Развитие просвещения в период правления Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 06:29, реферат

Описание работы

Царствование Александра 1 составляет эпоху в деле развития и особенно в деле организации народного образования в России. В 1802 г. было учреждено особое Министерство народного просвещения. Шестеро из членов Главного правления училищ назначались вместе с тем попечителями шести «полос», или «округов», на которые делилась вся империя по отношению к учебному управлению.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (10).docx

— 24.38 Кб (Скачать)

     Развитие  просвещения в  период правления  Александра I 

Царствование  Александра 1 составляет эпоху в деле развития и особенно в деле организации народного образования в России. В 1802 г. было учреждено особое Министерство народного просвещения. Шестеро из членов Главного правления училищ назначались вместе с тем попечителями шести «полос», или «округов», на которые делилась вся империя по отношению к учебному управлению.

В трех округах (Московском, Виленском и Дерптском) университеты уже существовали; в трех других (Казанском, Харьковском, Петербургском) их предстояло еще учредить, что считалось одною из главных задач попечителей этих округов.

Уже в 1804 г. были основаны университеты в Казани и в Харькове; в то же время получили высочайшее утверждение Устав Московского, Харьковского и Казанского университетов и Устав учебных заведений, подведомых университетам.

В Петербурге в том же 1804 г. был учрежден Педагогический институт, преобразованный в университет лишь в 1819 г. Университетский устав 1804 г. на бумаге обещал очень много. Профессора составляли Совет – автономную корпорацию, выбиравшую ректора и деканов; эти выборные лица заведовали хозяйственными делами в «правлении».

Организация преподавания была отдана всецело в  распоряжение Совета. Ближайший начальник, попечитель, жил в Петербурге, далеко от университета. Для своих членов университет имел собственный суд.

Очень скоро, все добрые намерения Устава 1804 г. оказались иллюзией. Выборы отменялись, ученые степени раздавались по усмотрению попечителя. Не богаты были новые университеты и слушателями: в первое десятилетие их существования студентов насчитывалось всего по нескольку десятков, и только со второго десятилетия число студентов в новых университетах стало переходить за сотню (в старом Московском университете в 20-х гг. числилось от 700 до 900 студентов).

Дворяне отдавали своих детей преимущественно  в военные школы; кто заботился  не столько о карьере, сколько  о хорошем воспитании, тот помещал  детей в частные пансионы.

В университет поступали, главным  образом, те, кто хотел быть учителем, – а педагогическое поприще мало кому казалось привлекательным. Даже казенные стипендиаты старались всячески уклониться от учительской службы.

С 1804 г. начинается постепенное преобразование главных народных училищ в гимназии и основание новых гимназий. Губернские училища или гимназии предполагалось иметь в каждом губернском городе, причем наблюдение за гимназиями было предоставлено университетам.

В уездном училище уже не учили  тому, что преподавалось в приходском; в гимназии предполагалось известным  то, чему, учили в уездном училище. В приходской школе учили Закону Божию, чтению, письму и арифметике; в уездном училище, кроме этих предметов, преподавались геометрия, география, история, начатки физики и естественной истории. В гимназии ни Закон Божий, ни русский язык уже не проходились; этим освобождалось место для целого ряда новых предметов, входящих в наше время в состав университетского курса (логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия).

Расширены были программы физико-математических и естественных наук; преподавались  также коммерция и технология. Гимназия становилась путем в  университет, а университет обещал в будущем обер-офицерский чин. В 1809 г. вышел знаменитый указ, требовавший от всякого желавшего получить чин коллежского асессора выдержания экзамена в университете.

Все это, однако, не очень содействовало  процветанию гимназий и университетов, тем более что с течением времени, когда ослабели либеральные веяния начала царствования, правительство  стало открывать «благородные пансионы»  не только при гимназиях, но даже и  при университетах; такой пансион  при Петербургской гимназии был  превращен на время в привилегированное  «высшее училище», уравненное в правах с университетом.

Сама  программа преподавания также изменяется; главной целью гимназии признается подготовка молодых людей к жизни, а не к слушанию лекций в университетах. В гимназиях вводится преподавание Закона Божия, значительно усиливается  преподавание языка русского, исключаются  науки философские и общественные. К гимназии присоединяются три низших класса, чем устраняется необходимость предварительного прохождения курса в приходском и уездном училищах и уничтожается отмеченная выше преемственность учебных заведений; разрывается связь низшей и средней школы, остающихся разобщенными и до наших дней.

В 1817 г., когда совершились все эти перемены, была введена плата за учение в учебных заведениях Петербургского округа, а с 1819 г. она стала вводиться и в других округах. Число гимназий и уездных училищ и учащихся в них в самом конце царствования Александра 1 видно из следующей таблицы: 

Учебные округа Гимназии. Учащиеся

в них:

Уездные училища. Учащиеся

в них:

Петербургский 10 791 62 3300
Московский 11 787 76 5257
Виленский 5 2075 47 8807
Харьковский 12 685 86 8020
Казанский 10 685 66 4090
 

Следовательно, всех гимназий было 48 с 5491 учениками, а  уездных училищ – 337 с 29479 учениками. К этому следует прибавить  учебные заведения, занимавшие середину между гимназиями и университетами, а именно Высшее училище в Петербурге, Ярославский лицей (Ярославское  Демидовское высших наук училище), лицей  Кременецкий, Нежинское высшее училище (Гимназия высших наук), Коммерческое училище в Таганроге, одесский Ришельевский лицей.

Всего в этих шести училищах было 1308 учеников. В Петербургском округе число  учащихся в гимназиях во второй половине царствования Александра I даже несколько  уменьшилось. 

Развитие  просвещения в  период правления  Николая I

Царствование Николая 1. Исключительные условия, при которых вступил на престол император Николай I, весьма скоро сказались на судьбах учебного дела. Уже в 1826 г. был учрежден Комитет устройства учебных заведений, с целью ввести единообразие в учебную систему и затем «воспретить произвольные преподавания учений по произвольным книгам и тетрадям».

Новый устав, обнародованный в 1828 г., касался приходских и уездных училищ, гимназий и частных учебных заведений. Общий характер реформы выясняется из следующих слов докладной записки, представленной министром народного просвещения, адмиралом Шишковым: «При назначении постепенности учебных заведений должно иметь в виду потребности тех состояний, которые должны получить в них окончательное образование… Приходские училища должны у нас существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; уездные – для купечества, обер-офицерских детей и дворян; гимназии – преимущественно для дворян».

Член  Комитета гр. Ламберт находил, что  дети, принадлежащие к разным сословиям, не могут быть воспитываемы вместе.

В 1830 г. были утверждены Общее Положение и Устав для военных учебных заведений, в силу которых губернские кадетские корпуса имели целью «доставление возможности малолетним дворянам различных губерний воспитываться для службы военной» вблизи их семейств.

В течение 30-х и 40-х гг. шло увеличение числа кадетских корпусов (при  Александре 1 их было всего три) и  было образовано Главное управление военно-учебных заведений.

Гимназии  остались общесословными учебными заведениями и при Николае I, но «для устранения вредной смеси» при них устраивались «благородные пансионы». Одна губерния за другой ходатайствовали об открытии «дворянских институтов», т.е. пансионов с гимназическим и притом сокращенным курсом.

Появились особые 5-классные дворянские училища (гимназии по Уставу 1828 г. имели семь классов) – нечто вроде прогимназий; из 100 учеников дворянских училищ довершал свое образование в гимназии только один.

Открытие  пансионов и институтов «для благородных» при гимназиях шло так быстро, что в 1849 г. их было уже 47 (в течение последующих 15 лет новых пансионов было открыто всего 4). Были, кроме сословных предубеждений, еще другие причины, побуждавшие дворян определять детей в кадетские корпуса или в благородные пансионы.

По  Уставу 1828 г. состав предметов, преподаваемых в гимназиях, был совершенно изменен. Центром тяжести занятий, проект Устава предполагал сделать древние языки, причем на латинский язык назначалось во всех классах 70 часов, на греческий – 50.

С этим не согласился император Николай 1 и в окончательной редакции Устава на долю латинского языка было оставлено 39 часов, на долю греческого – 30 часов.

При этом, отчасти вследствие недостатка в учителях с соответственным образованием, греческий язык (преподавание которого начиналось с IV класса) вводился сначала лишь в немногих гимназиях, а в остальных – часы, назначенные на греческий язык, делились между математикой и новыми языками. Но и в таком виде курс гимназий казался слишком «трудным», и это способствовало стремлению дворян определять своих детей в благородные пансионы, где дозволялось проходить «учебные предметы, ближе принадлежащие к образованию высшего сословия»: во многих таких пансионах было введено преподавание французского языка, танцев, музыки, фехтования, верховой езды.

В общем, однако, несмотря на реформу  в курсе гимназий, несмотря на увеличение платы за обучение, потребность русского общества в образовании в 30-х и 40-х гг. сделалась настолько значительной, что число учащихся в гимназиях, падавшее в конце царствования Александра 1 и в начале царствования Николая I, стало опять возрастать. Это  не замедлило вызвать опасения.

При Николае I было уже второе повышение  платы за обучение в гимназиях. В 1844 г. из гимназий устранены последние остатки философских и общественных наук, уцелевшие после реформы 1828 г.

В 1848 году попечитель Петербургского учебного округа Мусин-Пушкин предложил разделить  гимназический курс, начиная с IV класса, на два отделения: одно –  для тех, кто готовится перейти  в университет; другое – для желающих из гимназий идти прямо на службу.

Впоследствии  классическая система была еще более  ослаблена; греческий язык был оставлен лишь в девяти гимназиях университетских  городов (для подготовки в студенты филологического факультета).

Вместо  греческого языка новым министром (князем Ширинским-Шахматовым) были введены (в некоторых гимназиях) естественные науки, которые, как выражался министр, «составляют потребность современного образования, преподаются в военно-учебных заведениях и институтах и могут ощутительно облегчить подробное и основательное изучение естественных наук для студентов физико-математического и медицинского факультетов».

Знание  греческого языка в России стало  такою редкостью, что в 1856 г. министр был вынужден разрешить прием в студенты историко-филологического факультета Казанского университета молодых людей, не знавших греческого языка.

Из  высших учебных заведений вновь  открыты в царствование Николая I в 1831 г. Технологический институт в Петербурге ив 1834 г. университет Св. Владимира в Киеве. В 1835 г. издано было новое Положение об управлении округов, которым университеты были устранены от заведования гимназиями, директора гимназий – от заведования низшими школами. Вслед за тем издан новый университетский Устав, покончивший с фикцией академической свободы.

Информация о работе Развитие просвещения в период правления Александра I