Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение Реформ органов государственного управления в период с 1946-1948гг.
На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:
Уточнение формулировки понятия аппарата государственного управления;
Изучение основных элементов системы Советских органов государственного управления в период Великой Отечественной войны;
Рассмотрение предпосылок Реформ органов государственного управления в 1946-1948 годах;
Проведение анализа специфики Реформ органов в государственном управлении, Реформы вооруженных сил.
Введение…………………………………………………………...…………………3
1. Аппарат государственного управления…………...……………………………..5
2. Особенности государственного управления в послевоенные 1940-е годы…...8
2.1. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне…………………………………………………...…8
2.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления…………………………………………………………………...……..12
3. Реформы органов государственного управления в 1946-1948 годах……………………………………………………………………………...….15
3.1.Реформа высшего исполнительно-распорядительного органа СССР…...15
3.2.Реформа отраслевых органов центрального управления…………..…….16
3.3.Реформа плановых органов………………………………………...………18
3.4.Реформа комплектования и управления вооруженными силами…………………………………………………………….…………………19
Заключение……………………………………………………...…………………..21
Список использованной литературы…………………………
В
дополнение к прежним наркоматам, переименованным
в министерства, создавались новые наркоматы-министерства
специализированного профиля, что во многом
определялось задачами восстановления
и реконструкции предприятий. Так, в начале
1946г. были образованы Наркомат по строительству
предприятий тяжелой индустрии, Наркомат
по строительству военных и военно-морских
предприятий, Наркомат по строительству
топливных предприятий. Вместо двадцати
пяти отраслевых народных комиссариатов
промышленности в 1945г. через два года,
в 1947г., их имелось уже 34. Бюрократическо-управленческий
аппарат значительно вырос.
3.3.Реформа
плановых органов
Изменен статус и возросла роль плановых органов, их ответственность за сроки и качество реализации государственных планов. 15 декабря 1947г. постановлением ЦК ВКП(б) Государственная плановая комиссия Совета министров была освобождена от решения задач внедрения новой техники и проблем материально-технического снабжения и преобразована в Государственный плановый комитет (Госплан). Новому Госплану оставили только функции планирования, учета и контроля. Обязанности снабжения передали Государственному комитету по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР (Госснаб СССР). Вопросы внедрения новой техники передали в ведение вновь созданного Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР (Гостехника СССР).
Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля, представленное в 1940 наркоматом, преобразованным в 1946 году в министерство, и вертикально построенной системой республиканских и других местных структур. Министерство госконтроля как бы подменяло прокурорский надзор, занимаясь поиском виновных в срыве государственных планов, в разных злоупотреблениях, нарушениях финансовой дисциплины и так далее.
Сильное,
организованное бюрократически ведомство
жестко контролировало исполнение решений
правительства во всех отраслях управления
и народного хозяйства, соблюдение финансово-бюджетной
дисциплины, действовало независимо от
других управленческих структур, выявляло
недостатки, злоупотребления, привлекало
виновных к судебной ответственности,
«стало, по сути, главным фискальным учреждением
в стране»8.
3.4.Реформа
вооруженных сил
С
окончанием войны прекратила свое существование
Ставка Верховного Главнокомандования.
С 1946г. Красная Армия стала
Демилитаризованное государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функционировать на основе законов мирного времени в соответствии с присущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.
Изменили профиль многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и т.д. Самое современное оборудование подведомственных предприятий, воплотившее достижения военно-технической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народного хозяйства и населения.
Ликвидированы чрезвычайные органы управления: Государственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандования и другие.9
Опыт прошедшей войны, новое вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных Сил СССР. Они в те годы состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО страны (с 1948г.), воздушно-десантные войска (с 1946г.) - во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины, повышения боевой готовности войск в 1946г. были утверждены Дисциплинарный устав и Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, а также Уставы строевой (1947г.), гарнизонной и караульной службы (1950г.).
15
марта 1946г. Верховный Совет
СССР принял Закон о
Заключение
Изменения в государственном аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.
Послевоенное управление перестроено вновь на конституционной основе: демилитаризация, децентрализация, демократизация, упразднение чрезвычайных органов и методов, развитие управленческого творчества, организации политической активности широких слоев народа, участия их в налаживании мирного управления.
Попытки
совершенствования системы
Государственное управление перевело страну на мирные рельсы, решило комплекс задач четвертого пятилетнего плана, превратило СССР во вторую ядерную державу, способствовало сохранению и укреплению мира в борьбе с инициаторами обострения противостояния двух мировых систем.
Послевоенная
советская система управления отягощена
противоречиями. Процветало отсутствие
планомерности, систематичности в решении
сложных социально-экономических, политических,
духовных проблем, утверждались директивный
стиль, власть растущей номенклатурной
бюрократии, чрезмерно разбухшего аппарата
государственных, общественных, особенно
партийных органов, их узких номенклатурных
групп и первых лиц. Усилено административно-
Список использованной литературы:
Информация о работе Реформы органов государственного управления СССР 1946-1948гг