Реформы органов государственного управления СССР 1946-1948гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение Реформ органов государственного управления в период с 1946-1948гг.
На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:
Уточнение формулировки понятия аппарата государственного управления;
Изучение основных элементов системы Советских органов государственного управления в период Великой Отечественной войны;
Рассмотрение предпосылок Реформ органов государственного управления в 1946-1948 годах;
Проведение анализа специфики Реформ органов в государственном управлении, Реформы вооруженных сил.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………………3
1. Аппарат государственного управления…………...……………………………..5
2. Особенности государственного управления в послевоенные 1940-е годы…...8
2.1. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне…………………………………………………...…8
2.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления…………………………………………………………………...……..12
3. Реформы органов государственного управления в 1946-1948 годах……………………………………………………………………………...….15
3.1.Реформа высшего исполнительно-распорядительного органа СССР…...15
3.2.Реформа отраслевых органов центрального управления…………..…….16
3.3.Реформа плановых органов………………………………………...………18
3.4.Реформа комплектования и управления вооруженными силами…………………………………………………………….…………………19
Заключение……………………………………………………...…………………..21
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ печатать.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     В дополнение к прежним наркоматам, переименованным в министерства, создавались новые наркоматы-министерства специализированного профиля, что во многом определялось задачами восстановления и реконструкции предприятий. Так, в начале 1946г. были образованы Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, Наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий, Наркомат по строительству топливных предприятий. Вместо двадцати пяти отраслевых народных комиссариатов промышленности в 1945г. через два года, в 1947г., их имелось уже 34. Бюрократическо-управленческий аппарат значительно вырос. 
 

     3.3.Реформа  плановых органов 

     Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответственность за сроки и качество реализации государственных планов. 15 декабря 1947г. постановлением ЦК ВКП(б) Государственная плановая комиссия Совета министров была освобождена от решения задач внедрения новой техники и проблем материально-технического снабжения и преобразована в Государственный плановый комитет (Госплан). Новому Госплану оставили только функции планирования, учета и контроля. Обязанности снабжения передали Государственному комитету по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР (Госснаб СССР). Вопросы внедрения новой техники передали в ведение вновь созданного Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР (Гостехника СССР).

     Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля, представленное в 1940 наркоматом, преобразованным в 1946 году в министерство, и вертикально построенной системой республиканских и других местных структур. Министерство госконтроля как бы подменяло прокурорский надзор, занимаясь поиском виновных в срыве государственных планов, в разных злоупотреблениях, нарушениях финансовой дисциплины и так далее.

     Сильное, организованное бюрократически ведомство жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления и народного хозяйства, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, действовало независимо от других управленческих структур, выявляло недостатки, злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности, «стало, по сути, главным фискальным учреждением в стране»8. 
 

3.4.Реформа вооруженных сил 

     С окончанием войны прекратила свое существование  Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946г. Красная Армия стала именоваться  Советской Армией. Управление всеми вооруженными силами стало осуществляться одним ведомством. Народный комиссариат военно-морского флота был упразднен. Военное командование утратило право награждения военнослужащих орденами и медалями.

     Демилитаризованное  государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функционировать на основе законов мирного времени в соответствии с присущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.

     Изменили  профиль многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и т.д. Самое современное оборудование подведомственных предприятий, воплотившее достижения военно-технической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народного хозяйства и населения.

     Ликвидированы чрезвычайные органы управления: Государственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандования и другие.9

     Опыт  прошедшей войны, новое вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы  Вооруженных Сил СССР. Они в  те годы состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные  силы, военно-морской флот, войска ПВО  страны (с 1948г.), воздушно-десантные войска (с 1946г.) - во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины, повышения боевой готовности войск в 1946г. были утверждены Дисциплинарный устав и Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, а также Уставы строевой (1947г.), гарнизонной и караульной службы (1950г.).

     15 марта 1946г. Верховный Совет  СССР принял Закон о преобразовании  Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и народных комиссариатов в министерства. Народный комиссариат внутренних дел СССР соответственно был преобразован в Министерство Внутренних Дел СССР, Народный комиссариат внутренних дел союзных и автономных республик - в соответствующие Министерство внутренних дел, а Народный комиссариат государственной безопасности СССР - в Министерство государственной безопасности СССР.  

 

     

     Заключение 

     Изменения в государственном аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.

     Послевоенное  управление перестроено вновь на конституционной основе: демилитаризация, децентрализация, демократизация, упразднение  чрезвычайных органов и методов, развитие управленческого творчества, организации политической активности широких слоев народа, участия их в налаживании мирного управления.

     Попытки совершенствования системы органов  государственного управления проводились  не только за счет количественных изменений, но и путем перераспределения компетенции между органами.

     Государственное управление перевело страну на мирные рельсы, решило комплекс задач четвертого пятилетнего плана, превратило СССР во вторую ядерную державу, способствовало сохранению и укреплению мира в борьбе с инициаторами обострения противостояния двух мировых систем.

     Послевоенная  советская система управления отягощена  противоречиями. Процветало отсутствие планомерности, систематичности в решении сложных социально-экономических, политических, духовных проблем, утверждались директивный стиль, власть растущей номенклатурной бюрократии, чрезмерно разбухшего аппарата государственных, общественных, особенно партийных органов, их узких номенклатурных групп и первых лиц. Усилено административно-бюрократическое начало в работе органов управления, усложнена его структура, действовали параллельные звенья в аппарате, что лишало его гибкости; становились громоздкими штаты управленческого персонала. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. История государства и права России: Учебник /Отв. ред. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998 – 482 с.
  2. История отечественного государства и права: Учебник (часть 2) (3-е издание, переработанное и дополненное) /Отв. ред. О.И. Чистяков. – М.: Юристъ, 2002
  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Магистр-Пресс, 2004
  4. История государственного управления России: Учебник /Отв. ред.       В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 608 с.
  5. Румянцева В.Г., Брижанин В.В. Исторические этапы реформирования государственного управления в России в конце XX - начале XXI века: результаты и перспективы // История государства и права – 2008. № 5.
  6. Кодинцев А.Я. Реорганизация органов военной юстиции и военно-судебного управления СССР в 1948 - 1957 гг. // Военно-юридический журнал, 2008. № 8.
  7. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.html
  8. Министерство // Большая советская энциклопедия – 1970.
  9. Народный комиссариат // Большая советская энциклопедия – 1970.
  10. Исаев И.А. История государства и права России – М.: Юрист, 1993.
  11. История России с древности до наших дней: Учебник / Отв. ред.         М.Н. Зуев. – М.: 1996. – 516 с.
  12. Никулин В.А. История государственных учреждений в СССР. 1936—1965гг.: Учебник – М.: 1966.

Информация о работе Реформы органов государственного управления СССР 1946-1948гг