Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:33, контрольная работа
Цель: ознакомиться и обработать литературу по теме «Реформация в Северной Европе» и на основе выявленного материала написать контрольную работу.
Задачи:
Рассмотреть Реформацию в Дании и Норвегии.
Изучить Реформацию в Швеции и Финляндии.
Введение...............................................................................................................……….….......3
Реформация в Дании…………………………………………....…………..…….. .4
Реформация в Норвегии………………………………………………….......6
Реформация в Швеции………………………………………………….…....7
Реформация в Финляндии……………………………………………...… ......9
Заключение…………………………………………………………………...……..12
Список литературы…………………………………………………………...…..…13
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий
государственный университет»
Контрольная работа по дисциплине «История нового времени»
на тему:
«Реформация в Северной Европе»
Выполнила студентка
Группы
09 ИстЗ Якубянец С. В.
Проверил
преподаватель
Новополоцк 2010
Содержание:
Введение..................
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение:
Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви. Начало Реформации положено выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость Католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения Католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война 1524—26 гг. в Германии, Нидерландская и Английская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).[6]
Положение
Германии и Швейцарии, которое по
Божьей премудрости и предвидению
было избрано стать исходным пунктом и
средоточием Реформации, для распространения
этого великого дела было чрезвычайно
благоприятным. Отсюда во все стороны
легко расходились сильные волны благословенного
движения и наполняли почти всю Европу.
Не всегда движущие мотивы со стороны
правителей, которые, казалось, открывали
простор для Реформации в своей стране,
были чисты и богоугодны. Бог не признавал
таких начинаний. Так это, например, было
в случае со Скандинавией. [1]
Цель: ознакомиться и обработать литературу по теме «Реформация в Северной Европе» и на основе выявленного материала написать контрольную работу.
Задачи:
Реформация
в Дании
Тиранский король Кристиан Второй, который угрожал католическому духовенству в Швеции с целью, чтобы недавно обретшую независимость страну вновь поработить под датское господство, пожелал ввести в Дании реформацию, чтобы здесь разбить мощь чрезмерно вознесшегося над всей Скандинавией католического клира. По его просьбе в 1520 году из Виттенберга в Данию пришел молодой человек Мартин Рейнгард. Он, однако, вскоре вынужден был бежать от католического натиска. После него в Дании некоторое время работал Карлштадт, но он вынужден был избегать духовенства, а Лютер, к которому король так же обратился, чтобы приобрести его для Дании, не принял этого приглашения. В 1524 году Кристиан был изгнан дворянами и клиром и пришел в Саксонию, где Лютер внешне обратил его в евангельскую веру. Однако, на заседании рейхстага в Аугсбурге он снова отрекся от этой веры (1530), чтобы при помощи кесаря (1531) завоевать для себя Норвегию. Уже на следующий год он снова был свержен с трона. За время своего тридцатилетнего тюремного заключения он раскаялся в сем и через Библию на датском языке пришел к полному познанию истины.
Преемник Кристиана в Дании, Фридрих Первый из Гольштейна, в противовес этому с самого начала лично сам содействовал евангельской вере и со своим сыном, весьма решительным и также верующим, который правил герцогством, Кристианом Третьим, в своих землях ввел реформацию.[1]
Реформация в Дании связана с именем Ганса Таусена, который после учёбы в Виттенберге начал проповедовать лютеранские идеи на родине. Попытка церковных иерархов устроить суд над «датским Лютером» не увенчалась успехом, так как ему покровительствовал король Фредерик I. В 1530 году на церковном синоде в Копенгагене Таусен защитил «символ веры» датских протестантов — «43 копенгагенские статьи». [2]
Датский
реформатор Ганс Таузен, ученик Лютера,
который до того времени проповедовал
Евангелие среди множества
Официально
же евангелическо-лютеранская
В
1550 году на датском языке была издана
Библия. Особенностью Реформации в Дании
было отношение к монастырям, которые
не были закрыты, хотя и обложены налогами.
Новых послушников принимать не разрешалось.
В итоге монастыри существовали ещё 30
лет после начала церковных реформ. Большинство
же приходских священников не стали жертвовать
своими местами и влились в новую церковную
структуру.[2]
Реформация
в Норвегии
В 1536 г. между Данией и Норвегией была заключена уния. Во время проведения национального собрания в Копенгагене король Кристиан III публично пообещал датским дворянам, что впредь Норвегия будет подчинена датской короне, равно как и все другие датские владения. Государственный совет Норвегии был распущен, а норвежская церковь потеряла свою автономию. С этого момента датские дворяне могли свободно занимать должности чиновников, представителей датской власти в Норвегии, а также получать доход в Норвегии. Поскольку Норвегия в отличие от Дании была наследственной монархией, ей все-таки было сохранено некое подобие автономии, но бывшие норвежские владения, Гренландия, Исландия и Фареры перешли непосредственно под власть датской короны. Даже столица Норвегии потеряла свое имя. Осло, перестроенный после пожара 1624 г., стал называться Христианией в честь Кристиана IV. Первоначальное название было возвращено городу лишь в 1925 г .[5]
Церковная
реформация в Норвегии была также
проведена датским королём
Попытка норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона воспрепятствовать введению новой религии оказалась безуспешной. Более того, борьба за сохранение старой церкви привела к окончательной потере Норвегией самостоятельности и превращению её в «датскую провинцию», о чём было официально объявлено в Копенгагене.[2]
Католических
епископов сменили лютеранские
Ко времени Реформации более половины
всех норвежских земель принадлежало
церкви. Она вся отошла государству, а
позже большая её часть была продана богатым
гражданам. Церковь в Дании и Норвегии
порвала с Римом и стала национальной
церковью во главе с королём. Первый закон,
так называемый «Церковный ордонанс»
был принят в 1537 году. Он предусматривает
разделение полномочий церкви и короля:
церковь свидетельствует о слове Божием
и отправляет таинства, а король определяет
рамки, в которых это происходит. Принятие
законов, регулирующих церковную деятельность,
относится к сфере компетенции короля:
это положение дел сохранилось в норвежском
законодательстве до сих пор.[6]
Реформация
в Швеции
Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».
В Швеции доминировало влияние реформаторских идей Мартина Лютера (1483—1546) и Филиппа Меланхтона (1497—1560).
С точки зрения теологии, лютеровско-меланхтоновская реформация явилось нововведением, «очистившим» идеи, которые дискутировались в период Среднего и Позднего Средневековья. Реформаторы были реакционерами (т.е. были устремлены назад) в смысле поиска идеала церковной жизни в далеком прошлом (antiquitas). Библия, «чистое слово Божье» стали важнейшей нормой.
Начало тех изменений, которые привели к Реформации в Швеции, было положено решениями риксдага в Вестеросе в 1527 году. На нем такие реформаторы, как Лаурентиус Андре и Олаус Петри (1493—1552), получили разрешение свободно проповедовать свои идеи, а Густав Ваза мог теперь начать конфискацию церковной собственности. Это привело к бурной реакции, например к восстаниям в Даларне 1524—33 годов, в Смоланде в 1529 году и восстанию под предводительством Нильса Дакке в 1542—43 годах.
Лаурентиус Петри (брат Олау-са. — Примеч. перев.) (1499—1572) был избран архиепископом в 1531 году. Посвящение в сан его и других епископов означало, что места иерархов церкви стали занимать сторонники реформаторских идей. Вопреки попыткам короля полностью контролировать деятельность церкви, она сохраняла средневековую структуру епископата. Это гарантировало церкви определенную самостоятельность. С некоторыми изменениями сохранялась также месса и порядок богослужения. Церковь Позднего Средневековья была довольно терпимой культовой общностью. Положение постепенно менялось в период Реформации с ее требованием «чистого учения». Монастыри упразднялись, братства, паломничества, а также отдельные церковные обряды службы запрещались. Различные формы богослужений, существовавшие ранее, постепенно унифицировались.
В соответствии с отмеченным выше, характерным для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году — полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что священники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать «чистое слово Божье». Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: «Спасение одной милостью Божьей».