Реформы государственного аппарата при Петре I и окончательное оформление абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:38, реферат

Описание работы

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание не только отечественных, но и зарубежных историков и юристов, которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость абсолютизма, поэтому нельзя не заметить, что эта тема является актуальной и по сей день.
Целью написания данной работы является рассмотрение государственных реформ Петра I, а также оформление абсолютизма в России.

Содержание

Введение
1.Государственные реформы при Петре1
1.1. Программа реформ
1.2. Указ о единонаследии
1.3. Табель о рангах
2.Переход к абсолютизму в России
3.Политический строй
1.3.1. Форма государственного единства
1.3.2. Государственный механизм
1.3.3.Прокуратура, армия, церковь
4.Правовая система
1.4.1. Гражданское право
1.4.2. Лесоохранное законодательство
1.4.3. Семейное право
1.4.4. Уголовное право
1.4.5. Процессуальное право
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Реферат»

На тему: «Реформы государственного аппарата при Петре 1 и окончательное оформление абсолютизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: Архипова И.В.

            Специальность: «ПГС ус»

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут-2012

 

План:

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Государственные реформы при Петре1………………………………4

 

  • 1.1. Программа реформ……………………………………………….4
  • 1.2. Указ о единонаследии……………………………………………5
  • 1.3. Табель  о рангах……………………………………………………5

     

    1. Переход к абсолютизму в России…………………………………….7
    2. Политический строй……………………………………………………9
    3. 3.1. Форма государственного единства…………………....................9
    4. 3.2. Государственный механизм……………………………………..9
    5. 3.3.Прокуратура, армия, церковь………………………...…………..10
    6. Правовая система……………………………………………...............11
    7. 4.1. Гражданское право……………………………………................11
    8. 4.2. Лесоохранное законодательство…………………...….….........12
    9. 4.3. Семейное право…………………………………………….........12
    10. 4.4. Уголовное право…………………………………………….......13
    11. 4.5. Процессуальное право…………………………………..............13

    Заключение……………………………………………………….……….15

    Список  использованной литературы……………………...…….............16

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Тема  российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание не только отечественных, но и  зарубежных историков и юристов, которые в соответствии со своей  идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также  внутренние и внешние причины  происхождения и историческую значимость абсолютизма, поэтому нельзя не заметить, что эта тема является актуальной и по сей день.

    Западноевропейские  историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским  государством, ссылаясь на «российскую  исключительность», «преемственность», и «тоталитаризм», тем самым находя много общего между этими историческими  периодами нашего отечества в  форме правления и в самой  сути государства. Но «российский абсолютизм», по мнению исследователей,  мало чем  отличался от абсолютных монархий стран  Западной Европы. Ведь абсолютная монархия  в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии – к абсолютной монархии, которая характеризуется формально  неограниченностью монарха.

    Целью написания  данной работы является рассмотрение государственных реформ Петра I, а также оформление абсолютизма в России.

    Для достижения данной цели в работе поставлен ряд  задач:

    Во-первых, раскрыть особенности перехода к  абсолютизму в России.

    Во-вторых, определить особенности политического  строя, а именно раскрыть форму государственного единства, а также особенности  создания прокуратуры.

    В-третьих, рассмотреть особенности правовой системы, разграничив ее на гражданское  право, лесоохранительное законодательство, семейное право, уголовное право, процессуальное право.

    И, наконец, рассмотреть государственные реформы  при Петре 1, раскрыв всю программу  реформ, указ о единонаследии, а также  познакомиться с особенностями  Табели о рангах.

     

     

     

     

     

     

     

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПРИ  ПЕТРЕ 1.

     

    1.1. Программа реформ

    Идеологическое  обоснование сложившейся в России абсолютной монархии времен Петра I дал один из ее идеологов И. Посошков в работе, посвященной императору, - «Книге о скудности и богатстве» (1724). Основным ее содержанием стали проекты экономических преобразований, среди которых государственное покровительство отечественным промышленности и торговле, система обеспечения купеческих предприятий рабочей силой, регулирование цен на основные виды товаров и т.п.

    Посошков  указывал на необходимость точного  государственного нормирования крестьянских повинностей, предлагая заменить подушную подать поземельной, с отделением крестьянской земли от помещичьей. Контроль за крестьянами должны были осуществлять сами помещики.

    Для упорядочения поземельных отношений предлагалось ввести прогрессивный налог на недвижимость. Это мотивировалось тем, что вся  земля является собственностью государства  и ее бесплатное использование недопустимо.

    Посошков  предлагал комплектовать чиновничий аппарат, используя критерии профессиональной способности и выслуги. Он выступил с проектом «прямого правосудия», осуществляемого  судьями – чиновниками, находящимися на государственном жалованье.

    Суд в  государстве должен быть единым для  всех. Судопроизводство также должно быть унифицированным, для чего требуется  подготовка нового Судебника с детальной  росписью процедуры.

    Автор теории настаивал на проведении политики протекционизма отечественной промышленности, рациональном соотношении импорта и экспорта товаров, предлагал монарху проявить максимальную заботу об использовании  природных богатств.

    Одна  из главных задач государя – создать  систему хороших законов и  установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным горожанами.

     

     

     

     

    1.2. Указ о единонаследии

    Правовой  статус дворянства был существенно  изменен принятием Указа о  единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько  последствий:

    Юридическое слияние таких форм земельной  собственности, как вотчина и  поместье, привело к возникновению  единого понятия «недвижимость». На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия  привело к выработке более  точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

    Установление  института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), целью  которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность, не было обусловлено традициями русского права. Реализация нового принципа приводила  к появлению значительных групп  безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной  или гражданской линии.

    Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый  способ привязать дворянство к государственной  службе – ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться  многочисленный бюрократический аппарат  и профессиональный офицерский корпус.

     

     

    1.3. Табель о рангах

    Логическим  продолжением Указа о единонаследии  стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств:

    Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность  и выслуга стали определяющими  для продвижения по службе.

    Признак бюрократии как системы управления – это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.

    Сформулированная  Табелью о рангах новая система  чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты  его служебные качества: любой  высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

    Табель  о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались  в обеих сферах, принципы продвижения  по службе были аналогичными.

    Подготовка  кадров для нового государственного аппарата осуществлялась в специальных  школах и академиях России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке. Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. ПЕРЕХОД К АБСОЛЮТИЗМУ В РОССИИ

    Это было время бурных изменений в российском обществе, государстве, правовой системе, вызвавшее противоречивые чувства как у участников событий, так и у историков. Споры велись и современными исследователями. Главный предмет споров - проблема абсолютизма: время его возникновения, сущность, социальная природа, периоды развития.

    В советской  литературе проблема российского абсолютизма  вызвала оживленную дискуссию. Большие  споры шли по вопросу о времени  возникновения абсолютизма в  России. Переход к самодержавию, как в советской, так и в  дореволюционной литературе связывают  с различными периодами. Некоторые  авторы склонны относить начало его  ко времени Ивана III, именовавшего себя самодержцем. Этот взгляд разделяют  и некоторые более поздние  историки.

    Переход к абсолютизму - явление, разумеется, не одномоментное. Это определенный процесс, занимающий во времени какой-то отрезок.

    Возникновение абсолютизма - явление закономерное, имеющее свои объективные предпосылки. В науке существуют разные мнения по поводу того, являются ли эти закономерности едиными для всех стран или  Россия имеет существенные особенности.

    Разумеется, что переход к абсолютизму  определяется в первую очередь социально-экономическими причинами. Однако спорен вопрос об уровне и характере экономического развития, социально-экономических противоречий, которые обусловливают это явление. В литературе имеется тенденция  связывать переход к абсолютизму  в России с генезисом капитализма.

    В классических условиях абсолютизм возник в обстановке серьезного развития буржуазного уклада, когда буржуазия уже начала претендовать на власть и феодальному государству  нужно было умерить ее аппетиты.

    Решающую роль в процессе становления абсолютизма в России играла не внутриклассовая борьба и даже не борьба между эксплуататорскими классами. Важнейшей предпосылкой становления самодержавия было классовое сопротивление окончательно закрепощенных крестьян, необходимость для феодалов создать крепкую власть, способную держать в узде восстающее крестьянство.

    Фактором, ускорившим процесс перехода к абсолютизму, была, на мой взгляд, военная опасность со стороны соседних государств. Россией не были еще решены некоторые важные исторические задачи: не воссоединены все украинские земли, нужно было пробиться к морям и т.д. Характерно, что из 35 лет царствования Петра I только около года сохранялось состояние полного мира.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

     

    3.1. Форма государственного единства

    Период  становления и упрочения абсолютизма  знаменуется дальнейшим расширением  территории Российского государства. Оно идет преимущественно за счет западных земель. В начале периода  в состав Российского государства  входит Левобережная Украина, а в XVIII в. - и Правобережная. Результатом активной внешней политики Петра I явилось присоединение Прибалтики. В XVIII в. присоединяются Белоруссия и Крым. Кроме того, начинается процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи.

    Первый  этап преобразования административно-территориального устройства приходится на время правления  Петра I. Великий реформатор ввел трехзвенное  административное деление по схеме: губерния - провинция - уезд. Первоначально  было создано восемь громадных губерний. Их границы даже не определялись, а  в губернию включались города с прилежащими  землями, тяготеющие к губернскому  центру, связанные с ним дорогами. О размерах губерний можно судить хотя бы по составу Московской, причем уже в середине века.

     

    3.2. Государственный механизм

    Усиление  власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних  атрибутах, важнейшим из которых  явилось провозглашение царя императором.

    При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного  органа, порой заменявшего и особу  императора. Однако при Екатерине I положение Сената существенно меняется. В феврале 1726г. был создан Верховный тайный совет, оттеснивший Сенат.

    Информация о работе Реформы государственного аппарата при Петре I и окончательное оформление абсолютизма