Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:17, реферат
Либеральные реформы 1860 -1870-х гг. стали одним из переломных событий XIX в., новым этапом европеизации России, попыткой преодолеть отрыв от стран – лидеров развития. Александр II, вступивший на престол после смерти Николая I в 1855 г., решился на их проведение с учётом комплекса обстоятельств. Первое заявление о грядущих реформах было изложено в царском манифесте о Парижском мире (март 1856 г). 1856 год стал началом либеральной оттепели: объявлено о ликвидации военных поселений и прекращении на три года рекрутских наборов, о политической амнистии декабристам и петрашевцам; начались свободная выдача заграничных паспортов, сокращение армии и смягчение цензуры.
1. Причины и предпосылки реформ, их ход и значение:
а) Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права для развития капитализма в сельском хозяйстве России.
б) Реформы в области местного самоуправления.
в) Реформы в области судопроизводства.
г) Реформы в области просвещения.
д) Реформы военная и экономическая.
е) Видные политические деятели-сторонники и противники реформ (Милютин, Валуев и др.)
2. Контрреформы 80-х начала 90-х гг.XIX в. Утверждение капитализма в России.
Реформы 60-70 годов
XIX века в России и контрреформы 80-90
г.г. XIX века.
План
1. Причины и предпосылки реформ, их ход и значение:
а) Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права для развития капитализма в сельском хозяйстве России.
б) Реформы в области местного самоуправления.
в) Реформы в области судопроизводства.
г) Реформы в области просвещения.
д) Реформы военная и экономическая.
е) Видные политические деятели-сторонники и противники реформ (Милютин, Валуев и др.)
2. Контрреформы
80-х начала 90-х гг.XIX в. Утверждение
капитализма в России.
1. Причины и
предпосылки реформ, их ход и
значение
Либеральные реформы
1860 -1870-х гг. стали одним из переломных
событий XIX в., новым этапом европеизации
России, попыткой преодолеть отрыв от
стран – лидеров развития. Александр II,
вступивший на престол после смерти Николая
I в 1855 г., решился на их проведение с учётом
комплекса обстоятельств. Первое заявление
о грядущих реформах было изложено в царском
манифесте о Парижском мире (март 1856 г).
1856 год стал началом либеральной оттепели:
объявлено о ликвидации военных поселений
и прекращении на три года рекрутских
наборов, о политической амнистии декабристам
и петрашевцам; начались свободная выдача
заграничных паспортов, сокращение армии
и смягчение цензуры.
а) Отмена крепостного
права. Манифест 19 февраля 1861 г. Значение
отмены крепостного права для
развития капитализма в сельском
хозяйстве России
И власть и общество сознавали, что главное преобразование – отмена крепостного права. Его предстояло провести при крепостническом большинстве в дворянстве, опасаясь к тому же возможного взрыва крестьянского движения. В этих условиях власть решила отказаться от традиционной практики разработки проектов освобождения в условиях секретности и лишь силами бюрократии, придать делу гласность и привлечь к нему представителей дворянства. В 1858 г. в губерниях открылись дворянские комитеты по крестьянскому делу, в которых преобладали противники реформ. Такой состав отражал настроение массы помещиков: в 1858 г. согласие на безземельное освобождение крестьян в 13 центральных губерниях подписали 27,5% душевладельцев.
Правительственный проект освобождения разрабатывал Главный комитет по крестьянскому делу (во главе стоял брат царя, великий князь Константин). Важным моментом в его работе стало решение об освобождении крестьян с пахотной землёй при условии её выкупа общинами (1858 г). этот принцип стал основным для Редакционных комиссий, образованных в 1859 г. из реформаторов-чиновников и либеральных общественных деятелей. Им предстояло подготовить окончательный проект, согласовав правительственную программу с предложениями губернских комитетов. Наиболее значимые из требований дворянства вошли в итоговый вариант текста. К осени 1860 г. работа над ним завершилась. Законопроект был обсуждён в Главном комитете, затем – в Государственном Совете России и 19 февраля 1861 г. подписан Александром II.
Отмена крепостного права означало освобождение личности крестьянина и отделение его хозяйства от помещичьего путём земельного обустройства общины. Манифестом 19 февраля 1861 г. крестьянам предоставлялась личная свобода, свобода занятий, имущественные права; создавалось сельское самоуправление, освобождение от контроля со стороны помещика-душевладельца. Однако полного уравнения крестьян в правах с другими сословиями не произошло. Они ставились под неусыпный контроль общины, выход из которой осложнялся круговой порукой в выплате податей и выкупных платежей. Вплоть до 1882 г (а в Сибири до 1898 г) выплачивался ими и сословный налог – подушная подать. Среди мер воздействия сословного крестьянского суда оставались телесные наказания. До выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и платили оброк, ставший основной повинностью.
Выкуп происходил на основе сделки помещика и общины. Размер его определялся не рыночной стоимостью земли, а величиной оброка, который платила община. Он капитализировался из расчёта 6% годовых, т.е. составлял сумму, которая при помещении её в банк в качестве процентов, выплачивавшихся вкладчикам, приносила бы помещику ежегодный доход, равный прежнему оброку. Таким образом, крестьяне выкупали не только наделы, но и личную свободу. Возвращать кредит государству крестьяне должны были в течение 49 лет.
С точки зрения
крестьянства выкуп был большой несправедливостью,
чем длительное крепостное состояние.
В сознании общинников земля как главное
условие существования и пропитания не
могла быть объектом частной собственности,
подобно предметам личного пользования.
Поэтому и взаимоотношения с помещиком
при крепостном праве определяли крестьяне
по формуле: «Мы, барин,- ваши, а земля –
наша». Обнародование условий реформы
вызвало взрыв возмущения и негодования
освобождаемых. На весну – лето 1861 г. пришёлся
пик крестьянских волнений рубежа 1850 –
1860-х гг.
б) Реформы в
области местного самоуправления
Формирование гражданского общества и развитие общественной самодеятельности требовало создания системы местного самоуправления, в котором были бы представлены разные слои населения той или иной территории, знавшие её хозяйственны и культурные нужды лучше, чем царские чиновники. Такие органы были образованы в виде земского (1864) и городского (1870) самоуправления. Принципы их формирования, структура и компетенция, взаимоотношения с администрацией однотипны. Деятельность самоуправления ограничивалась вопросами здравоохранения, образования, развитием местных путей сообщения, промышленности и торговли, городским благоустройством и т.п. и находилась под контролем губернского начальства и министерства внутренних дел.
Земские собрания (распорядительные органы) избирались на местах по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской. Последняя формировалась по сословному принципу, в ней отсутствовал, в отличие от двух первых, имущественный ценз. Земскими собраниями избирались управы – исполнительные органы. Земства возникли лишь в 34 губерниях Европейской России, они отсутствовали в национальных районах страны и губерниях с явным преобладанием крестьянского населения.
Городское самоуправление
было представлено городскими думами
(распорядительные органы) и управами
во главе с городскими головами, исполнявшими
их решения. Состав гласных (депутатов)
избирался раз в четыре года на основе
имущественного ценза. От выборов оказались
отстранены наёмные рабочие, а также представители
образованной и состоятельной интеллигенции,
которые, не будучи домовладельцами, снимали
в городах квартиры. Избиратели разделялись
на три численно неравные группы, каждая
из которых вносила в городскую казну
1/3 местных налогов и избирала соответственно
1/3 гласных, что ограничило влияние на
выборах мелких предпринимателей и домовладельцев.
в) Реформы в
области судопроизводства
Модернизация
общественного строя страны предполагала
создание условий для развития гражданского
общества – либеральные новации в сфере
правопорядка, в образовании, развитие
органов местного самоуправления и т.д.
Наиболее последовательная и значимая
среди них – судебная, отделившая судебную
власть от административной и создавшая
новую систему вместо сословных судов
крепостнической эпохи. Её основой стали
окружные суды, решавшие как уголовные
дела, так и сложные гражданские споры
и тяжбы исходя из принципа равенства
перед законом всех сословий. Судьи назначались
министерством юстиции и были несменяемы,
что делало их независимыми от местной
администрации. Суд стал гласным и состязательным,
с участием прокурора и адвоката в уголовных
делах, либо адвокатов спорящих сторон
– в гражданских. В процессе участвовали
присяжные заседатели – представители
разных слоев общества, которые на основе
доводов обвинения и защиты выносили обвинительный
или оправдательный вердикт. Вторым типом
всесословных судебных учреждений стал
мировой суд, состав которого избирался
земскими собраниями из числа уездных
дворян-землевладельцев на основе имущественного
и образовательного цензов. Мировые судьи
решали дела о незначительных преступлениях
и имущественных претензиях до 500 руб.
г) Реформы в
области просвещения
Реформами в
сфере образования создавалась
преемственность между
д) Реформы военная
и экономическая
Создание новой системы военного образования стало составной частью реформирования армии, происходившего поэтапно. В 1860-х г. возникла военно-окружная структура управления, реформирован военный суд и смягчена система наказаний солдат, началось перевооружение армии. Реформа военного образования увязывалась с новациями в комплектовании офицерского корпуса. В военных округах появились юнкерские училища, которые давали базовую двухгодичную подготовку тем, кто поступал на военную службу, имея необходимое общее образование. Кадетские корпуса преобразовывались в четырехлетние военные училища, куда могли поступать выпускники гимназий. Возникли и военные гимназии с широким изучением общеобразовательных дисциплин. Завершила преобразования реформа комплектования вооруженных сил. В 1874 г. новый устав о военной службе ввел всесословную воинскую повинность, уменьшил сроки действительной службы при создании системы пребывания в запасе. Срок службы в сухопутных войсках был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, во флоте соответственно – 7 лет и 3 года. Существовали льготы призывникам по образованию, по состоянию здоровья, для единственных сыновей – кормильцев в семье и т.п.
Либерализация экономической деятельности, освобождение крепостных и отделение их хозяйства от помещичьего в реформе 1861 г. способствовали структурной перестройке в экономике. Главным содержанием её стало формирование рыночной системы хозяйства, происходившее в 1860 – 1880-х г. К концу этого периода, примерно с 1885 г., начался устойчивый прирост производства в основных отраслях хозяйства страны, продолжавшийся вплоть до Первой мировой войны.
Именно в эти годы происходило формирование всех подразделений рынка, необходимых для того, чтобы он стал истинным регулятором экономического развития. До реформ развивался в основном рынок потребительских товаров. Освобождение крепостных крестьян положило начало интенсивному росту рынка рабочей силы. Промышленный переворот, охвативший все отрасли, стимулировал формирование рынка основных средств производства; учреждение частных коммерческих банков в начале 1860-х г. привело к возникновению рынка ссудного капитала. Эпоха реформ привела к более интенсивному развитию земельного рынка, а в 1880-х г. стал складываться рынок акций и прочих ценных бумаг.
В 1860 – 1870 г. увеличилось
воздействие мирового рынка на развитие
хозяйства страны. Это были годы
усиленного спроса на русский хлеб
и быстрого увеличения его экспорта.
Российское правительство встало на
путь форсированной индустриализации
страны. В эти годы пришлось сооружение
основной сети железных дорог в Европейской
России; время промышленного переворота,
технической реконструкции старых и возникновения
новых отраслей и новых промышленных районов
(фабрики приходили на смену мануфактурам).
е) Видные политические
деятели-сторонники и противники реформ
(Милютин, Валуев и др.)
Либеральное дворянство
высказывало недовольство крайне ограниченной
компетенцией земства и отсутствием
конституционных
По своим взглядам
народники – представители
Информация о работе Реформы 60-70 годов XIX века в России и контрреформы 80-90 г.г. XIX века