Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:38, реферат
Необходимость реформ. Отмена крепостного права.
В марте 1860г. начала свою работу редакционная комиссия, которой поручалось рассматривать все губернские проекты, использовать которые следовало в законе об освобождении крестьян. Редакционная комиссия сделала попытку провести в жизнь правительственную линию, выражая классовые интересы помещиков. Было предложено:
1)повысить
нормы крестьянских наделов по
отношению к предлагаемым
2)создать особое крестьянское общественное управление, подчиняющееся административно-полицейским органам;
3)отвергнуть
все проекты освобождения
Главный комитет рассмотрел проект положения об освобождении крестьян, подверг его ряду изменений в пользу помещиков, в том числе обратно уменьшив нормы отделения земли крестьянам.
28
января 1861г. к рассмотрению проекта
приступил государственный
16
февраля 1861г.
Согласно положению от 19 февраля 1861г. в 45 губерниях европейской России проживало 22.563.000 крепостных крестьян, 1.467.000 дворовых и 543.000 прикрепленных к заводам и фабрикам — освобожденных от крепостной зависимости. По манифесту, крестьяне получили и ряд гражданских прав: они могли заключать различные гражданские, имущественные, торговые, промышленные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Однако внеэкономические принуждения сохранялись. В манифесте говорилось, что в
7
течение двух лет крестьяне обязаны отбывать те же повинности, которые были при крепостном праве. Барщина ограничивалась двумя женскими и тремя мужскими днями тягла со двора, сокращались поборные повинности.
В период временнообязанного состояния крестьяне по-прежнему были подчинены сельским должностным лицам. Сохранялась сословная неполноправность крестьян. Они были прикреплены к общине, были низшим податным сословием, несли рекрутскую и подушную повинности, разного рода денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям.
Летом 1861г. в бывших помещичьих деревнях появляются органы крестьянского общественного управления. Крестьяне одной общины составляли сельское общество, несколько сельских обществ образовывали волость. Избирались сельские старосты, волостные старшины и волостные суды. Эти органы были подчинены местной администрации и полиции. Одновременно был создан институт мировых посредников, которые должны были проводить реформы в жизнь.
Основным вопросом реформ являлся аграрный вопрос. Согласно закону, земля принадлежала помещику, который становился ее собственником. До 1861г. в России не существовало собственников как таковых. Крестьяне считались лишь арендаторами земли и обязаны были отбывать за землю повинность. Чтобы стать полноправным ее собственником, крестьянин должен был выкупить землю у помещика.
Царское правительство, наделяя крестьян землей, преследовало определенную цель сохранения от разрушения крестьянского хозяйства. Полное обезземеливание крестьян для помещика было абсолютно политически и экономически невыгодно. Лишение многомиллионного крестьянства земли ликвидировало полностью дешевую рабочую силу. Правительство также не было заинтересовано в полном обеспечении крестьян землей. В этом случае крестьянин становится экономически независимым от помещика. Крестьянам предоставлялось столько земли, что они были привязаны к наделу, одновременно испытывая ее дефицит для того, чтобы прожить от урожая до урожая, не занимая хлеб у помещика.
Определенные
нормы земельного надела зависели от
местных природных и
Отрезки клиньями входили в крестьянские наделы, не позволяя разумно вести хозяйство, поэтому крестьяне были вынуждены арендовать эти вырезки у помещика на кабальных условиях.
Даже, в итоге, выкупив у помещика свой земельный надел, крестьянин вынужден был отдавать свой надел общине.
В результате реформ 9.860.000 бывших крепостных крестьян получили 33,7 млн. десятин земли, когда как 100.500 помещиков получили 69 млн. десятин земли. Реформы 1861г. даже увеличили помещичье землевладение за счет крестьянского. Дворовые и мелкопоместные (коих было 1.300.000 человек) не получили ничего.
Средний надел составлял 3,4 десятины на душу населения, когда как для нормальной жизни требовалось 6-8 десятин. Это привело к полузависимости крестьян. Повинности в промышленных губерниях составляли 10 рублей в год с одной мужской души, в остальных губерниях — 8-9 рублей.
В итоге крестьяне должны были заплатить государству в виде налогов в течение 49 лет 300 % от первоначальной стоимости их земли. Общая сумма выкупа составляла в золотых рублях 867.000.000 рублей. Рыночная стоимость земли в 63-67гг. составляла 648.000.000 золотых рублей; с 67 по 1907 год крестьянство заплатили казне 1.540.570.000 золотых рублей и все еще остались должны государству.
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
4. «История Отечества» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.
5. «История России С древнейших времен до конца ХХ века» под редакцие А.Н. Сахарова
9