Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:12, контрольная работа
Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества.
Введение…………………………………………………………….3
Состояние экономики СССР в 60-е годы…………………………4
Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР…5
Социально-политическое развитие: достижения и проблемы….8
Заключение…………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………15
Министерство
образования и
науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального
образования
«Уссурийский
государственный
педагогический институт»
Кафедра
политологии, культурологии
и истории
Реформы 1965 года. Социально-политическое развитие: достижения и проблемы
(контрольная работа по
Уссурийск, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Состояние экономики СССР в 60-е годы…………………………4
Реформы 1965 г. и
социально-экономическое
Социально-политическое развитие: достижения и проблемы….8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся - особенно во второй половине 50-х гг. - повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.
Состояние
экономики СССР в 60-е
годы.
Проект
Директив по восьмому пятилетнему плану
развития народного хозяйства СССР
(1966-1970) разрабатывался с большим
трудом. Уже в самый разгар работы (1963-1964)
стало ясно, что цифры, заложенные в Программе
партии, в том числе и на 1970 год, едва ли
выполнимы, экономисты - ученые и практики
- бились над тем, как рассчитать пятилетку
в соответствии с провозглашенными заданиями,
ведь недаром их уже на октябрьском (1964)
Пленуме ЦК КПСС назвали волюнтаристскими.
Возникла идея разработать еще один семилетний
план на 1966- 1972 годы, чтобы как-то замаскировать
невозможность выхода на рубежи, определенные
XXII съездом партии, и чтобы к 1972 году хотя
бы немного превзойти план 1970 года.
Но
к концу 1964 года решили все же отказаться
от этого и снова вернулись
к восьмой пятилетке, в течение
которой планировалось
Реформы
1965 г. и социально-экономическое
развитие СССР.
В
середине 60-х годов руководство
страны предприняло очередную попытку
добиться стимулирования промышленного
и сельскохозяйственного производства
без изменения основ административно-командной
системы управления и отказа от внеэкономического
принуждения.
Экономическая
реформа началась в марте 1965г. с сельского
хозяйства. Были повышены закупочные цены
на сельскохозяйственную продукцию, списаны
долги колхозам, повышена роль министерства
сельского хозяйства в планировании и
руководстве сельскохозяйственным производством.
В
сентябре 1965г. партийное руководство
объявило о реформе в промышленности.
В основе предполагаемых изменений лежала
идея хозяйственной самостоятельности
и хозрасчета. Предприятиям не только
значительно уменьшалось количество плановых
показателей сверху, но и определенный
процент прибыли оставался за ним. Это
была наиболее радикальная реформа за
все годы Советской власти, целью которой
было повышение эффективности промышленности
за счет экономических рычагов.
Основным
плановым и оценочным показателем
работы предприятия становился объем
не валовой (то есть произведенной) продукции,
а объем реализованной продукции, что
должно было повышать заинтересованность
предприятий в изготовлении пользующихся
спросом товаров. Существовал план по
видам продукции; оптовые цены устанавливались
с учетом затрат предприятий, чтобы обеспечить
их работу на началах хозрасчета (а не
предельно низкие, как было ранее). При
сохранении планируемого фонда заработной
платы часть прибыли оставлялась в распоряжение
предприятий (фонд социального развития)
и должна была расходоваться на материальное
поощрение работников (премии), социально-культурные
нужды коллектива (жилищное строительство,
детские учреждения и т.д.).
Задуманная
с целью некоторой
Последующие
попытки структурных перестроек
в экономике тоже оказались недейственными:
это и создание с начала 70-х годов
громоздких и трудноуправляемых производственных
и научно-производственных объединений
(ПО и НПО), только усиливших монополизм
в промышленности, и создание территориально-
Несмотря
на заложенные в ней внутренние противоречия,
реформа 1965 г. в краткосрочный перспективе
дала некоторый положительный результат:
показатели выполнения VIII пятилетки (1966-1970)
были очень хорошими, особенно в последовавшем
затем сравнении с более поздними пятилетками.
Но, затем, в 1972-1973 гг., произошла смена
экономических приоритетов: Брежнев настоял
на усиленном развитии тяжелых и добывающих
отраслей, оборонной промышленности, сельского
хозяйства, усиленном освоении Сибири,
вместо преимущественного развития легкой
промышленности, на что делал упор Косыгин
в предыдущей пятилетке.
К
середине 70-х годов возможности развития
экономики по экстенсивному пути были
исчерпаны: в связи с общей демографической
ситуацией и ростом образовательного
уровня населения резко сократился приток
в производство новой рабочей силы (основной
приток работоспособного населения пошел
в сферу услуг и другие непроизводственные
области), из-за перемещения основных сырьевых
баз на восток, в Сибирь, в связи с исчерпанием
их в Европейской зоне страны, добыча сырья
и энергоносителей требовала больших
финансовых вложений.
Советская
экономика, не использовавшая возможности
интенсификации за счет структурной
перестройки, внедрения новейшей техники
и технологии, изменения организации
труда и включения реальных трудовых
стимулов, неуклонно двигалась к
кризису. Проявлением этого стало ухудшение
всех важнейших экономических показателей.
Если в VIII пятилетке (1966-1970) прирост национального
дохода (в % к предыдущему пятилетию) составил
41%, то в ХI пятилетке (1981-1985) – лишь 17%. Следует
подчеркнуть, что это было пока лишь снижение
темпов роста, а не падение экономики и
даже еще не стагнация (т.е. застой, топтание
на месте), это было лишь преддверие ее
будущего кризиса.
Социально-политическое
развитие: достижения
и проблемы
Реформы
1965-1970 гг. при всей своей ограниченности
и непоследовательности оказали значительное
позитивное воздействие на народное
хозяйство страны. Пройденный период
знаменовался новыми крупными успехами
в области экономики и социально-культурной
жизни. За 1961-1985 гг. валовой общественный
продукт вырос на 387 процентов, так
же вырос национальный доход. Это
означало, что страна стала производить
в 4 раза больше продукции, чем 25 лет назад.
Продукция промышленности за это время
увеличилась на 485 процентов, продукция
сельского хозяйства - на 171 процент (23,
49). Крупные структурные изменения
характеризовали развитие народного хозяйства.
В стране сложился единый народнохозяйственный
комплекс, включающий единые энергосистему,
транспортную сеть, систему связи.
За эти годы было построено более 9 тысяч
новых промышленных предприятий, в
том числе таких гигантов как Атоммаш,
КамАЗ, введены в строй крупнейшие
в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский
и Экибастузский топливно-энергетические
комплексы. В мировом экономическом
развитии Советский Союз твердо занимал
второе место в мире и первое место в Европе,
выпуская более 20 процентов мировой промышленной
продукции. К 1985году наша страна вышла
на первое место в мире по производству
чугуна, стали, минеральных удобрений,
добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности
по отношению к США увеличился с 50 процентов
в 1960 году до 80 процентов в 1985 году.
Значительно выросло благосостояние
советских людей. За годы с 1961 по 1985 было
построено 34 млн. новых квартир, что
позволило улучшить жилищные условия
населения. Реальные доходы выросли за
этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись
стабильные и низкие цены на товары народного
потребления.
Новый шаг сделала страна
в области науки и культуры.
Был осуществлен переход ко
всеобщему среднему образованию.
Вчетверо выросло число лиц,
окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась
численность научных
Негативные процессы отражались
и на социальной сфере.
Информация о работе Реформы 1965 года. Социально-политическое развитие: достижения и проблемы