Реформы ивана грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Тема была выбрана для контрольной работы, потому что привлекает царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. "Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха - именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный".
Таким образом, исходя из вышесказанного, целью работы является рассмотрение системы реформирования Российского государства в период правления Ивана IV Грозного.
Задачи работы:
- охарактеризовать первый и второй период реформ;
- рассмотреть сущность реформ через призму истории.

Содержание

Введение 3
1. Первый период реформ 5
2. Второй период реформ Избранной рады 11
3. Сущность реформ Ивана IV Грозного глазами историков 18
Заключение 24
Список использованных литературных источников 26

Работа содержит 1 файл

контр история.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

     В нашей истории царствование Ивана  Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю. Этот царь был выдающейся личностью, был прекрасно образован, но очень не красив и, возможно, болел каким-то психическим заболеванием, а России в то время требовался сильный царь-реформатор, государство получило его. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного, в которой скрывались черты выдающегося государственного деятеля, дипломата, выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.

     Возможно, кровавые поступки скрыли собой те благие поступки, которые он совершил, но реформы этого человека сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал». Их можно обелить как необходимость преодоления данного этапа истории, в котором много неясного, и многие историки расходятся в точке зрения на этот период. Но с конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится единодушной, он изображался патриотом Русской земли, беспощадно, но справедливо расправляющийся с изменниками-боярами.

     Тема  была выбрана для контрольной работы, потому что привлекает царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. "Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха - именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный".

     Таким образом, исходя из вышесказанного, целью работы является рассмотрение системы реформирования Российского государства в период правления Ивана IV Грозного.

     Задачи  работы:

     - охарактеризовать первый и второй  период реформ;

     - рассмотреть сущность реформ через призму истории. 
 
 
 
 

     1. Первый период реформ

 

     Увеличивающаяся общественная напряжённость в стране поставила перед властью вопрос о необходимости перемен и проведения реформ. В Российском государстве были люди, готовые провести необходимые реформы. Так появилась Избранная рада, пришедшая на помощь Ивану Грозному. Состав и историческая роль её все еще остаётся спорным вопросом. Считают, собственно в неё входили священник Благовещенского храма Сильвестр, митрополит Макарий, юный придворный Алексей Фёдорович Адашев, дьяк Иван Висковатый, князь Андрей Михайлович Курбский.

     Проводя реформы, московское правительство нуждалось в поддержке и понимании русской нации. Для обеспечения поддержки правительство обратилось за помощью к политически наиболее значимым сословиям – духовенству, боярству и дворянству. Мысль соборности стала развиваться с середины XVI века. Земский Собор собирался по царской грамоте. В его состав входили Боярская Дума, Освещенный собор (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия являлась элитой общества, и в решении важных вопросов царь не мог без них обойтись. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посада была главным источником денежных доходов казны.

     Земские соборы решали основные вопросы внешней  и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (“по палатам''), но принимались всем составом собора. Значение соборов и принятие решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство; «военные соборы» решали стратегические задачи. Собор 1550 года принял новый Судебник. Собор 1648-1649 годов принял важнейший документ – Уложение. Структура соборов сложна: в состав Стоглавого собора 1551 года в полном составе входили Освященный собор, Боярская Дума и Избранная Рада. Наиболее представительным был Собор 1556 года, решавший вопрос о войне с Польшей. На нем было сформировано пять курий, представлявших духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество.

     Функции Собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву были разными. В 1550 году царь вместе с Думой принял новый Судебник. В центре законодательной работы, по-видимому, стоял Казённый приказ, возглавляемый казначеем. Не случайно в период подготовки нового кодекса А. Адашев получил чин казначея. Как только работа над судебником подошла к концу, Адашев покинул Казённый приказ. Судебник 1550 года часто называют царским судебником. Судебник рассматривает в основном судебные процедуры, уголовные преступления и некоторые нормы гражданского права.

     Среди новых важных статей надо отметить ст.60 и ст.64, которые ограничивали судебную власть провинциальных наместников. В ст.61 пункте 1. определялись лица, приговоренные  к высшей мере наказания. Это могли  быть виновные в вооруженном восстании  и заговоре против государя, а также «каждый, кто сдал крепость врагу» позднее эта норма вошла в главу 2 Соборного Уложения 1649 года.

     Cт. 57 Судебника 1497 года дублировалась ст. 88 Судебника 1550 года. Она обеспечивала крестьянам возможность перехода к другому владельцу в Юрьев день. Рассматривалось (ст. 88) и положение крестьян, живущих в доме, данном им землевладельцем (пожилые дворы).

     Интересен перечень платежей за ущерб, нанесённый достоинству людей среднего и низшего классов (ст. 26 судебника). Целью его являлась защита дворянства и городских жителей от каких-либо притеснений боярства. Шкала штрафов за ущерб достоинству указывала место человека в социальной иерархии. Чем выше был социальный статус, тем большей платы мог требовать человек.

     Холоп на Руси не рассматривался как юридически значимое лицо и поэтому не подлежал защите достоинства со стороны закона. Но согласно ст. 26, некоторые категории людей, служившие боярам, должны были получать плату за посягательство на их достоинство, даже если юридически они были холопами.

     В целом же, составители Судебника 1550 года попытались положить предел распространению  «холопства». (Ст. 76 –случаи получения  холопами свободы).

     К началу XVI века в Московском государстве появилось служилое холопство. Этот тип зависимости был следствием специальной формы ссуды. Должник обязан был выплачивать % по ссуде, выполняя определённые работы для своего кредитора. Судебник 1550 года ограничил размер ссуды по служилой кабале, установив максимум в 15 рублей. Кроме того, только вольные люди, то есть те которые не входили в налогооблагаемые сельские и городские общины, имели разрешение получать такие ссуды.

     Существенные  реформы были проведены в жизни  церкви.

     В 1549 году церковный собор провел канонизацию  «новых чудотворцев». Местные святые превратились в общерусских, создался единый для всей страны пантеон.

     В 1551 году состоялся новый церковный  собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер  по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Стоглав принял следующие решения:

     1. Заменить домашние школы на  правильно организованные церковные  училища. Их рекомендовалось основать  в Москве, Новгороде и др. городах  (гл. 26).

     2. Предписывалось переписывать книги с добрых переводов, править, чтобы не допускать ошибок. Иконописцам следовать греческим образцам и Андрею Рублеву (гл.27,28,43).

     3. Исправить нравы низшего духовенства,  усилив надзор и наказание  за непослушание. Вводилась слежка  за низшим духовенством.

     4. Осуждена продажа церковных должностей, вымогательство и взятки в  церковной среде.

     5. Осуждены «бесовские игрища»  и скоморошные представления.  Грехом признали стрижку бороды, азартные игры, мытье в бане  мужчин и женщин вместе.

     6. Осудил монастырских служащих за злоупотребления, призвал монахов довольствоваться квасами. Запрещалось проживать в одном монастыре монахам и монашкам, не велено жить в миру, собирать деньги и бражничать.

     7. Поощрялось милосердие к народу.

     8. Проведена перепись больных, калек, стариков, чтобы устроить богадельни для них с пищей и одеждой. Для надзора избирались «градские целовальники», чтобы монахи не злоупотребляли выделенными средствами. Но зарплату служащим не платили.

     9. О церковном землевладении. Церковь  лишалась земель и доходов, приобретенных в период боярского правления. Запрещалось покупать земли без специального разрешения царя. Возврату подлежали все поместные и «черные» земли, которые отняли или купили монастыри у прежних хозяев. Монастыри стали платить в казну все основные налоги.

     Собор провозгласил византийский принцип  «симфонии» церкви и государства, включив  шестую новеллу императора Юстиниана, излагавшую суть «симфонии». В 62 главе  Стоглава записано: «Человечество обладает двумя великими дарами бога, данными ему через любовь его к людям – священство и царство. Первый направляет духовные потребности; второй – управляет и заботится о человеческих делах. Оба вытекают из одного источника». Этот принцип «симфонии» церкви и государства подразумевал определённое ограничение царского самодержавия.

     Некоторые положения собора оказались не совсем чётко сформулированы и позднее  стали открыты для критики. Их переоценка в середине XVII века послужила причиной церковного раскола.

     1. В ранней христианской традиции  существовало разное сложение пальцев для крёстного знамения. На соборе было одобрено двоеперстие, что символизировало двойственную природу Христа (гл.31)

     2. Следующее решение затрагивало детали церковного ритуала. Было отмечено, что «алилуя» писалась трижды во многих церквах и монастырях Пскова и Новгорода, в Москве же – два раза. Собор запретил трёхкратное исполнение, т.е. римско – католическое, и одобрил двухкратное повторение «алилуя» (так наз. сугубая алилуя. Гл. 42)

     3. Третье противоречивое решение Собора привело к добавлению слова в восьмой части Символа Веры. В православном прочтении следует говорить, что мы веруем «в святой дух, бога, Дарителя жизни, который произошел от отца…». В рукописях «Бог (по-русски и по-церковнославянски - «Господь») был заменён словом «Истинный». Некоторые переписчики вставили «Истинный» между Бог и Даритель Жизни. Стоглавый Собор постановил, что надо говорить либо «Бог», либо «Истинный», не произнося эти слова вместе (глава 9). Правда, в действительности это решение игнорировалось. Сложилась практика читать символ веры следующим образом «Святой Дух, Истинный, Даритель Жизни». (Выпадало Бог, вместо него истинный).

     В 1550-1551 году в стране был введен новый  земельный кадастр, который определял  новую единицу налогообложения - «большую соху». Она составляла на одном хорошем поле 800 четвертей у помещика, 600 у монастырей, 500 у черносошных крестьян. Всего норма для трех полей составляла соответственно 2400, 1800 и 1500 четвертей, т. е 1200, 900 и 750 десятин. Для земель худшего качества норма была иной.

     Митрополит  Макарий и большинство членов Собора 1551 года были консерваторы. Они стремились избавить русскую церковь от её недостатков, но не собирались вводить ничего нового в её практику и догматику.

     И всё же Собор дал импульс постепенному подъему новых течений в русской религиозной и интеллектуальной жизни, открытая и смелая критика Собором недостатков в жизни церкви послужила толчком для более сознательного отношения к церковным проблемам среди священников и мирян.

     В связи с упорядочением административной и военной службы правительство предполагало отобрать из знати и дворянства тысячу «лучших слуг» и наделить их поместьями в Подмосковье. Будучи поблизости от столицы, «лучшие слуги» в любой момент могли быть вызваны в Москву для ответственных служебных поручений. Подготовлявшаяся реформа должна была приобщить цвет провинциального дворянства к делам управления. Среди историков нет единого мнения по вопросу о судьбе этой реформы. И.И. Смирнов считал организацию «тысячи» одним из важнейших достижений Избранной рады. По мнению А.А. Зимина, проект не получил практического осуществления.

Информация о работе Реформы ивана грозного