Реформы и контрреформы в России XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:01, реферат

Описание работы

Исторические факты говорят: у России громадный, возможно, не превзойденный в Европе реформистский потенциал.
Но все эти реформы погибали, захлебывались, все без исключения. А судьбы самих реформаторов всегда оказывались трагичными.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Буржуазные реформы 60-70 г.г. XIX века и их историческое значение…………………………………………………………….5
1. Земская реформа 1864 г. и реформа городского управления 1870 г. .………………………………………..7
2. Судебная реформа 1864 г. ….…………………………….8
3. Реформы в армии 60-70 г.г. ..……………………………10
4. Реформы системы образования 1863-1864 г.г. ……….11
5. Цензурная реформа 1865 г. ……………………………..11
6. Финансовая реформа 1862-1866 г.г. …………………..12
2. Контрреформы 80-90 г.г. XIX века. ………………………….13
2.1. Земская контрреформа…………………………………..14
Заключение……………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………….19

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Цензурная реформа 1865 г. 

      В 1865 году была проведена цензурная  реформа. Отменялась предварительная  цензура для большей части  книг и литературных журналов. Для  них вводилась карательная цензура  – применение различных санкций  уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по приговору суда. Массовая периодика, однако, подлежала цензуре.  

Финансовая  реформа 1862-1866 г.г. 

      Финансовая  реформа была осуществлена в 1862-1866 г.г.  Право распоряжаться всеми финансовыми  средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны государственного контроля. В 1860 году был учрежден Государственный банк, кредитовавший торгово-промышленные предприятия. Были упразднены винные откупа (1863 г.), вместо них вводились патентные сборы и особый акциз. Для их взимания на местах учреждались специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

      Итак, подводя итоги реформам 60-70 г.г. XIX века, следует отметить следующее.

      Реформы,  безусловно, отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

      Преобразования  носили компромиссный характер. Поэтому  они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, ставших на путь террора и устроивших настоящую охоту на царя – реформатора, так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований.4       

Контрреформы 80-90 г.г. XIX века 

      Царствование  Александра III (1881-1894 г.г.) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А.Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков.

      Суть  курса заключалась в следующих  положениях.

      Во-первых, новые идеологи считали, что причины  политического кризиса коренились не в принципах и организации  власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра III ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизация России были гибельными для нее.

      Во-вторых, была сформулирована цель новой внутренней политики – укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета.

      В-третьих, новый курс предполагал подавление и искоренение «крамолы», пересмотр  и улучшение с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся  в «эпоху реформ».

      Практическая  реализация  нового курса свелась к следующему.

      Введение  института Земских начальников (1889 г.). Они назначались министром  внутренних дел из местных дворян-помещиков  и осуществляли административно-полицейский  контроль над крестьянами: следили  за соблюдением порядка, сбором податей, в случаях провинности сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам. 

      Земская контрреформа (1890 г.)

        

      При выборах в земства число гласных  от помещиков  увеличивалось вследствие снижения имущественного ценза. Для  городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных  от крестьян, утверждается губернатором. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства местных органах самоуправления.

      В уездах действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали  дела, изъятые у мировых судей  и не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей  появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

      Второй  инстанцией для этих судов стал уездный  съезд, состоявший из членов уездного окружного суда, одного - двух городских  судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалась за государственными должностными лицами.

      Кассационной  инстанцией для вновь возникшей  системы судов стали губернские присутствия над руководством губернатора  и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная длительность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената.

      Административное  вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы – гласности суда. В 1887 году провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 году резко сузилась гласность гражданского судопроизводства.

      Апелляционной инстанцией для волостного суда стали  уездные съезды, кассационной –  губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.

      Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Стали практиковаться изъятия  из общего судебного порядка с  передачей дел на рассмотрение специальных  чрезвычайных судов.

      Важную  роль сыграло также примечание к  статье 1 Устава уголовного делопроизводства, допускавшее ситуации, при которых  административная власть принимает  в установленном законом порядке  меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.

      В 1871 году дознание по государственным  преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. В 1872 году наиболее важные дела по государственным преступлениям  были переданы на рассмотрение Особого  присутствия Сената с учетом сословных  представителей. В 1874 году из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных обществах» и участии в них, в 1878 году – дела о противодействии или сопротивлении властям и покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

      После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 году было принято специальное «Положение о мерах и ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем их право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, что бы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны, оно могло распространяться на любую часть страны.  

      В 1887 году суду предоставлялось право закрывать двери заседания, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

      Политика  «контрреформ» имела целью укрепить власть дворянства на местах. Реформы 60-70 г.г. не развивались, а консервировались и даже усекались.

      Рассматривая  внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих.

      В 1881 году все бывшие помещичьи крестьяне  переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временно-обязанное положение, понижались выкупные платежи. Учреждался крестьянский банк (1882 г.), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 г.г. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889 г.). Однако все это не улучшило благосостояние крестьянского населения.

      В 80-е годы предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, разработать основы законодательства о труде. В 1882 году был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за их выполнением (20 инспекторов на 17 000 предприятий). По закону 1885 года воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Закон 1886 года принятый после Морозовской стачки определил условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности запрещал штрафы свыше 5% с рубля (штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самих рабочих). Законом 1897 года ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня. Для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа. 
 
 

      Заключение 

      Подводя итог моей работы, хочу выделить следующее: вынужденное в 60-80 годах под угрозой революционной ситуации провести буржуазные по своему характеру реформы, в 80-90 годах правительство нанесло удар почти по всем вновь возникшим институтам.

      Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.  

      Таким образом, в моей работе я попытался  раскрыть основные направления буржуазных реформ в России 60-70 годов и контрреформ 80-90 годов XIX века.

      Детальное изучение этого вопроса продолжается и в настоящее время современными историками. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы  

  1. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот  Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. – СПб., 1998 г., стр. 226
  2. Миронов Г.Е. История государства Российского. – М.: Издательство «Книжная палата», 1995 г., стр. 735
  3. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1999 г., стр. 608
  4. Александр II и его эпоха. – М.: Знание, 1992 г., стр. 63.
  5. Реформы или революция? Россия, 1861-1917 г.г. - СПб.: 1992 г. «Наука», стр. 395.
  6. Пятецкий Л.М. История России 19 века.- М.: 1995 г.

Информация о работе Реформы и контрреформы в России XIX века