Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 06:29, реферат
Царствование Александра 1 составляет эпоху в деле развития и особенно в деле организации народного образования в России. В 1802 г. было учреждено особое Министерство народного просвещения. Шестеро из членов Главного правления училищ назначались вместе с тем попечителями шести «полос», или «округов», на которые делилась вся империя по отношению к учебному управлению.
Попечитель был обязан жить в том городе, где находится университет. Ректоры и деканы остались выборные, но власть Совета была ограничена. Судебные функции были вовсе отняты у университета; административные и хозяйственные дела по-прежнему ведались Правлением, но начальником его был не совет, а попечитель.
Попечителю принадлежал и надзор за дисциплиной в университете; инспектор студентов из выборного и ответственного перед Советом лица превратился в чиновника, назначаемого попечителем, и притом не из профессоров, а из посторонних университету «военных или гражданских служащих».
Студентам дана была форма. Богословие, церковная история и церковное право сделаны обязательными предметами для всех факультетов. «Авторитарный» Устав 1835 г. не помешал, однако, расцвету университетов.
В
связи с переполнением
Принимая эту меру, правительство прямо признавало, что было бы лучше, если бы «дети благородного сословия искали преимущественно, как потомки древнего рыцарства, службы военной перед службой гражданской».
В 1849 г. должность ректора перестала быть выборного; министру было предоставлено увольнять деканов и назначать их помимо выборов.
В 1850 г. деканам предписано было наблюдать, «чтобы в содержании программ (представляемых каждым профессором перед началом занятий) не укрылось ничего несогласного с учением Православной Церкви или с образом правления и духом государственных учреждений», а также следить за тем, чтобы чтения соответствовали программам; о малейшем отступлении, «хотя бы и безвредном», они были обязаны доводить до сведения ректора.
Государственное
право европейских держав, «потрясенных
внутренними крамолами и
Чтение
этих последних наук было поручено
профессорам богословия, которые
должны были «сроднить» их с истинами
Откровения. Значительно увеличена
была плата за слушание лекций. Следующая
таблица показывает, как изменялось
число студентов университетах в
последние годы дореформенной эпохи.
УНИВЕРСИТЕТЫ | |||||||
ГОДЫ | С-Пб. | Московский | Харьковский | Казанский | Киевский | Дерптский | ИТОГО |
1836 | 299 | 441 | 332 | 191 | 203 | 536 | 2002 |
1847 | 733 | 1198 | 523 | 368 | 608 | 568 | 3998 |
1848 | 731 | 1168 | 525 | 325 | 663 | 604 | 4016 |
1849 | 503 | 902 | 415 | 303 | 579 | 544 | 3246 |
1850 | 387 | 821 | 394 | 309 | 553 | 554 | 3018 |
Информация о работе Развитие просвещения в период правления Александра I