Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:58, реферат
В первой половине XIX века процесс разложения феодализма в России носил крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических условий огромной по территориальным масштабам страны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостников во главе с царским самодержавием.
Введение….… ……………………………………………………….. .3
Глава I. Развитие промышленности в первой половине XIX в.….. .5
Глава II. Развитие транспорта …………. ………………………… .15
Глава III. Итоги развития транспорта и промышленности. ……. .. 17
Заключение... …………………………………………………………20
Список литературы…. ……………………………………………….22
Итак, итогом полувекового развития российской экономики этого периода стало значительное расширение масштабов товарно-денежных отношений, усиление торговых связей между различными регионами страны вследствие развития транспорта, появление качественно новых особенностей функционирования рынка в направлении его дальнейшей капитализации. Однако до полного исчерпания феодализма в России дело еще не дошло, так как, несмотря на желание довольно существенных сил, не поддавался
реформированию.
Заключение
Итак, мы рассмотрели особенности развития внутренней и внешней
торговли России, а также транспорта на протяжении первой половины XIX века.
Каковы же основные выводы в этом отношении?
Во-первых, время 1801-1850 годов стало временем становления единого национального рынка России. Критерием, позволяющим дать подобную оценку, является, к примеру, согласованность изменения уровня цен на те или иные товары в различных регионах России в тот период.
Система взаимосвязанных местных рынков, которую в это время уже представлял внутренний рынок страны в целом, включала три сферы
торговли - периодическую (ярмарочную и базарную), стационарную и развозно-разносную.
Причем, вследствие примерно равномерного развития ярмарочной, базарной, лавочной и развозно-разносной торговли на протяжении большей части первой половины XIX века относительное значение отдельных сфер российского рынка радикально не изменилось. Роль периодических форм торговли оставалась ведущей, и только во второй трети XIX века удельный вес стационарной торговли увеличился.
Отдельные сферы внутреннего рынка при этом мало конкурировали между собой и потому не подавляли, а скорее дополняли друг друга на основе разделения сфер деятельности: стационарная торговля обслуживала преимущественно город, а развозно-разносная и периодическая - деревню.
Важно заметить, что внутрероссийскому рынку было присуще единство, несмотря на то, что он, являясь весьма сложным и громоздким организмом, создавал условия для широкого распространения многоступенчатой
посреднической торговли, а также, вследствие этого, замедленного товарооборота.
Это единство обеспечивалось складыванием специализации хозяйств
отдельных районов страны, формированием территориального разделения труда.
Здесь важно заметить, что образование единого внутрероссийского рынка ещё не означало победы капиталистических отношений, а лишь, по-видимому, совпало со складыванием в недрах феодально-крепостнической экономики России базиса нового хозяйственного уклада и содействовало его развитию.
В первой половине XIX века были заложены основы дальнейшего
формирования единого товарного рынка России и его преобразования в единый капиталистический. Факторами этих процессов и стали углубление общественного и территориального разделения труда, а также прогресс в области транспорта и передачи информации.
В это время российская экономика продолжает интегрироваться в
мировую. Развиваются экспортные отрасли торговли. В первую очередь - хлебная.
Свои торговые обороты увеличивают черноморские и балтийские порты страны (как я уже указал, за полвека они возросли в 50 раз), развивается торговля с Европой (лидирующее место здесь принадлежало Англии), Азией (торговля здесь по-прежнему сохранялась преимущественно в меновой и караванной форме), Америкой (посредством торговых договоров и
деятельности Российско- Американской компании, главным предметом импорта в Россию отсюда постепенно стал хлопок).
К основным проблемам, возникавшим в это время у России в отношении развития международной торговли, стоит отнести неконкурентоспособность отечественных товаров в сравнении в дешевыми и качественными импортными, а также часто возникавшие факты притеснения российских торговцев за рубежом, выражавшиеся, к примеру, в накладывавшихся на российские суда дополнительных таможенных пошлинах (корабельных
сборах).
Итак, в целом первую половину XIX века можно оценить как период значительного качественного и количественного роста внутренней и
внешней торговли, чему в значительной степени способствовало развитие транспорта, период серьёзного шага вперед к дальнейшему капиталистическому развитию российской экономики, шага в том числе и со стороны власти (вспомним первые годы торгового либерализма в период правления Александра I), а следовательно и к дальнейшему укреплению позиций России на международной арене, в международной торговле, что в свою очередь неизбежно ведёт к дальнейшему внутреннему росту.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.А.Федосов “История СССР” М.,1992.
2. Н.Н.Хмелевский “История экономических учений. Экономическая история России” М.,1995.
3. “История Отечества” под ред. Г.З.Иоффе, В.И.Додонова М.,1992.
4. “История России” под ред. Ш.М.Мунчаева М.,1993.
5. Н.А.Троицкий “Лекции по русской истории XIX века” Саратов,1994.
6. “Краткое пособие по истории” под ред. А.П.Корелина М.,1992.
1 "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.
2. "История экономики" ( М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический проект", 2001 год.
3. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) -
Мос-ква, 1998 год.
4. "Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX века" (Б.Н. Миронов) - Ленинград, 1981 год.
Информация о работе Развитие промышленности и транспорта в первой половине XIX века в России