Реформы и контрреформы в России XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:01, реферат

Описание работы

Исторические факты говорят: у России громадный, возможно, не превзойденный в Европе реформистский потенциал.
Но все эти реформы погибали, захлебывались, все без исключения. А судьбы самих реформаторов всегда оказывались трагичными.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Буржуазные реформы 60-70 г.г. XIX века и их историческое значение…………………………………………………………….5
1. Земская реформа 1864 г. и реформа городского управления 1870 г. .………………………………………..7
2. Судебная реформа 1864 г. ….…………………………….8
3. Реформы в армии 60-70 г.г. ..……………………………10
4. Реформы системы образования 1863-1864 г.г. ……….11
5. Цензурная реформа 1865 г. ……………………………..11
6. Финансовая реформа 1862-1866 г.г. …………………..12
2. Контрреформы 80-90 г.г. XIX века. ………………………….13
2.1. Земская контрреформа…………………………………..14
Заключение……………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………….19

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирская государственная геодезическая  академия

Кафедра истории 
 

Реферат

Реформы и контрреформы в России XIX века 
 
 

Выполнил:

Студент группы ОЗИ-11

Р.И. Гурулев 
 

Проверил:

Ст. преподаватель

 В. С. Пилипенко 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010 
План
 

    Введение……………………………………………………………3

  1. Буржуазные реформы 60-70 г.г. XIX века и их  историческое значение…………………………………………………………….5
    1. Земская реформа 1864 г. и реформа городского управления 1870 г. .………………………………………..7
    2. Судебная реформа 1864 г. ….…………………………….8
    3. Реформы в армии 60-70 г.г. ..……………………………10
    4. Реформы системы образования 1863-1864 г.г. ……….11
    5. Цензурная реформа 1865 г. ……………………………..11
    6. Финансовая реформа 1862-1866 г.г. …………………..12
  2. Контрреформы 80-90 г.г. XIX века. ………………………….13

    2.1.   Земская контрреформа…………………………………..14

    Заключение……………………………………………………….18

    Список используемой литературы…………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Исторические  факты говорят: у России громадный, возможно, не превзойденный в Европе реформистский потенциал.

      Но  все эти реформы погибали, захлебывались, все без исключения. А судьбы самих  реформаторов всегда оказывались трагичными.

      В тоже время в русской истории  был целый ряд эпизодов, когда  цари, другие крупные государственные  деятели начинали как реформаторы, но потом соскальзывали к политической стагнации. Наиболее характерные фигуры здесь – Александр I и Екатерина. Они действительно начинали с реформ. С другой стороны, Александра II убили, когда он ехал подписывать Конституцию. Таким образом, в России реформы были, причем грандиозные; можно найти целые эпохи, пронизанные ими, но все они кончались плачевно.

      Уникальна в русской истории обратимость  ее перестроек. Характерный пример: великая реформа 1861 года дала крестьянству свободу, уничтожив крепостное рабство. Причем это событие прошло достаточно гладко, без особых волнений. В Америке по этому поводу разразилась гражданская война. Но в России в 1961 году крестьян освободили, а в 1929 году их снова закрепостили.

      И подобных примеров множество. Суд присяжных был впервые введен в 1550-е годы, потом снова в 1860-е, и теперь его собираются вводить – в третий раз. Иначе говоря, каждый раз в России предпринимаются глобальные нововведения, а контрреформа их аннулирует бесследно. 

      Эта историческая обратимость – результат постоянного поражения русских реформ – свидетельствует о том, что Россия никак не может прорваться к политической модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Буржуазные  реформы 60-70 г.г. XIX века и их  историческое значение 

      60-70 годы XIX века – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни государства и общества.

      Толчком к преобразованию  послужила проигранная  Крымская компания. Поражение России в войне показало  полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I.

      Александр II (1855-1881 г.г.) решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он осознал необходимость преобразований и не стал сопротивляться времени.

      Большинство историков полагает, что Александр  II не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Тем не менее, первые годы его царствования  были отмечены рядом важных перемен.1

      Важнейшим звеном  в цепи реформ стала отмена крепостного права.

      В 1857 году были созданы губернские комитеты «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян».

      В феврале 1858 года Секретный комитет по крестьянскому делу был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Проекты, составленные в губернских комитетах, поступили в редакционные комиссии, образованные при Главном комитете и Государственном Совете, Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян. 

Основные  положения крестьянской реформы: 

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный надел земли (за выкуп). Около четверти суммы общей  стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.
  2. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал боярину.
  3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный крестьянский надел земли превышал пореформенный, то излишек отходил и помещику (так называемые «отрезки»).
  4. Взаимоотношения крестьян и помещиков реформировались «Уставными грамотами». В них определялись  размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
  5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.      

         С освобождением крестьян уходил  в прошлое старый административный  строй, основанный на крепостном  праве сословном преобладании  дворянства, то есть иные условия  общественно-политической и социальной жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.  

    Земская реформа 1864 г.

    и реформа городского управления 1870 г. 

      В губерниях и уездах создавалась  система органов местного самоуправления: губернские и уездные Земские собрания (в волостях Земские учреждения не образовывались). Главные Земства (депутаты) избирались на основе закона, с учетом имущественных и сословных различий. Таким образом, земские органы становились всесословными.

      Собрание  уездных гласных избирало уездную  управу и губернских гласных, которые  затем выбирали губернскую управу. В собраниях председательствовали предводители дворянства.

      Вопросы ведения земств: местное хозяйство, торговля, промышленность, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но они были лишены законодательной инициативы. Объединение земств между губерниями запрещалось. Земские учреждения вводились в 34 губерниях России. Процесс введения земств растянулся до 1911 года.

      В соответствии с новым городовым  положением 1870 года создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы. Депутаты городской Думы избирали городскую управу и городского голову. Но из-за высокого имущественного ценза в Думах преобладала буржуазия и дворянство.

      В компетенцию городского самоуправления входили хозяйственные вопросы: развитие торговли и промышленности, установление налогов, благоустройство городов, развитие здравоохранения, народного образования.

      Городские Думы находились в ведении Сената. Городской голова возглавлял исполнительный орган городского самоуправления –  управу, а также председательствовал в городской Думе. Таким образом, в одном лице соединялись исполнительная и законодательная функции, что значительно снижало уровень свободного обсуждения и принятия решения городской Думой. 

    Судебная  реформа 1864 г. 

       Основные  ее принципы: бессословность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных-заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).

       По  реформе мировой суд, учреждаемый  в уездах, рассматривал дела за мелкие уголовные преступления (штраф 300 рублей, арест до 3 месяцев, тюремное заключение до 1 года), а также гражданские дела по искам, не превышающим 500 рублей. Решение могло быть обжаловано на съезде мировых судей данного округа.

       Более значительные дела рассматривались в коронном суде, имевшем две инстанции: окружной суд и судебная палата. Окружные суды рассматривали большую часть уголовных дел, кроме политических дел. Решения выносились присяжными заседателями, которые избирались по специальным спискам из лиц разных сословий. По обвинительному приговору наказание выносил коронный судья.

       О государственных преступлениях, в  качестве первой инстанции, дела рассматривались  в судебной палате с участием сословных  представителей. В судебные палаты можно было приносить жалобы на приговоры окружных судов.

       Высшие  кассационные функции передавались Сенату. С этой целью образовались два кассационных департамента: уголовный  и гражданский. Предварительное  следствие по делу осуществлялось теперь не полицией, а специальными судебными следователями, входившими в состав окружных судов. Они, как и судьи, назначались правительством и были несменяемы.

       Судебный  процесс становился гласным и  состязательным. Таким образом, прокурору (государственному обвинителю) противостоял независимый от администрации адвокат. В ходе судебного разбирательства они должны были объективно рассмотреть все обстоятельства дела. В соответствии с судебной реформой создается институт нотариусов.

       В связи с покушением на Александра II правительство принимает меры по ограничению судебной реформы2: дела о государственных преступлениях переходят жандармским органам (1861 год) с особым присутствием Правительствующего Сената (1872 год). С 1878 года часть политических дел переходят к военно-окружным судам. 

              

    Реформы в Армии 60-70 г.г. 

      Поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Сыграло свою роль и то, что европейские  державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России.

      В ходе реформы упразднялись военные  поселения, создавались военные  округа, реорганизовывалось военное  министерство и главный штаб, учреждались  юнкерские и военные училища. Быстрыми темпами стала развиваться военная промышленность.

      Центральным звеном военной реформы явилось  введение с января 1874 года всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-ти летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Существовала достаточно гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы.

      Преобразования  в армии стали важным фактором демократизации общества, модернизации армии, способствовали повышению ее боеспособности – все это в полной мере проявилось в войне с Турцией 1877-1878 г.г.3  

Реформы системы образования 1863-1864 г.г. 

      Значительные  изменения были внесены в систему  образования. Университетский Устав 1863 года расширял автономию университетов: представлял большую хозяйственную  и административную  самостоятельность, преподаватели и студенты непосредственно  участвовали в решении вопросов внутренней жизни. В соответствии с Уставом средней школы (1864 г.) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые – в высшие технические учебные заведения. 

Информация о работе Реформы и контрреформы в России XIX века