Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:04, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: всестороннее рассмотрение характера реформы государственного управления Петра I и ее влияние на историю.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 2
1. Предпосылки реформы государственного управления......……………….. 4
2. Реформа государственного управления…………………………………… 6
2.1 Реформа центрального управления………………………………………… 9
2.2 Реформа местного управления……………………………………………... 12
2.3 Реформа городского управления…………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы……………………………………………… 18

Работа содержит 1 файл

реформы петра.docx

— 35.36 Кб (Скачать)

    План:

Введение……………………………………………………………………………. 2
1. Предпосылки реформы государственного управления......……………….. 4
2. Реформа государственного управления…………………………………… 6
2.1 Реформа центрального управления………………………………………… 9
2.2 Реформа местного управления……………………………………………... 12
2.3 Реформа городского управления…………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………… 16
Список  использованной литературы……………………………………………… 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой  путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного  сознания. По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных  реформ за сравнительно небольшой отрезок  времени, являются реформы Петра I, позволившие  России за четверть века из отсталой в  культурном, экономическом и военном  отношении страны превратиться в  одно из ведущих европейских государств.

     Петровские  преобразования, затронувшие практически  все сферы жизни Российского  государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие  на весь дальнейший ход исторического  процесса в нашей стране. Главное  отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в  то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни  общества и государства. Тем не менее, до сих пор обсуждается вопрос: прав ли был Петр, выбирая путь полной ориентации на запад? С другой стороны, необходимо посмотреть, был ли Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент: как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?

     В настоящее время Россия, как и  три века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.

     Цель  данной контрольной  работы: всестороннее рассмотрение характера реформы государственного управления Петра I и ее влияние на историю.

     Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить общие особенности становления абсолютизма в России;
  • выявить весь спектр проблем, назревших в различных сферах жизни общества

и государства, способствующих проведению реформы;

  • выяснить особенности, а также сильные и слабые стороны реформирования,

государственного  управления Петром I. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Предпосылки реформы государственного управления
 

     В царствование Петра были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований того времени послужили предпосылками реформ Петра, первыми попытками формирования новой системы власти в форме дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

     Обостряющиеся классовые противоречия, борьба за власть между родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами, привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни страны. Необходимо было также создание боевой регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Действующая власть оказалась недостаточно приспособленной к решению внутриполитических и особенно внешнеполитических задач. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств, таких как Швеция, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.

     Развитие  промышленности и экономики в  целом, первые зачатки создания регулярной армии, расширением городов, развитие социальной сферы требовали разграничения функций и сфер влияния, но для получения положительного эффекта от этого развития, разграничения функций и сфер влияния, а также контроля за деятельностью новых структур благообеспечения страны, необходимо было создать новую систему управления, которая бы оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы и вопросы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования. Все это и послужило основным импульсом к проведению реформы государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Реформа государственного управления

     В первой четверти XVIII в. переход к  абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются  регулярная армия и бюрократический  аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так  и юридическое оформление абсолютизма. Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени  она широко использовалась в государственном  управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации  к лучшему выполнению правительственных  распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились  в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем  гвардейских офицеров. Офицеры и  солдаты занимались также переписью  населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих  политических противников абсолютизм использовал и специально созданные  для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию. В первой четверти XVIII в. возникает  вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления. Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных  учреждений.

     Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием  крепостничества, тогда как в  большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и  отмены крепостного права. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его  вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего  закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в.

     Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации  прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.Административным преобразованиям способствовал  и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой  необходимые рычаги управления, которые  он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый  комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов  власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили  во время правления Петра I и имели  огромное прогрессивное значение.

     Рассмотрим  реформы высших органов власти и  управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:

     · I этап - 1699 - 1710 гг. - частичные преобразования;

     · II этап - 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних  центральных органов власти и  управления, создание Сената, появление  новой столицы;

     ·III этап - 1719 - 1725 гг. - образование новых  органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и  финансово-налоговой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Реформа центрального управления

     В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый комплекс реформ, связанных  с перестройкой центральных и  местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

     Переход к абсолютизму, означал, прежде всего  отмирание сословно-представительных органов. Отмирает наиболее характерный  орган сословно-представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские  соборы созываются в последний раз  в полном составе. Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, Боярская дума. Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью, так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее приближенных царю. Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 года, провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Сенат  выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного  органа, Петр настаивал на признании  Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

     Для установления жесткого контроля над  управлением Петр в 1711 г. создает  систему фискалов, которые подчинялись  обер-фискалу. В обязанности им вменялось  доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных  поступках должностных лиц. Фискалы  были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для  расцвета коррупции и дал широкие  возможности для  сведения счетов. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена. Образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII веках. Данная система содержала ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

    1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание  учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;

     2) Это устройство учреждения на  началах коллегиальности, четкой  регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда,  установления единообразия штатов  и жалованья.

     Усиление  власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних  атрибутах, важнейшим из которых  явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это звание Петру I.

           Однако абсолютный монарх, сосредоточивший в своих  руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные  функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных  и местных органов, к тому же в  начале XVIII века Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.

    В 1712 г. у Петра появляется новая  идея преобразования органов центрального управления (опять же по шведскому  образцу). Взамен устаревшей системы  приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления (например, иностранными делами, морскими делами, государственными доходами) и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы  по тем вопросам, которые входили  в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко  разграничены.

    В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты  коллегий, окончательно разграничивавший их функции  и компетенцию. Формирование коллегиальной  системы было завершено. Она функционировала  почти столетие - с 1717 по 1802 г.

    Своеобразным  итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 году Табель о рангах - свод законов о порядке  государственной службы. Табель обязывала  всех дворян служить, и объявляла  службу единственным способом получения  любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения  по службе и выходцев из «подлого люда», а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась  известная демократизация системы  управления. 
 

Информация о работе Реформы Петра 1