Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:59, реферат
Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию.
Буржуазные реформы 60-70годов XIX века.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой (многомиллионное крестьянство получило свободу). Это продолжение модернизации страны.
Судебная реформа 1864 года. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства.
· Суд стал бессословный (формальное равенство всех сословий)
· Несменяемость судей и их независимость
· Гласность и состязательность судопроизводства (прокурор – адвокат)
· Высшей судебной инстанцией стал Сенат
· Учреждалась адвокатура
· Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел
· Выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)
· Упрощена система судопроизводства
· Предварительное следствие осуществлялось судебным следователем, а не полицией
· НО! Крестьяне подлежали своему сословному суду, политические процессы были закрытыми.
Земская реформа 1864 года.
· В губерниях и уездах создавались земские учреждения – земства (выборные органы от всех сословий).
· Земства лишены политических функций
· Разрешалось заниматься исключительно хозяйственными вопросами местного значения (пути сообщения, школы, больницы, торговля, промышленность)
· Земства контролировали органы центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое решение земского собрания
Итоги: сыграли особую роль в развитии просвещения, образования, здравоохранения, стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Городская реформа. «Городовое положение» 1870 года создало в городах всесословные органы – городские думы .Главенствующая роль принадлежала буржуазии. Занимались вопросами благоустройства, решали просветительские и медицинские проблемы. Находились под контролем правительственной администрации.
Военная реформа 1861-1874.
· Закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.
· Устанавливался срок действительной службы – до 6 лет в сухопутных войсках, на флоте – 7. Лица, имевшие высшее образование служили полгода.
· Осуществление перевооружения армии
· Введение новых воинских уставов
· Учреждена система военных округов для военного управления
· Для подготовки военных кадров создавались учебные заведения
· Сократилась численность армии в мирное время и поднялась её боеспособность
Реформы в сфере образования и печати 1863-1864.
· Изменения в системе образования – фактически было введено доступное всесословное образование.
· Регламентировано начальное и среднее образование через «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах».
· Возникли частные земские, церковно-приходские, воскресные школы
· 1863. Новый устав вернул автономию университетам
· 1865. Введены «Временные правила» для печати. Отменена предварительная цензура
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ.
Все преобразования имели прогрессивный характер. Закладывается основа для эволюционного развития страны по пути европейской социально-политической модели. Сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны.
НО! Реформы были непоследовательны и незавершенны. Процесс модернизации в России имел специфический характер – слабость российской буржуазии, политическая инертность народа, выступления радикалов, усиление консервативных сил – все это тормозило реформаторские устремления правительства.
3. Рассмотрим подробнее наиболее крупные контрреформы:
ЗЕМСТВО
В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало
возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и
независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних
была сведена на нет ещё на исходе XVII в.
По новому «Положению о
г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать
большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).
Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю
того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)
понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще
потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из
среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими
обществами участвовать в выборах.
Вновь избранные земские
земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это
перечёркивало главную идею земства – независимость от органов
государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.
Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность
участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)
людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге
сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих
мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому
земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь
российской
истории.
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и
земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами
государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных
полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный
ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число
избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.
Из законодательства изымалось
положение о том, что
управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской
администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать
официально избранного городского голову – председателя городской думы.
Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское
самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной
службы.
СУД
Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от
власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных
изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако
в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась:
публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда
присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против
должностных лиц.
Существенные изменения
судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между
крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они
только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.
Мировые судьи заменялись
которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным
цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение
согласия
между крестьянами и
вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную
администрацию.
ОБРАЗОВАНИЕ
Поскольку студенчество
рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские
университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый
университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован
университетский суд, запрещены любые студенческие объединения.
Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в
должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь
руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он
назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал
правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать
за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об
«обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для
лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок
военной службы увеличен.
Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования
графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г.,
принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных
детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии
и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых
лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве
одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из
среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения
сокращался
приём лиц еврейской
последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории
российского образования примером исключительной ограниченности
государственных чиновников.
Информация о работе Реформы и контрреформы во второй половине XIX века