Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:42, реферат
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.
Введение ------------------------------------------ 3
Историография ---------------------------------- 5
Источниковедение --------------------------------- 9
Начало исправления церковных книг --------------- 10
Русская Православная церковь накануне раскола ----- 12
Никон. Краткая биография ----------------------- 15
Реформы Никона -------------------------------- 19
Собор 1654 г. по делу исправления церковных книг и обрядов ------------------------------------------ 24
Начало раскола. Основные противники Никона ------ 26
Отречение патриарха Никона от патриаршества--- 33
Собор 1666 г. по делу Никона. Низложение Никона --- 35
Заключение -------------------------------------- 40
Список использованной литературы --------------- 44
Реформы Никона и Раскол Русской Православной Церкви |
|
Содержание
Введение ------------------------------
Историография ------------------------------
Источниковедение
------------------------------
Начало исправления церковных книг --------------- 10
Русская Православная церковь накануне раскола ----- 12
Никон. Краткая биография ----------------------- 15
Реформы Никона ------------------------------
Собор 1654 г. по делу
исправления церковных книг и
обрядов ------------------------------
Начало раскола. Основные противники Никона ------ 26
Отречение патриарха Никона от патриаршества--- 33
Собор 1666 г. по делу Никона. Низложение Никона --- 35
Заключение ------------------------------
Список использованной
литературы --------------- 44
Введение
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.
О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему - толковали его причины и разъясняли последствия (большей частью весьма неудовлетворительно и поверхностно). Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов.
За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями.
При
поддержке Алексея Михайловича
Никон начал проводить
Хотя
реформа затрагивала лишь внешнюю
обрядовую сторону религии, эти
изменения получили значение большого
события. К тому же выяснилось стремление
Никона использовать реформу для
централизации церкви и усиления
власти патриарха. Недовольство вызвали
и насильственные меры, с помощью
которых Никон вводил в обиход
новые книги и обряды. Первыми
за «старую веру» выступили
Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.
К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.
Объединению
в движении столь разнородных
социальных сил способствовала противоречивая
идеология Раскола. Раскол защищал
старину, отрицал нововведения, проповедовал
принятие мученического венца во
имя «старой веры», во имя спасения
души, и в то же время резко
обличал в религиозной форме
феодально-крепостническую
Раскол
стал одновременно и знамением консервативной
антиправительственной
Массовый
характер движение Раскола приобрело
после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего
старообрядцев анафеме, как еретиков,
и принявшего решение об их наказании.
Этот этап совпал с подъемом в стране
антифеодальной борьбы; движение Раскола
достигло своего апогея, распространилось
вширь, привлекая новые слои крестьянства,
в особенности крепостных, бежавших
на окраины. Идеологами раскола стали
представители низшего
Историография
В
понимании раскола в литературе
существуют две основные тенденции.
Одни ученые склонны видеть в нем
социально-политическое движение в
религиозной форме. Другие исследователи
усматривают в расколе и
Основоположником первой традиции был профессор Казанской духовной академии А.П. Щапов, по своим взглядам близкий к революционерам-демократам. В работе «Земство и раскол» он пришел к оценке раскола как «могучей, страшной общинной оппозиции податного земства, массы народной против государственного строя – церковного и гражданского». Он связывал раскол с крестьянскими восстаниями и положил начало его трактовки как движения социального протеста.
Для
своего времени трактовка
Характерным примером такого представления может служить оценка раскола в «Истории СССР». Автором этого труда был известный специалист по эпохе Петра Великого Н.И. Павленко, но на страницах обобщающего многотомного труда он выражал, конечно, не столько свои взгляды, сколько общепринятую и «высочайше утвержденную» концепцию. «Старообрядчество – сложное движение как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом для всех, кто становился под знамя старообрядчества, был возврат к старине, протест против каких бы то ни было новшеств, Однако, различные социальные группы вкладывали в понятие «старины» неодинаковое содержание». Далее утверждается, что «крестьянин и посадский могли быть глухи к заклинаниям фанатика Аввакума, но зато с сочувствием относились к борьбе с строобрядчеством, против дворянского государства... Стрельцы со стариной вольную службу в столице, жизнь, необремененную походами. Широкое участие в торгах и промыслах. А духовенство отождествляло старину с привычным выполнением обрядов, с заученными молитвами»(!). Наконец, бояре-старообрядцы видели в старине «возврат к боярскому самовластию». В итоге делается парадоксальный вывод, что «под лозунгами старообрядства выступали люди, интересы которых были диаметрально противоположны».
В
этих рассуждениях справедливо только
то, что старообрядцы действительно
были за старину, и что в движении
раскола участвовали фактически
все классы и социальный слой. Но
вот ставили ли они приписанные
им задачи, отстаивая старую веру? Для
крестьянина и посадского человека
были более простые и эффективные
способы «борьбы с дворянским
государством» (а точнее, с крайностями
крепостничества и
М.В. Бушуев в работе "История государства Российского" отмечает, что специфические сословные интересы стрельцов отчетливо были выражены в знаменитых стрелецких бунтах 1682 и 1698 годов. И, хотя «прения о вере» в них действительно имели место, то совсем не потому, что раскол для них был удобной формой протеста, а потому, что многие стрельцы исповедовали старую веру. Он также замечает, что никто из бояр в XVII не стремился к «боярскому самовластию», что после смуты, к тому же имея перед глазами печальный пример Польши, вряд ли кто из них мечтал об ослаблении власти и децентрализации. Но если все же считать их участие в расколе скрытой оппозицией, Бушуев признает, что это самая проигрышная оппозиция. Ученый высказывает мнение, что представители всех сословий, участвовавших в расколе, сознательно ставили под удар свой социальный статус, действовали не в духе своих классовых и клановых интересов, а часто вопреки им. Он так же говорит о том, что для того, чтобы разглядеть в старообрядческой гари социальный протест, а не апокалиптическое видение «конца света» и явления «антихриста», надо вооружиться уж очень своеобразной и очень марксистской «методологией», позволяющей белое видеть черным и наоборот…
В.М.
Бушуеву кажется более
С.М. Соловьеву принадлежит заслуга введения в научный оборот обширных материалов о расколе. Он создал и запоминающиеся исторические портреты многих участников бурной и напряженной эпохи. Не случайно материалами источника впоследствии широко пользовался известный исторический романист Д. Мордовцев в работе над романом «Великий раскол». Великий русский историк был первопроходцем в архивных изысканиях, и поэтому многие важные документы по Расколу остались вне поля зрения.
Существенные уточнения многих сюжетов, связанных с Расколом, основанные на собственных архивных изысканиях, принадлежат профессору Московской духовной академии Н.Ф. Каптереву. В результате напряженной исследовательской работы появились две главы монографии ученого – «Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с середины XVI до конца XVIII столетия» и «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». Автор этих книг сумел по-новому взглянуть на взаимоотношения светской и церковной власти в расколе, показал трагическое для Русской Церкви по своим последствиям вмешательство восточных архиереев и патриархов в церковно-обрядовую реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Вопреки официальным взглядам на Раскол как на результат косности и фанатизма «расколоучителей», отступивших от Православия, Каптерев считал, что в разделении Церкви виноваты обе стороны: и сторонники реформы, и ее противники. Не удивительно, что ученый поначалу встретил критику и непонимание коллег. О его полемике с Н.И. Субботиным, публикатором знаменитых «Материалов по истории раскола», рассказывается в очерке А.П. Богданова «Судьба профессора Духовной Академии».
В традиции Н.Ф. Каптерева рассматривал Раскол и такой известный историк, как А.В. Карташев. Его обобщающая работа в главах о Расколе как бы подытоживает все достижения русской историографии старообрядчества.
Совсем краткую, но удивительно глубокую и интересную характеристику раскола дает протоиерей Георгий Флоровский в книге "Пути русского богословия.
В современной литературе о Расколе не написано так уж много содержательных работ, которые, к тому же, представляют интерес для массового читателя. Это, прежде всего, популярная книга историка А.П. Богданова «Перо и крест». Это издание включает ряд очерков по истории Церкви, в которых рассказывается о тех ее деятелях, которые, по мнению автора, вошли с ней в конфликт. В этой книге идет речь о протопопе Аввакуме и его соратниках, истории соборов против старообрядцев.
Информация о работе Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви