Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:03, контрольная работа
Тема была выбрана для контрольной работы, потому что привлекает царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. "Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха - именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный".
Таким образом, исходя из вышесказанного, целью работы является рассмотрение системы реформирования Российского государства в период правления Ивана IV Грозного.
Задачи работы:
- охарактеризовать первый и второй период реформ;
- рассмотреть сущность реформ через призму истории.
Введение 3
1. Первый период реформ 5
2. Второй период реформ Избранной рады 11
3. Сущность реформ Ивана IV Грозного глазами историков 18
Заключение 24
Список использованных литературных источников 26
В
целях укрепления вооруженных сил
правительство Адашева
Проекты «землемерия» приобрели широкую популярность в среде дворянства. Дворяне не прочь были поправить свои дела за счет церкви. Земельные богатства духовенства возбуждали в них зависть. В центральных уездах страны монастыри успели завладеть примерно 1/3 населенных крестьянами земель.
Покушение на земельные богатства церкви встретило решительное противодействие со стороны воинствующих церковников – иосифлян. Так называли себя последователи Иосифа Волоцкого, главного противника Нила Сорского и нестяжателей. Иосифлянское большинство сплотилось вокруг Макария и провалило правительственную программу секуляризации. Правительству удалось лишь частично осуществить свои замыслы. В мае 1551 г. был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Закон полностью запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Земли, уже переданные монастырям без доклада, подлежали конфискации и обращались в поместную раздачу. Осуществление нового земельного законодательства позволило правительству несколько пополнить фонд поместных земель.
Первые реформы Адашева имели важное значение: они способствовали укреплению центральной власти и в известной мере удовлетворили интересы дворянства. Но они носили в целом компромиссный характер. Консервативное боярство неохотно уступало свои позиции служилым людям.
Вторым этапом реформ стало окончание перестройки центральных органов власти, и появилась единая приказная система. Самые крупные сектора управления перешли в ведение особых приказов: внешние отношения перешли в ведомство Посольского приказа, военные дела в ведомство Разрядного, земельные дела отошли в Поместный приказ. Приказная система не выделялась полным единообразием, но она соответствовала потребностям политической централизации Российского государства. Боярская дума осуществляла контроль за деятельностью приказов, время от времени посылая туда окольничих и бояр. Приказы стали разветвленной канцелярией думы. Относительно служилой бюрократии следует отметить, что она взяла на себя всё приказное делопроизводство.
Одним из первых приказов была Челобитная изба, возглавленная А. Адашевым. Он принимал челобитные и проводил по ним расследование, т.о. челобитная изба стала высшим контрольным органом. Поместный приказ распределял поместья и вотчины между служилыми людьми. В ведении разрядного были вооружённые силы. Разбойный вёл борьбу с «лихими» людьми. Земской ведал порядком в Москве.
Оформление
приказной системы ставило
Тексты важнейших вердиктов этого времени сохранились лишь в литературном пересказе. Незадолго до своей отставки Адашев включил в официальную летопись рассказ, ставивший целью прославить его реформаторскую деятельность. Этот рассказ окрашен в апологетические тона и требует критики.
Самый важный адашевский «приговор» 1555 – 1556 гг. был посвящён кормлениям и службе. Правительство начало ликвидацию кормлений уже в начале 50-х годов, и именно тогда были ликвидированы крупнейшие наместничества во внутренних уездах страны (Рязанское, Костромское и др.). Но после взятия Казани бояре «возжелали богатства», разобрали доходные кормления, а прочими кормлениями «государь пожаловал всю землю», иначе говоря, знатнейшее дворянство. Новая широкая раздача кормлений имела место в связи с первыми успехами в Ливонской войне в 1558 г. Итак, «приговор» 1555 – 1556 гг. не ликвидировал систему кормлений одним ударом. Из – за противодействия бояр и знатных дворян, пользовавшихся привилегией замещать «кормленные» должности, отмена кормлений затянулась на многие годы. Перестройка органов местного управления была осуществлена в полной мере и в сравнительно короткий срок только на Севере, где на черносошных землях жило малочисленное крестьянское население и почти совсем отсутствовало землевладение феодалов. Суд и сбор податей прежде осуществляемые здесь кормленщиками, перешли в руки «излюбленных голов», выбиравшихся населением. На черносошном севере земское самоуправление дало наибольшие преимущества не дворянам, а купцам промышленникам и богатым крестьянам. Земские органы наделялись довольно широкими полномочиями (административными, судебными, финансовыми). Они защищали на местах интересы зарождавшегося «третьего сословия» - волостной и посадской верхушки, в первую очередь.
Земская реформа, проведенная правительством Адашева, в целом как бы завершила общую перестройку аппарата государственного управления на новых сословных началах.
В центральных уездах земская реформа, начатая еще в 1539г., носила с самого начала продворянский характер. Правительство передало надзор за местным управлением губным старостам и городовым приказчикам, которых избирали из своей среды провинциальные дворяне. Губные старосты, а не наместники-кормленщики должны были теперь вершить суд по важнейшим уголовным делам. Деятельностью губных старост непосредственно руководил Разбойный приказ в Москве.
Позднее в ведение губных старост перешли и другие вопросы местного управления. В лице губных старост уездные дворяне получали орган, защищавший их сословные интересы.
В распоряжении государства не было еще ни кадров администрации, ни денег, чтобы платить жалование за гражданскую службу. Поэтому губные и земские старосты исполняли свои обязанности бесплатно. Реформы шли трудно. Пожилые и не очень здоровые люди, избранные губными старостами (предписано избирать лишь тех дворян, кто не был способен к военной службе), не горели желанием бросать свои имения и бесплатно исполнять свои трудные административные обязанности. Многие отказывались целовать крест, без чего нельзя было вступить в должность, некоторые уезжали из своих уездов в Москву. Новоявленных администраторов приходилось ловить, сажать на время в тюрьму и насильно отправлять в свои уезды.
Вслед
за отменой системы кормлений
в 1556 году был издан указ, регулирующий
военную службу боярства и дворянства
в соответствии с их вотчинами
и поместьями. Это Уложение о службе
также известное нам в
В знаменитых «царских вопросах» Стоглавому собору власти впервые заявили о необходимости «уравнять дворян в землях» и обеспечить разоренных «недостальных» дворян. «И то бы приговоря, - значилось в царских вопросах,- да поверстати по достоинству безгрешно, а у кого лишек, ино недостаточного пожаловати». Не было другого вопроса, который бы так глубоко занимал и волновал всю массу дворянства, как вопрос о земельном обеспечении. Тема «дворянского оскудения» получила наиболее полное освещение в сочинениях известного публициста 50-х годов Ермолая Еразма. Его трактат о «землемерии» содержал проект всеобъемлющей перестройки системы поземельного обеспечения служивого дворянства. Целью Еразма было спасение «скудеющего» дворянства и вместе с тем облегчение участи крестьян - «ратаев». Еразм добился того, чтобы дворяне несли воинскую службу в строгом соответствии с размерами их земель. Для этой цели правительство должно было произвести всеобщее «землемерие».
Социальные устремления Еразма, живое сочувствие нуждам угнетенного крестьянства были чужды членам кружка Адашева, интересы которых ограничивались желанием провести продворянские военно-административные реформы. Но выдвинутые им смелые идеи, оказали влияния на воззрения Адашева. Следы такого влияния обнаруживаются в летописном рассказе о реформе военно-служилой системы в 1556 году. Согласно этому рассказу, «приговор» о службе должен был воплотить в жизнь идею уравнения дворян в земельных наделах: «Посем же государь и сея рассмотри: которые вельможи и всякие воины многими землями завладели, службою оскудеша, не против государева жалования и своих вотчин служба их,- государь же им уравнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша; преизлишки же разделиша неимущим». Перед нами литературная версия, а не подлинный текст закона. Тщетно мы стали бы искать в нем ответ на вопрос, какие поместные оклады служили основой уравнительного «землемерия» и как определялись «излишки» у вельмож, «оскудевших службой».
Из
дальнейшего летописного
Проект уравнительного «землемерия» был самым радикальным из всех проектов Адашева. Но на практике его осуществление, по-видимому, не привело к решительному перераспределению земель между «вельможами» и простыми воинниками. Реальное значение реформы состояло в другом. Власти приравняли вотчины к поместьям в отношении воинской службы. Не только помещики, но и вотчинники теперь должны были отбывать обязательную воинскую службу и выходить в поход «конно, людно и оружно». С каждых 150 десятин пашни землевладелец выводил в поле воина в полном вооружении. Приводивших больше нормы – награждали, меньше – наказывали.
Военная реформа Адашева упорядочила дворянскую службу и повысила боеспособность армии накануне решающих сражений Ливонской войны.
В
результате реформ Избранной Рады весьма
чётко обозначился процесс
По существу реформы Избранной рады были направлены на достижение компромисса интересов государства и поднимающихся сословий. Они намечали пути развития русской государственности как сословно-представительской монархии. Можно спорить о системе развития сословий и сословно-представительских учреждений в России середины XVI века, но отрицать тенденция нельзя. Процесс осложнялся вмешательством государства. Консолидация верхушки служилого сословия в особую правящую и привилегированную группировку сопровождалась утверждением в середине XVI века обязательной службы монарху. Деятельность губных старост жёстко контролировалась из Москвы Разбойным приказом, а деятельность органов земского самоуправления связывалась принципом круговой поруки. И, тем не менее, общая линия развития сословных прав и сословного представительства с тенденцией известного ограничения власти государя прослеживается очень отчётливо. Развитие сословно-представительных учреждений не противоречило централизации. В странах Западной Европы сословно-представительная монархия представляла собой особый, закономерный этап становления централизованных государств, предшествующий абсолютизму.
Но именно такой путь развития государства не устраивал самого царя Ивана. Царь не желал быть сколько-нибудь зависимым ни от бояр, ни от купцов. Мировоззрение Грозного довольно хорошо прослеживается в его сочинениях. Красной нитью через всё его «литературное творчество» проходит одна главная идея — неограниченной, ни от кого не зависимой самодержавной власти. По мысли Ивана Грозного, царская власть имеет не земное, а Божественное происхождение, и только царь, «избранник божий», мог отвечать за судьбу страны имел исключительное право «добрых жаловати, а лихих казнити». Никто из подданных не в праве давать ему советы, все они, от знатных бояр до простых «войников» - суть «государевы холопи». С иронией писал царь Иван и о своей «братии» - европейских монархах, власть которых была ограниченна сословиями и парламентами. «Безбожные языцы» (т. е. государи – язычники, неправославные), - заявлял царь, - те все царствованиями своими не владеют, како им повелят работные их (т. е. подданные), и тако и владеют». «А российское самодерьжьство изначала сами владеют своими государствы, а не боляре или вельможи». Польскому королю Стефану Баторию (известно, что короли в Польше избирались на сеймах) Иван, похваляясь, писал, что он-де царь и великий князь всея Руси «по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению». В том же духе он обращался и к английской королеве Елизавете: «И мы чаяли того, что ты на своем государьстве государыня и сама владеешь… Ажно у тебя люди (т. е. служилые люди, дворяне) владеют, и не только люди, но мужики торговые, и о наших о государьских головах, и о честех, и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков…».