Развитие железных дорог в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:01, реферат

Описание работы

Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая с 1887 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

     Перспективы  транспортного и хозяйственного  значения Северного морского  пути имели широчайший спектр  оценок: от нулевых до самых  высоких. Сторонники последних видели в Северном морском пути единственно возможную транспортную артерию, способную эффективно решить проблемы хозяйственно-природных ресурсов обширных территорий севера Сибири и Дальнего Востока. Взаимоисключающим точкам зрения противостояла идея, которая признавала важность и перспективность Северного морского пути и вместе с тем обосновывала необходимость основе железнодорожного строительства на Севере транспортных проблем региона.

     Проектная  разработка железнодорожной сети  в северной части Сибири осуществлялась в двух основных направлениях: фактического и перспективного развития производственных связей хозяйственных структур, сложившихся на Севере. Авторы одного из них полагали, что освоение природных ресурсов Севера должно опираться на технико-экономический потенциал европейской части страны. Представлялось, что северная зона Сибири в будущем станет главной базой ресурсного обеспечения традиционных индустриальных центров страны. На основе этой концепции были созданы проекты строительства широтных железнодорожных линий – магистрализации Сибири.

     Иные  прогнозные оценки закладывались  в обоснование столь же широко  пропагандировавшихся проектов  сверхмагистрализации Транссиба  и строительства меридиональных  железнодорожных ответвлений от  него в северные районы Сибири. Сторонники сверхмагистрализации считали, что в будущем промышленный пояс Транссиба станет главной базой хозяйственного освоения севера Сибири.

     Планово-проектная  практика железнодорожного строительства  в Сибири складывалась под воздействием этих двух противостоящих друг другу концепций. В 1930 – 1940-е гг. главной доминантой ее развития являлись идеи магистрализации Сибири. В середине 1950-х гг. была проведена коренная коррекция прежнего курса – главные усилия сосредоточились на развитии провозопропускных мощностей Транссиба. К зоне Транссиба были адаптированы проекты магистрализации, разрабатывавшиеся применительно к северным районам Сибири. Сооружение линии Тюмень – Тобольск – Сургут – Уренгой стало реализацией проектов развития меридиональных ответвлений от Транссиба.

     Одним  из ценных итогов проектной  подготовки железнодорожного строительства  на севере Сибири и Дальнего  Востока, выполненной в 1930 –  1940-е гг., является создание эмпирической  изыскательской базы, которая сделала возможным переход на новую, более высокую ступень обоснования перспективных направлений развития железнодорожной сети.

     Современная  транспортная система Сибири  и Дальнего Востока характеризуется  локализацией ее наиболее развитых  составляющих (железнодорожная и автомобильная сеть) в зоне экономического воздействия построенного на рубеже XIX – ХХ вв. Транссиба. Северные пространства Сибири и Дальнего Востока находятся в прежнем состоянии “транспортной пустыни”. Экономический кризис, обрушившийся на страну и Сибирь в результате так называемых реформ, отдалил вероятность реализации проектов транспортного строительства, разрабатывавшихся в предшествующий период, на неопределенное, но явно продолжительное время. Сибирь и Дальний Восток остаются регионами, уровень транспортного обеспечения которых находится на крайне низких отметках в России и мире.

       

Всего за советский период было построено свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Они сильно расширили главную  полосу хозяйственного освоения нашей страны. 
 

                                                                                                                                                          

Информация о работе Развитие железных дорог в России