Перспективы
транспортного и хозяйственного
значения Северного морского
пути имели широчайший спектр
оценок: от нулевых до самых
высоких. Сторонники последних видели
в Северном морском пути единственно возможную
транспортную артерию, способную эффективно
решить проблемы хозяйственно-природных
ресурсов обширных территорий севера
Сибири и Дальнего Востока. Взаимоисключающим
точкам зрения противостояла идея, которая
признавала важность и перспективность
Северного морского пути и вместе с тем
обосновывала необходимость основе железнодорожного
строительства на Севере транспортных
проблем региона.
Проектная
разработка железнодорожной сети
в северной части Сибири осуществлялась
в двух основных направлениях: фактического
и перспективного развития производственных
связей хозяйственных структур, сложившихся
на Севере. Авторы одного из них полагали,
что освоение природных ресурсов Севера
должно опираться на технико-экономический
потенциал европейской части страны. Представлялось,
что северная зона Сибири в будущем станет
главной базой ресурсного обеспечения
традиционных индустриальных центров
страны. На основе этой концепции были
созданы проекты строительства широтных
железнодорожных линий – магистрализации
Сибири.
Иные
прогнозные оценки закладывались
в обоснование столь же широко
пропагандировавшихся проектов
сверхмагистрализации Транссиба
и строительства меридиональных
железнодорожных ответвлений от
него в северные районы Сибири. Сторонники
сверхмагистрализации считали, что в будущем
промышленный пояс Транссиба станет главной
базой хозяйственного освоения севера
Сибири.
Планово-проектная
практика железнодорожного строительства
в Сибири складывалась под воздействием
этих двух противостоящих друг другу концепций.
В 1930 – 1940-е гг. главной доминантой ее развития
являлись идеи магистрализации Сибири.
В середине 1950-х гг. была проведена коренная
коррекция прежнего курса – главные усилия
сосредоточились на развитии провозопропускных
мощностей Транссиба. К зоне Транссиба
были адаптированы проекты магистрализации,
разрабатывавшиеся применительно к северным
районам Сибири. Сооружение линии Тюмень
– Тобольск – Сургут – Уренгой стало
реализацией проектов развития меридиональных
ответвлений от Транссиба.
Одним
из ценных итогов проектной
подготовки железнодорожного строительства
на севере Сибири и Дальнего
Востока, выполненной в 1930 –
1940-е гг., является создание эмпирической
изыскательской базы, которая сделала
возможным переход на новую, более высокую
ступень обоснования перспективных направлений
развития железнодорожной сети.
Современная
транспортная система Сибири
и Дальнего Востока характеризуется
локализацией ее наиболее развитых
составляющих (железнодорожная и автомобильная
сеть) в зоне экономического воздействия
построенного на рубеже XIX – ХХ вв. Транссиба.
Северные пространства Сибири и Дальнего
Востока находятся в прежнем состоянии
“транспортной пустыни”. Экономический
кризис, обрушившийся на страну и Сибирь
в результате так называемых реформ, отдалил
вероятность реализации проектов транспортного
строительства, разрабатывавшихся в предшествующий
период, на неопределенное, но явно продолжительное
время. Сибирь и Дальний Восток остаются
регионами, уровень транспортного обеспечения
которых находится на крайне низких отметках
в России и мире.
Всего
за советский период
было построено свыше 65
тыс.км. новых железных
дорог. Они сильно
расширили главную
полосу хозяйственного
освоения нашей страны.