Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Городская реформа 1870 г. — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Содержание

Реформа самоуправления (земское и городовое положения) 3
Судебная реформа 4
Военная реформа 5
Организационные реформы 5
Технологические реформы в области вооружений 7
Реформа образования 7
Прочие реформы 8
Реформа самодержавия 8
Литература 8

Работа содержит 1 файл

Реформы Александра II (1).docx

— 35.83 Кб (Скачать)

В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные  картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

Реформа образования

В ходе реформ 1860-х годов была расширена  сеть народных училищ. Наряду с классическими  гимназиями были созданы реальные гимназии (училища), в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский  устав 1863 г. для высших учебных заведений  вводил частичную автономию университетов  — выборность ректоров и деканов  и расширение прав профессорской  корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты  первые в России высшие женские курсы  с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились  гимназии и реальные училища.

Некоторые элементы реформы образования современники рассматривали как дискриминацию  низших сословий. Как указывал Н.А.Рожков, в реальных гимназиях, введенных  для выходцев из низших и средних  слоев общества, не обучали древним  языкам (латинскому и греческому), в  отличие от обычных гимназий, существовавших только для высших классов; но знание древних языков сделали обязательным при поступлении в вузы. Так  для широкой массы населения  был фактически закрыт доступ в вузы.

Прочие  реформы

Реформы продолжались и во второй половине царствования Александра II, но вяло и  непоследовательно, почти все деятели  реформ, за редким исключением, получили отставку. В конце своего царствования Александр склонился к введению в России ограниченного общественного  представительства при Государственном  совете.

При Александре II произошли существенные изменения в отношении черты  оседлости евреев. Рядом указов, выпущенных в период с 1859 г. по 1880 г., значительная часть евреев получила право беспрепятственно расселяться  по территории России. Как пишет  А.И.Солженицын, право свободного расселения получили купцы, ремесленники, врачи, юристы, выпускники университетов, их семьи  и обслуживающий персонал, а также, например, «лица свободных профессий». А в 1880 г. указом министра внутренних дел было разрешено оставить на жительство вне черты оседлости тех евреев, кто поселился незаконно.

Реформа самодержавия

В конце царствования Александра II был  составлен проект создания верховного совета при царе, которому передавалась часть прав и полномочий самого царя, т.е. речь шла об урезании власти самодержавия в пользу узкого круга лиц –  крупных вельмож и чиновников. Речь не шла о конституционной  монархии, при которой верховным  органом является демократически избираемый парламент - которого в России не было и не планировалось. Авторами данного «конституционного» проекта был министр внутренних дел Лорис-Меликов, который получил в конце царствования Александра II чрезвычайные полномочия, а также министр финансов Абаза и военный министр Милютин. Александр II за две недели до своей смерти утвердил этот план, но его не успели обсудить на совете министров, и на 4 марта 1881 г. было назначено обсуждение, с последующим вступлением в силу (которое не состоялось ввиду убийства царя). Подобный проект в дальнейшем был представлен и Александру III, а также Николаю II в начале его царствования, откуда прослеживаются замыслы, приведшие к отречению Николая II и упразднению монархии в пользу Временного правительства в марте 1917 г.

Литература

  1. Давыдов Н. В. Судебные реформы 1866 г. — В кн.: Три века. Т. 6. — М.: 1995.
  2. Захарова Л. Г. Александр Второй. — В кн.: Российские самодержцы. — М.: 1994.
  3. Академик Всеволод Николаев. Александр Второй — человек на престоле. — Мюнхен: 1986.
  4. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002. — (ЖЗЛ).
  5. Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. — М.: Владос, 1994. — 240 с

 


Информация о работе Реформы Александра II