержала ряд черт, весьма привлекательных для Петра:
1)
Это функциональный принцип
2)
Это устройство учреждения на
началах коллегиальности,
Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это звание Петру I.
Однако абсолютный
монарх, сосредоточивший в своих
руках всю законодательную, исполнительную
и судебную власть, не мог, разумеется,
выполнять все государственные
функции единолично. Ему понадобилась
целая система новых
В
1712 г. у Петра появляется новая
идея преобразования органов центрального
управления (опять же по шведскому
образцу). Взамен устаревшей системы
приказов было создано 12 коллегий, каждая
из которых ведала определенной отраслью
или сферой управления (например, иностранными
делами, морскими делами, государственными
доходами) и подчинялась Сенату.
Коллегии получили право издавать указы
по тем вопросам, которые входили
в их ведение. Кроме коллегий было
создано известное число
В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.
Своеобразным
итогом административных преобразований
Петра I стала принятая в 1722 году Табель
о рангах - свод законов о порядке
государственной службы. Табель обязывала
всех дворян служить, и объявляла
службу единственным способом получения
любого государственного чина, причем
открывались возможности