Реформация в Северной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Цель: ознакомиться и обработать литературу по теме «Реформация в Северной Европе» и на основе выявленного материала написать контрольную работу.
Задачи:
Рассмотреть Реформацию в Дании и Норвегии.
Изучить Реформацию в Швеции и Финляндии.

Содержание

Введение...............................................................................................................……….….......3
Реформация в Дании…………………………………………....…………..…….. .4
Реформация в Норвегии………………………………………………….......6
Реформация в Швеции………………………………………………….…....7
Реформация в Финляндии……………………………………………...… ......9

Заключение…………………………………………………………………...……..12
Список литературы…………………………………………………………...…..…13

Работа содержит 1 файл

История России и Украины.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Полоцкий государственный университет» 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «История нового времени»

на тему: «Реформация в Северной Европе» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

Группы 09 ИстЗ         Якубянец С. В. 

 Проверил преподаватель                                    Глазырин Е. В.  
 
 
 
 
 

Новополоцк 2010

 

Содержание:

    Введение...............................................................................................................……….….......3

  1. Реформация в Дании…………………………………………....…………..…….. .4
  2. Реформация в Норвегии………………………………………………….......6
  3. Реформация в Швеции………………………………………………….…....7
  4. Реформация в Финляндии……………………………………………...… ......9
 

    Заключение…………………………………………………………………...……..12

   Список  литературы…………………………………………………………...…..…13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение:

     Реформация  — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви. Начало Реформации положено выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость Католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения Католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война 1524—26 гг. в Германии, Нидерландская и Английская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).[6]

     Положение Германии и Швейцарии, которое по Божьей премудрости и предвидению было избрано стать исходным пунктом и средоточием Реформации, для распространения этого великого дела было чрезвычайно благоприятным. Отсюда во все стороны легко расходились сильные волны благословенного движения и наполняли почти всю Европу. Не всегда движущие мотивы со стороны правителей, которые, казалось, открывали простор для Реформации в своей стране, были чисты и богоугодны. Бог не признавал таких начинаний. Так это, например, было в случае со Скандинавией. [1] 

      Цель: ознакомиться и обработать литературу по теме «Реформация в Северной Европе» и на основе выявленного материала написать контрольную работу.

      Задачи:

  1. Рассмотреть Реформацию в Дании и Норвегии.
  2. Изучить Реформацию в Швеции и Финляндии.
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Реформация  в Дании 

     Тиранский король Кристиан Второй, который угрожал  католическому духовенству в Швеции с целью, чтобы недавно обретшую независимость страну вновь поработить под датское господство, пожелал ввести в Дании реформацию, чтобы здесь разбить мощь чрезмерно вознесшегося над всей Скандинавией католического клира. По его просьбе в 1520 году из Виттенберга в Данию пришел молодой человек Мартин Рейнгард. Он, однако, вскоре вынужден был бежать от католического натиска. После него в Дании некоторое время работал Карлштадт, но он вынужден был избегать духовенства, а Лютер, к которому король так же обратился, чтобы приобрести его для Дании, не принял этого приглашения. В 1524 году Кристиан был изгнан дворянами и клиром и пришел в Саксонию, где Лютер внешне обратил его в евангельскую веру. Однако, на заседании рейхстага в Аугсбурге он снова отрекся от этой веры (1530), чтобы при помощи кесаря (1531) завоевать для себя Норвегию. Уже на следующий год он снова был свержен с трона. За время своего тридцатилетнего тюремного заключения он раскаялся в сем и через Библию на датском языке пришел к полному познанию истины.

     Преемник  Кристиана в Дании, Фридрих Первый из Гольштейна, в противовес этому с самого начала лично сам содействовал евангельской вере и со своим сыном, весьма решительным и также верующим, который правил герцогством, Кристианом Третьим, в своих землях ввел реформацию.[1]

     Реформация в Дании связана с именем Ганса Таусена, который после учёбы в Виттенберге начал проповедовать лютеранские идеи на родине. Попытка церковных иерархов устроить суд над «датским Лютером» не увенчалась успехом, так как ему покровительствовал король Фредерик I. В 1530 году на церковном синоде в Копенгагене Таусен защитил «символ веры» датских протестантов — «43 копенгагенские статьи». [2]

     Датский реформатор Ганс Таузен, ученик Лютера, который до того времени проповедовал Евангелие среди множества гонений, стал проповедником в Копенгагене, и на одном из совещаний рейхстага в Оденсе в 1527 году при его содействии Реформация в Дании была признана государственной религией без права, однако, насильственного обращения людей в новое учение. Евангельское учение, таким образом, завоевало признание, и из Виттенберга в Данию поспешило множество учителей. Священное Писание было переведено на датский язык, были введены проповедь и пение на церковных богослужениях. Реформация в Дании, как это было в Германии, распространялась при ликующем пении хвалебных гимнов верующими, прославляющими милость Божью. [1]

     Официально  же евангелическо-лютеранская Церковь  была признана государственной при сыне Фредерика I — Кристиане III, который использовал проведение Реформации в политических целях. Однако Кристиан III и до вступления на престол был верным приверженцем лютеранства и с 1528 года ввёл лютеранское богослужение на своих землях в Шлезвиге. Сделав Реформацию законом, Кристиан III сместил католических епископов и провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране. По просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал в Данию опытного священника-реформатора Иоганнеса Бугенхагена, который возглавил проведение Реформации в стране. В итоге Реформация в Дании ориентировалась на немецкие образцы. По оценке датских историков, «Дания с введением Лютеранской Церкви стала в церковном отношении на длительное время немецкой провинцией» В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен. С составленным уложением был ознакомлен Лютер, и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.

     В 1550 году на датском языке была издана Библия. Особенностью Реформации в Дании было отношение к монастырям, которые не были закрыты, хотя и обложены налогами. Новых послушников принимать не разрешалось. В итоге монастыри существовали ещё 30 лет после начала церковных реформ. Большинство же приходских священников не стали жертвовать своими местами и влились в новую церковную структуру.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реформация в Норвегии 

     В 1536 г. между Данией и Норвегией  была заключена  уния. Во время проведения национального собрания в Копенгагене король Кристиан III публично пообещал датским дворянам, что впредь Норвегия будет подчинена датской короне, равно как и все другие датские владения. Государственный совет Норвегии был распущен, а норвежская церковь потеряла свою автономию. С этого момента датские дворяне могли свободно занимать должности чиновников, представителей датской власти в Норвегии, а также получать доход в Норвегии. Поскольку Норвегия в отличие от Дании была наследственной монархией, ей все-таки было сохранено некое подобие автономии, но бывшие норвежские владения, Гренландия, Исландия и Фареры перешли непосредственно под власть датской короны. Даже столица Норвегии потеряла свое имя. Осло, перестроенный после пожара 1624 г., стал называться Христианией в честь Кристиана IV. Первоначальное название было возвращено городу лишь в 1925 г .[5]

     Церковная реформация в Норвегии была также  проведена датским королём Кристианом III, который распространил на страну действие датской церковной ординации 1537 года, определявшей положение новой религии в церкви. Она насаждалась попросту путём призыва к верховному духовенству датско-норвежской католической церкви в Норвегии. А с начала XVII века лютеранское вероучение стало единственной верой, установившейся на территории Норвегии.[5]

       Попытка норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона воспрепятствовать введению новой религии оказалась безуспешной. Более того, борьба за сохранение старой церкви привела к окончательной потере Норвегией самостоятельности и превращению её в «датскую провинцию», о чём было официально объявлено в Копенгагене.[2]

     Католических  епископов сменили лютеранские суперинтенденты, и довольно скоро официальная церковь стала лютеранской. Среди населения новая религия прививалась не так быстро.[6]

        Ко времени Реформации более половины всех норвежских земель принадлежало церкви. Она вся отошла государству, а позже большая её часть была продана богатым гражданам. Церковь в Дании и Норвегии порвала с Римом и стала национальной церковью во главе с королём. Первый закон, так называемый «Церковный ордонанс» был принят в 1537 году. Он предусматривает разделение полномочий церкви и короля: церковь свидетельствует о слове Божием и отправляет таинства, а король определяет рамки, в которых это происходит. Принятие законов, регулирующих церковную деятельность, относится к сфере компетенции короля: это положение дел сохранилось в норвежском законодательстве до сих пор.[6] 
 
 

  Реформация  в Швеции 

     Реформация  в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».

В Швеции доминировало влияние реформаторских идей Мартина Лютера (1483—1546) и Филиппа Меланхтона (1497—1560).

     С точки зрения теологии, лютеровско-меланхтоновская  реформация явилось нововведением, «очистившим» идеи, которые дискутировались  в период Среднего и Позднего Средневековья. Реформаторы были реакционерами (т.е. были устремлены назад) в смысле поиска идеала церковной жизни в далеком прошлом (antiquitas). Библия, «чистое слово Божье» стали важнейшей нормой.

     Начало  тех изменений, которые привели  к Реформации в Швеции, было положено решениями риксдага в Вестеросе в 1527 году. На нем такие реформаторы, как Лаурентиус Андре и Олаус Петри (1493—1552), получили разрешение свободно проповедовать свои идеи, а Густав Ваза мог теперь начать конфискацию церковной собственности. Это привело к бурной реакции, например к восстаниям в Даларне 1524—33 годов, в Смоланде в 1529 году и восстанию под предводительством Нильса Дакке в 1542—43 годах.

     Лаурентиус  Петри (брат Олау-са. — Примеч. перев.) (1499—1572) был избран архиепископом в 1531 году. Посвящение в сан его и других епископов означало, что места иерархов церкви стали занимать сторонники реформаторских идей. Вопреки попыткам короля полностью контролировать деятельность церкви, она сохраняла средневековую структуру епископата. Это гарантировало церкви определенную самостоятельность. С некоторыми изменениями сохранялась также месса и порядок богослужения. Церковь Позднего Средневековья была довольно терпимой культовой общностью. Положение постепенно менялось в период Реформации с ее требованием «чистого учения». Монастыри упразднялись, братства, паломничества, а также отдельные церковные обряды службы запрещались. Различные формы богослужений, существовавшие ранее, постепенно унифицировались.

     В соответствии с отмеченным выше, характерным  для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году — полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что священники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать «чистое слово Божье». Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: «Спасение одной милостью Божьей».

Информация о работе Реформация в Северной Европе