Реформы Екатерины второй

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел.

Работа содержит 1 файл

история 1.11.11.docx

— 29.49 Кб (Скачать)

«Городовое положение» 1870 г. было введено в 509 городах России. Сначала оно действовало только в коренных русских губерниях, а  в 1875—1877 гг. царизм распространил его  и на национальные окраины империи, кроме Польши, Финляндии и Средней  Азии, где сохранилось дореформенное  городское устройство. /204/

Функции городского управления, как и земского, были чисто хозяйственными: благоустройство  города (мощение улиц, водопровод, канализация), борьба с пожарами, попечение о  местной промышленности, торговле, здравоохранении, образовании. Тем  не менее городское управление еще  строже, чем земское, контролировалось центральной властью. Городской  голова утверждался губернатором (для  уездного города) или министром внутренних дел (для губернского центра). Министр  и губернатор могли отменить любое  постановление городской думы. Специально для контроля за городским управлением  в каждой губернии было создано губернское по городским делам присутствие  под председательством губернатора.

Городские думы, как и земства, не имели принудительной власти. Для выполнения своих постановлений  они вынуждены были запрашивать  содействие полиции, которая подчинялась  не городским думам, а правительственным  чиновникам — градоначальникам и  губернаторам. Эти последние (но отнюдь не городское самоуправление) и вершили  в городах реальную власть — как  до, так и после «великих реформ».

Жалованные  грамогы дворянству и городам. 21 апреля 1785 г.,

в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалован-

ные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был

подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казен-

ным) крес!ьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворян-

ского недовольс!ва. Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство

о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой  на

права, вольности  и преимущества благородного российского  дворянст-

ва» оно освобождалось  от обязательной службы, личных податей, те-

лесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью поме-

щиков, которые, кроме  того, имели право заводить собственные  фаб-

рики и заводы. Дворяне могли судшься только с равными себе и без

дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни

и имения. Дворяне  губернии и уезда составляли соответственно гу-

бернскую и уездную  корпорации дворяне 1ва и избирали своих  пред-

водителей, а также  должностных лиц местною управления. Губерн-

ские и уездные  дворянские собрания имели право  делать представле-

ния правительству  о своих нуждах. Жалованная грамота  дворянству

закрепляла и юридически оформляла дворяновластис в России. Гос-

подствующему сословию присваивалось наименование «благородное».

«Грамота на права  и выгоды городам Российской Империи» оп-

ределяла права  и обязанности городского населения, систему управ-

ления в городах. Все горожане записывались в Городскую  обыва-

тельскую книгу  и составляли «градское общество». Объявлялось, что

«мещане или настоящие  городовые обитатели суть те, кои  в том го-

роде дом или  иное строение, или место, или землю  имеют».

Городское население  делилось на шесть разрядов. Первый из них

включал живших в  городе дворян и духовенство; во второй входили

купцы, делившиеся на три гильдии; в третий — цеховые  ремесленни-

ки; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе ино-

странцы; пятый —  именитые горожане, включавшие в свой состав

лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой — посадские,

которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три

года избирали орган  самоуправления — Общую городскую  думу, го-

родского голову и судей. Общая городская дума избирала исполни-

тельный орган —  шестигласную думу, в состав которой  входило по

одному представителю  от каждого разряда городского населения. Го-

родская дума решала дела по благоустройству, народному  образова-

нию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городни-

чего, назначенного правительством.

Жалованная грамота  ставила все шесть категорий  городского на-

селения под контроль государства. Реальная власть в городе находи-

лась в руках  городничего, управы благочиния и губернатора. 

Реформа образования. Екатерина II придавала огромное значе-

ние образованию  в жизни страны. В 60—70-е годы XVIII в. она

вместе с президентом  Академии художеств и директором Сухопутно-

го шляхетскогокорпуса И. И. Бецким сделала попытку создать  сис-

тему закрытых сословных  учебных заведений. В основе их устройст-

ва лежала мысль  о приоритете воспитания над образованием. Счи-

тая, что «корень  всему злу и добру — воспитание», Екатерина II

и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану  И. И. Бецко!о в Москве и Петербурге были открыты Воспшатель-

ныс дома, Смольный инстшу! благородных девиц е отделением для

девочек-мещанок  в Петербург, Коммерческое училище  в Москве,

преобразованы Кадс1скис корпуса.

Взгляды И. И. Бецкого  имели прО1рсссивный для своею  времени

характер, нрсдусмафивая  гуманное восишанис детей, развшие  в них

природных дарований, запрет телесных наказаний, ор!анизацию жен-

ского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность  от

реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали по-

пытки И. И. Бецкого  сформировать «нового человека»  уюпичсскими.

Генеральная линия  развития русского просвещения шла  не через

утопические затеи  И. И Бецкого, а по пути создания системы  обще-

образовательной школы. Начало ей было положено школьной рефор-

мой 1782—1786 гг. Большую  роль в проведении этой реформы сьп-

рал сербский педагог  Ф. И. Янкович де Мирисво. В уездных  горо-

дах учреждались  двухлетние малые народные училища,

в губернских — четырехлетние  главные народные училища. Во вновь

созданных школах вводились  единые сроки начала и окончания  за-

нятий, классная урочная  система, разрабатывались методики препо-

давания дисциплин  и учебная литература, единые учебные  планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами,

благородными пансионами и гимназиями при Московском универси-

тете составляли структуру среднею образования  в России. По под-

счетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных  заве-

дений с общим  числом 60—70 тыс. учеников, не считая домашнего

образования. Образование, как и все другие сферы жизни  страны,

в основе своей имело  сословный характер. 
 

Промышленность. В 1785 г. было издано специальное «Ремес-

ленное положение», являвшееся частью «Жалованной грамоты  горо-

дам». Не менее пяти ремесленников определенной специальности

должны были составить  цех, избиравший своего старшину.

Правительство преследовало цель превратить городских ремеслен-

ников в одну из сословных ipynn тогдашнего феодального общества.

Наряду с городским  широкое развитие получило ремесло  в про-

мысловых селах. Мануфактура  в районе Иванова выросла из тек-

стильного промысла, который вели крестьяне графа  Шереметева;

Павлово на Оке славилось  металлическими изделиями; район Хохло-

мы (ныне Нижегородская  область) — деревообработкой; Гжель

(в Подмосковье)  — керамическими изделиями; Кимры  (Тверская об-

ласть) — кожевничеством и т. д.

Из числа богатых  крестьян, многие из которых были крепостны-

ми, выделялись так  называемые «капиталистые» крестьяне. Они от-

крывали свои предприятия, на которые нанимали своих же односель-

чан. Однако такой  «капиталистый» крестьянин оставался  крепостным

своего помещика, платившим ему многотысячный  оброк. Однако лишь единицы «кашпалисшх» крестьян смогли выкупи (ься у своих

помещиков и получи I B личную свободу.

Во второй половине XVIII в. происходил дальнейший рост ману-

фактурного производства в стране. (В середине XVIII в.— более 600,

а к концу столетия их насчитывалось уже более 2000 предприятий.)

По-прежнему еще было велико число мануфактур, основанных на

крепостнической эксплуатации работников. Крспосшое право опре-

деляло характер отношений между заводчиками  и работниками в ме-

таллургии, суконном и полотняном производстве, а также  на пред-

приятиях, основанных в вотчинах.

В ряде отраслей промышленности во второй половине XVIII в.

использовался вольнонаемный  труд. Это особенно относилось

к предприятиям текстильной  промышленности, где фудились кресть-

яне-отходники. Являясь  крепостными крестьянами, они зарабатывали

необходимую сумму (оброк) для уплаты своему помещику. Отноше-

ния вольного найма, в коюрыс вступали заводчик и крепостной кре-

стьянин, представляли уже капиталистические производственные от-

ношения.

В 1762 г. было запрещено  покупать крепостных крестьян к заво-

дам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян

к предприятиям. Начал  складываться рынок вольнонаемного труда.

К концу XVIII в. насчитывалось  более 400 тыс. наемных рабочих

в России.

Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского

происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном  тру-

де. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленно-

сти и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышлен-

ности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышлен-

ность. Это привело  к росту числа заводчиков из купцов и крестьян,

вкладывающих свои капиталы в промышленность.

Итак, процесс складывания  капиталистических производственных

отношений стал необратимым. Однако нужно постоянно помнить,

что оформление и  дальнейшее развитие капиталистического уклада

проходило в стране, где господствовало крепостничество, оказывав-

шее огромное влияние  на формы, пути и темпы формирования капи-

тализма.

Информация о работе Реформы Екатерины второй