Реформы государственного аппарата при Петре I и окончательное оформление абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:38, реферат

Описание работы

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание не только отечественных, но и зарубежных историков и юристов, которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость абсолютизма, поэтому нельзя не заметить, что эта тема является актуальной и по сей день.
Целью написания данной работы является рассмотрение государственных реформ Петра I, а также оформление абсолютизма в России.

Содержание

Введение
1.Государственные реформы при Петре1
1.1. Программа реформ
1.2. Указ о единонаследии
1.3. Табель о рангах
2.Переход к абсолютизму в России
3.Политический строй
1.3.1. Форма государственного единства
1.3.2. Государственный механизм
1.3.3.Прокуратура, армия, церковь
4.Правовая система
1.4.1. Гражданское право
1.4.2. Лесоохранное законодательство
1.4.3. Семейное право
1.4.4. Уголовное право
1.4.5. Процессуальное право
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

При Петре I были существенно преобразованы  органы центрального управления. На смену  сложной и запутанной системе  приказов пришла новая, четкая система  коллегий. По существу, они стали  первыми органами отраслевого управления.

После смерти Петра I система органов управления, слишком сложная и дорогостоящая, была в большой степени упразднена.

С переходом  к абсолютизму важные реформы  проводятся и в сфере управления городами. Реформа означала, что впервые в истории Русского государства городское управление выделилось из общего местного управления, причем бюрократический принцип сочетался с принципом самоуправления. Деятельность этих органов свелась к финансовому управлению, точнее сказать, к обеспечению сбора налогов.

Еще в 1718г. была учреждена система городских магистратов, образцом которых явились рижский и ревельский городские органы. В 1720г. был назначен обер-президент, ведавший всеми магистратами страны, в которые были преобразованы земские избы. Централизация управления городами шла навстречу пожеланиям купечества, высказываемым еще в XVII в. Купцы видели в ней защиту от притеснений местных властей.

 

3.3. Прокуратура, армия, церковь

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия  чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей  мере он был подвержен болезни, которая  свойственна любой бюрократии –  коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в  условиях бесконтрольности и безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен поисками форм контроля за деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов.

Петр I впервые  ввел новый принцип формирования войск - рекрутский набор. В Западной Европе этот принцип был введен лишь сто лет спустя. Солдаты полностью  отрывались от мирной жизни и целиком  отдавались военной службе. Армия  четко разделялась на полки, батальоны, роты. Реформирование вооруженных сил  дало свои результаты.

Подчинение  церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I решил вообще не избирать нового патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола, назначив на этот пост верного ему человека - молодого рязанского епископа Стефана Яворского. Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ, созданный, а затем упраздненный еще Алексеем Михайловичем.

При Петре I была создана и Духовная коллегия, названная затем Синодом и  подчиненная Сенату. Она стала  государственным органом управления церковью.

 

 

4. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Переход к абсолютизму знаменовался широким  развитием законодательства. При  этом авторами законов часто являлись сами монархи. Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно  меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий уровень юридической техники. От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости. Вместе с тем в петровских законах нашла отражение его любовь ко всему западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных.

Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов. Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. При Петре I разнообразятся и формы правовых актов. При этом и здесь проявляется стремление к новой, иноязычной терминологии.

До второй половины XVII в. все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они являлись как бы своеобразными сводами законов - маленькими и большими. В период становления абсолютизма рост числа законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.

 

4.1. Гражданское право

Развитие  института права собственности  приводит во второй половине XVIII в. к появлению самого термина «собственность». Законодательство занимается по преимуществу регулированием права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. В 1714г. закончился длительный процесс приравнивания правового режима поместья к режиму вотчины. Именной Указ Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» установил, что право распоряжения вотчинами и поместьями становится совершенно одинаковым, одинаковые принципы устанавливаются и для наследования вотчин и поместий.

Экономическое развитие страны нашло свое отражение  в развитии обязательственного права, прежде всего, в правовом регулировании  договоров.

В наследственном праве в этот период произошли  интересные изменения. Важное место  занимает уже упоминавшийся Указ о единонаследии 1714г. Этот Указ вводил большие ограничения в наследование как по закону, так и по завещанию. По Указу о единонаследии можно было завещать недвижимое имущество только какому-нибудь одному родственнику.

Аналогичный порядок действовал и в отношении  наследования по закону. В соответствии с Указом о единонаследии в  этом случае всю недвижимость получал  старший сын, остальные делили поровну  движимое имущество.

 

4.2. Лесоохранительное законодательство

Особую  роль играло лесоохранное законодательство.  Придавая большое значение деловым качествам лесной администрации, Петр I издал специальный указ, в котором предусматривалось усилить охрану заповедных лесов в Новгородской губернии.

      Создание и развитие Военно-Морского  Флота России требовало поиска  корабельных лесов. Именно в  то время по велению Петра  I были составлены описания многих  лесных массивов нашей страны.

Уже в  конце XVII в. принимаются меры, направленные на охрану засечных лесов.

Особенно  широко природозащитное законодательство развернулось в XVIII в. Только при Петре I было издано до 60 указов по этой тематике, а после него еще более 140, при этом четверть всех природоохранных законов была направлена на защиту леса - главного богатства страны.

Прежнее расточительное лесопользование сменилось  скрупулезной экономией.

При Петре I была учреждена специальная вальдмейстерская служба, занимавшаяся лесным хозяйством. С течением времени стали готовить и свои кадры лесоводов.

 

4.3. Семейное право

Уже при  Петре I светский закон вносит некоторые  изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. издается довольно много царских указов и  постановлений Синода, вносящих порой  заметные изменения в семейное право.

На протяжении XVIII в. менялись нормы, относящиеся к  заключению брака, в первую очередь  о брачном возрасте. Указ о единонаследии  поднял брачный возраст до 20 лет  для жениха и 17 - для невесты. Законодатель имел в виду интересы общества и  государства. Вместе с тем в 1721г. Петр I установил специально для гардемаринов брачный возраст в 25 лет, и эта норма соблюдалась на протяжении всего века, что вполне понятно: моряку обременяться семьей особенно не годилось.

В XVIII в. менялись нормы и о соотношении  обручения и венчания. Сначала, при  Петре I, временной разрыв между тем  и другим был уменьшен до шести недель, а в 1775г. венчание было вообще соединено с обручением.

Несколько расширились имущественные права  жены. Она сохраняла право собственности  на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью.

Развод, как и прежде, был весьма затруднен. Но в XVIII в. были приняты законы, устанавливающие основания для прекращения брака и для развода.

4.4. Уголовное право

Уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, свойственных абсолютизму, так и общим развитием правовой культуры. Особое значение в этой сфере имеет законодательство Петра I, прежде всего его Артикул воинский.

Именно  при Петре впервые появляется уже современный термин для обозначения уголовного правонарушения – «преступление». Заметно развилось учение о составе преступления, хотя в нем еще наблюдаются большие пробелы.

В петровском законодательстве делаются новые шаги к разграничению преступлений по субъективной стороне. Предусматриваются  умышленные, неосторожные и случайные  деяния.

Развивается и система государственных преступлений. К ним примыкают воинские преступления (дезертирство, неявка на службу, насилие  в отношении мирного населения  и др.).

Развивается система должностных, имущественных  и преступлений против личности.

Еще больше усложняется система наказаний. Появляется новая цель наказания - использование  труда осужденных. Этой цели служит новый вид наказания - каторга, введенная в 1699г.

 

4.5. Процессуальное право

Общая тенденция  развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков - постепенное увеличение удельного  веса розыска в ущерб так называемому  суду, т.е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным, - привела  к полной победе розыска в начале правления Петра I.

В начале своего царствования Петр совершает  решительный поворот в сторону  розыска. Именным Указом 21 февраля 1697г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» полностью отменяется состязательный процесс с заменой его по всем делам процессом следственным, инквизиционным. Сам по себе Указ 21 февраля 1697г. не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска.

Закон закрепляет стройную систему судебных органов, не известную до Петра I, довольно четко  регламентирует вопросы подсудности. Для осуществления правосудия создаются  уже специальные органы. Нет пока деления на органы предварительного следствия и судебные органы.

Форма правления  при абсолютизме остается, в принципе, прежняя - монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах.

Переход к абсолютизму характеризуется  заметными изменениями в государственном  механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается  сложная, разветвленная, дорогостоящая  система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

В период становления и упрочения абсолютизма  происходит существенное развитие права. Издается много крупных законов, проводится работа по систематизации законодательства.

Россия  выходит на новый серьезный рубеж - в недрах феодализма возник и развивается  капиталистический уклад, который  скоро заявит о себе во весь голос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель  написания данной курсовой работы достигнута путем решения поставленных задач.

Рассмотрены особенности перехода к абсолютизму  в России, определены особенности  политического строя, раскрыта форма  государственного единства, а также  особенности создания прокуратуры. Также рассмотрены особенности  правовой системы, разграниченные на гражданское  право, лесоохранительное законодательство, семейное право, уголовное право, процессуальное право. И, наконец, рассмотрены государственные реформы при Петре 1, раскрыта программа реформ, указ о единонаследии, а также я познакомилась с особенностями Табели о рангах.

Несколько выводов: 

Абсолютная  монархия – форма правления, при  которой монарху юридически принадлежит  вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх, особенно в правление Николая I, концентрирует всю государственную  власть в своих руках. Его личная канцелярия становится одним из важнейших  органов управления.

Стремлению укрепить феодально-крепостнические  порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи - большое  достижение юридической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России // История СССР. 1968. №2.
    2. Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. М.: Госполитиздат, 1957. – 83с.
    3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 768с.
    4. История отечественного государства и права. Часть 1. / Под ред. О.И. Чистякова, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 176с.
    5. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М.: Международные отношения, 1984. – 210с.
    6. Рукавишникова Т.А. Исторические предпосылки становления судебной власти // Мировой судья, 2006 №12
    7. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. М.: Высшая школа, 1974. – 254с.

Информация о работе Реформы государственного аппарата при Петре I и окончательное оформление абсолютизма