Развитие просвещения в период правления Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 06:29, реферат

Описание работы

Царствование Александра 1 составляет эпоху в деле развития и особенно в деле организации народного образования в России. В 1802 г. было учреждено особое Министерство народного просвещения. Шестеро из членов Главного правления училищ назначались вместе с тем попечителями шести «полос», или «округов», на которые делилась вся империя по отношению к учебному управлению.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (10).docx

— 24.38 Кб (Скачать)

Попечитель  был обязан жить в том городе, где находится университет. Ректоры  и деканы остались выборные, но власть Совета была ограничена. Судебные функции  были вовсе отняты у университета; административные и хозяйственные  дела по-прежнему ведались Правлением, но начальником его был не совет, а попечитель.

Попечителю  принадлежал и надзор за дисциплиной  в университете; инспектор студентов  из выборного и ответственного перед  Советом лица превратился в чиновника, назначаемого попечителем, и притом не из профессоров, а из посторонних  университету «военных или гражданских  служащих».

Студентам дана была форма. Богословие, церковная  история и церковное право  сделаны обязательными предметами для всех факультетов. «Авторитарный» Устав 1835 г. не помешал, однако, расцвету университетов.

В связи с переполнением аудиторий  – отношение к студентам совершенно изменилось. Прежде был дорог каждый студент; ему платили, смотрели сквозь пальцы на его большие и малые  грехи, всячески поощряли его научное  рвение, чтобы довести его до окончания  курса и получить в нем нужного  работника. Теперь, был установлен комплект в 300 студентов для каждого университета.

Принимая  эту меру, правительство прямо  признавало, что было бы лучше, если бы «дети благородного сословия искали преимущественно, как потомки древнего рыцарства, службы военной перед  службой гражданской».

В 1849 г. должность ректора перестала быть выборного; министру было предоставлено увольнять деканов и назначать их помимо выборов.

В 1850 г. деканам предписано было наблюдать, «чтобы в содержании программ (представляемых каждым профессором перед началом занятий) не укрылось ничего несогласного с учением Православной Церкви или с образом правления и духом государственных учреждений», а также следить за тем, чтобы чтения соответствовали программам; о малейшем отступлении, «хотя бы и безвредном», они были обязаны доводить до сведения ректора.

Государственное право европейских держав, «потрясенных внутренними крамолами и бунтами  в самых основаниях своих», было исключено из предметов университетского преподавания (1849). Та же участь постигла в 1850 г. и философию, которая была признана бесполезной, за исключением логики и психологии.

Чтение  этих последних наук было поручено профессорам богословия, которые  должны были «сроднить» их с истинами Откровения. Значительно увеличена  была плата за слушание лекций. Следующая  таблица показывает, как изменялось число студентов университетах в последние годы дореформенной эпохи. 

  УНИВЕРСИТЕТЫ  
ГОДЫ С-Пб. Московский Харьковский Казанский Киевский Дерптский ИТОГО
1836 299 441 332 191 203 536 2002
1847 733 1198 523 368 608 568 3998
1848 731 1168 525 325 663 604 4016
1849 503 902 415 303 579 544 3246
1850 387 821 394 309 553 554 3018

Информация о работе Развитие просвещения в период правления Александра I