Реформы 1965 года. Социально-политическое развитие: достижения и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Состояние экономики СССР в 60-е годы…………………………4

Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР…5

Социально-политическое развитие: достижения и проблемы….8

Заключение…………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

контрольная история.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

«Уссурийский  государственный  педагогический институт» 

Кафедра политологии, культурологии и истории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Реформы 1965 года. Социально-политическое развитие: достижения и проблемы

       (контрольная работа по истории) 
 
 

                                                Контрольную работу выполнила:

                                                Студентка 1 курса 312 «А» гр.

                                                Федотова Я.Р. 

                                                Проверила:

                                                Максименко С.И. 
 
 
 
 
 

Уссурийск, 2010

       Содержание 

Введение…………………………………………………………….3

Состояние экономики СССР в 60-е годы…………………………4  

Реформы 1965 г. и  социально-экономическое развитие СССР…5

Социально-политическое развитие: достижения и проблемы….8

Заключение…………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

     Шестидесятые  годы стали переломными в истории  советского общества. До этого времени  сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой  огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся - особенно во второй половине 50-х гг. - повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.

         Состояние экономики СССР в 60-е  годы. 

     Проект  Директив по восьмому пятилетнему плану  развития народного хозяйства СССР (1966-1970) разрабатывался с большим  трудом. Уже в самый разгар работы (1963-1964) стало ясно, что цифры, заложенные в Программе партии, в том числе и на 1970 год, едва ли выполнимы, экономисты - ученые и практики - бились над тем, как рассчитать пятилетку в соответствии с провозглашенными заданиями, ведь недаром их уже на октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС назвали волюнтаристскими. Возникла идея разработать еще один семилетний план на 1966- 1972 годы, чтобы как-то замаскировать невозможность выхода на рубежи, определенные XXII съездом партии, и чтобы к 1972 году хотя бы немного превзойти план 1970 года. 

     Но  к концу 1964 года решили все же отказаться от этого и снова вернулись  к восьмой пятилетке, в течение  которой планировалось увеличить  производительность труда в промышленности на 33-35%, прибыль - более чем в два раза. Также намечалось 80% прироста продукции обеспечить за счет увеличения производительности труда (против 62% в седьмой и 72% в шестой пятилетке, по официальным данным). Было предусмотрено развитие территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Южно-Таджикского, Тимано-Печерского, Южно-Якутского, Оренбургского и др. Предполагалось уделить первостепенное внимание развитию Волжского хозяйства, производству потребительских товаров, росту реальных доходов населения. Однако осуществить задуманное было невозможно без кардинальных изменений в экономике, а потому остро встала проблема ее реформирования. 
 
 
 

   Реформы 1965 г. и социально-экономическое  развитие СССР. 

     В середине 60-х годов руководство  страны предприняло очередную попытку добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения.  

     Экономическая реформа началась в марте 1965г. с сельского хозяйства. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги колхозам, повышена роль министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством. 

     В сентябре 1965г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. В основе предполагаемых изменений лежала идея хозяйственной самостоятельности и хозрасчета. Предприятиям не только значительно уменьшалось количество плановых показателей сверху, но и определенный процент прибыли оставался за ним. Это была наиболее радикальная реформа за все годы Советской власти, целью которой было повышение эффективности промышленности за счет экономических рычагов.  

     Основным  плановым и оценочным показателем  работы предприятия становился объем не валовой (то есть произведенной) продукции, а объем реализованной продукции, что должно было повышать заинтересованность предприятий в изготовлении пользующихся спросом товаров. Существовал план по видам продукции; оптовые цены устанавливались с учетом затрат предприятий, чтобы обеспечить их работу на началах хозрасчета (а не предельно низкие, как было ранее). При сохранении планируемого фонда заработной платы часть прибыли оставлялась в распоряжение предприятий (фонд социального развития) и должна была расходоваться на материальное поощрение работников (премии), социально-культурные нужды коллектива (жилищное строительство, детские учреждения и т.д.). 

     Задуманная  с целью некоторой децентрализации  хозяйственной жизни, реформа началась как раз с восстановления союзных и союзно-республиканских министерств и госкомитетов министерского уровня, бывших фактическими хозяевами в своей отрасли. Конечная нерезультативность и постепенный отказ от хозяйственной реформы 1965 г. были обусловлены и тем, что реформа объективно должна была бы усилить позиции профессионалов – хозяйственников, технократов, что могло ущемить всевластие партийно-государственной номенклатуры. 

     Последующие попытки структурных перестроек в экономике тоже оказались недейственными: это и создание с начала 70-х годов громоздких и трудноуправляемых производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО), только усиливших монополизм в промышленности, и создание территориально-производственных комплексов (ТПК), и попытка ввести в 1979г. множество нормативных производственных и финансовых показателей, чтобы централизованно регулировать все производство, приведшая лишь к бюрократической неразберихе. 

     Несмотря  на заложенные в ней внутренние противоречия, реформа 1965 г. в краткосрочный перспективе дала некоторый положительный результат: показатели выполнения VIII пятилетки (1966-1970) были очень хорошими, особенно в последовавшем затем сравнении с более поздними пятилетками. Но, затем, в 1972-1973 гг., произошла смена экономических приоритетов: Брежнев настоял на усиленном развитии тяжелых и добывающих отраслей, оборонной промышленности, сельского хозяйства, усиленном освоении Сибири, вместо преимущественного развития легкой промышленности, на что делал упор Косыгин в предыдущей пятилетке. 

     К середине 70-х годов возможности развития экономики по экстенсивному пути были исчерпаны: в связи с общей демографической ситуацией и ростом образовательного уровня населения резко сократился приток в производство новой рабочей силы (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области), из-за перемещения основных сырьевых баз на восток, в Сибирь, в связи с исчерпанием их в Европейской зоне страны, добыча сырья и энергоносителей требовала больших финансовых вложений. 

     Советская экономика, не использовавшая возможности  интенсификации за счет структурной  перестройки, внедрения новейшей техники  и технологии, изменения организации  труда и включения реальных трудовых стимулов, неуклонно двигалась к  кризису. Проявлением этого стало ухудшение всех важнейших экономических показателей. Если в VIII пятилетке (1966-1970) прирост национального дохода (в % к предыдущему пятилетию) составил 41%, то в ХI пятилетке (1981-1985) – лишь 17%. Следует подчеркнуть, что это было пока лишь снижение темпов роста, а не падение экономики и даже еще не стагнация (т.е. застой, топтание на месте), это было лишь преддверие ее будущего кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социально-политическое развитие: достижения и проблемы 

     Реформы 1965-1970  гг.  при всей своей ограниченности и непоследовательности оказали  значительное  позитивное  воздействие  на  народное  хозяйство страны.  Пройденный период знаменовался новыми крупными успехами в области экономики  и социально-культурной жизни. За 1961-1985 гг. валовой общественный продукт вырос на 387 процентов,  так же вырос  национальный доход.  Это означало, что страна стала производить в 4 раза больше продукции, чем 25 лет назад. Продукция промышленности за это время увеличилась на 485 процентов,  продукция сельского хозяйства - на 171 процент (23, 49). Крупные структурные  изменения характеризовали развитие народного хозяйства. В стране сложился единый народнохозяйственный  комплекс,  включающий единые энергосистему,  транспортную сеть,  систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий,  в том числе таких гигантов как Атоммаш,  КамАЗ, введены в строй крупнейшие  в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы. В мировом  экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе место в мире и первое место в Европе,  выпуская более 20 процентов мировой промышленной продукции. К 1985году наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году. 

                 Значительно  выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн. новых квартир, что  позволило  улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие цены на товары народного потребления.  

                 Новый шаг  сделала  страна  в области науки и культуры. Был осуществлен переход ко  всеобщему  среднему  образованию.  Вчетверо выросло число лиц,  окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась  численность научных работников,  достигнув 1,5 млн. человек (в 1913 году в России насчитывалось 11,6 тыс.  научных работников (23, 64; 35, 67).В общем  и целом этот период явился периодом наибольших достижений Советского государства в области экономики, социальной и научной жизни.  Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания,  выросло по сравнению с 1913 годом почти в 50 раз.  Великий русский и многонациональный советский народ мог гордиться этими  достижениями.  Однако  со второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми признаки экономического кризиса,  проявилась неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства. Серьезную тревогу  вызывал  разрыв между приростом мощностей и невысоким уровнем отдачи капитальных вложений.  Положение особенно ухудшилось во второй половине 70-х годов.  Наряду с внедрением новой техники  нормой  стали  «долгострой»,  неполное освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных показателей.  Срок  окупаемости капитальных  вложений  в  промышленности  вырос с пяти лет в 1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов он уже втрое превышал допустимые нормативы. Падение темпов  экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на советских предприятиях оставалась  ниже уровня развитых стран.  Если в 1966-1970 г. годовой прирост производительности труда составлял 6,8  процента, то в 1981-1985 - всего 3,1 процента,  то есть снизился в два раза (23, 51). Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельскохозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой продукции. Велики были потери и в сельском хозяйстве.  Потери  при транспортировании крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%.  В поле на элеваторах и при транспортировке терялось до 30%  урожая. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха  1975  года,  когда сбор  зерна уменьшился  на  40  млн.  тонн по сравнению со среднегодовым сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота. В мае 1982 года была принята продовольственная программа, которая представляла собой систему мер, охватывающих все основные  стороны агропромышленного комплекса. 

       Негативные процессы  отражались  и на социальной сфере. Медленно  улучшались жилищные условия,  все чащи стали возникать проблемы  в продовольственном снабжении,  организации транспорта,  медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов,  а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные категорий трудящихся,  прежде  всего низкоквалифицированных, увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых. Снабжение населения продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности достигло своего максимума. Граждане страны с определенными трудностями, но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах широкого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых  вещей. Главная  проблема была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались закупить импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х годов. 

Информация о работе Реформы 1965 года. Социально-политическое развитие: достижения и проблемы