Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Дореволюционную историю потребительской кооперации России можно подразделить на два периода: первый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции; второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.
Эффективным
рычагом выполнения программы стали
научно-практические конференции, первая
из них – «Потребительская кооперация
– социально ориентированная
система» - положила начало новой эры
в истории потребительской
Конференции стали неотъемлемой частью работы потребкооперации нового тысячелетия, массовым явлением. В 2002 году они охватили 37 регионов, и в них участвовало более 6 тысяч человек.
В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации отмечает два юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза в Международном кооперативном альянсе. Эти этапные события знаменуют собой новый виток в развитии потребительской кооперации в России, ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением. 105 лет назад создание Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью защищать интересы российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.
Сегодня
Центросоюз России стал признанным хозяйственным
и идейным центром
Руководство Центросоюза, проявив стойкость и преданность своему делу, профессионализм, новаторство, не только смогло сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею борьбы с бедностью, за социальное благополучие людей. Реализация данного направления позволила потребительской кооперации поднять свой авторитет среди населения и органов власти, повысить эффективность социально-экономической деятельности и позволила занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе достойное место, соответствующее ее потенциалу.
Важным шагом в реализации социальной миссии потребительской кооперации стало создание газеты «Российская кооперация». Газета с первого дня была призвана стать проводником кооперативной идеологии, новых мыслей, опыта лучших организаций и новых методов работы. Ее тираж в настоящее время составляет порядка 100 тысяч экземпляров.
Сегодня
потребительская кооперация обслуживает
более 30 млн. человек, в основном жителей
сельских регионов, из них 10 млн. – пайщики.
В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских
обществ, объединенных в 74 республиканских,
краевых и областных
Для
улучшения жизни и быта сельского
населения кооперативные
Начиная с 1999 года потребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства – торговле, заготовках, производстве, улучшается финансовое состояние кооперативных организаций. Решаются многие социальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу на условиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысяч новых рабочих мест.
Для
активизации и координации
Большие задачи стоят перед потребительской кооперацией в текущем году. Государство намечает создать благоприятные условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, что обострит конкурентную среду для потребительской кооперации. Потребуется задействовать все резервы и преимущества кооперации, чтобы устоять и выйти на новые рубежи.
Опорными пунктами в реализации социальной миссии потребительской кооперации, выполнении рекомендаций научно-практических конференций стали кооперативные магазины, превратившиеся в важную составную часть социальной инфраструктуры села. 2002 и 2003 годы объявлены в системе потребительской кооперации России «Годом магазина». Помимо торговли, магазины осуществляют закупки сельхозпродукции, производимой в хозяйствах населения, способствуют удовлетворению потребностей жителей сел и деревень в услугах, обеспечении работой, выполняют другие функции с учетом требований ХХI века. В соответствии с новыми функциями магазин представляет мини-потребительское общество, становится главным действующим лицом потребкооперации на селе. С учетом этого проводится учеба заведующих магазинами и продавцов, повышение их квалификации, организуется обмен опытом работы, слеты, конкурсы. В 2002 г. в Центросоюзе был проведен Всероссийский слет-семинар работников торговли потребкооперации, в котором участвовали лучшие представители этой профессии из 59 республик, краев и областей России.
Борьба
с бедностью многопланова. Это, прежде
всего, повышение занятости населения,
создание новых рабочих мест, которые
открываются при расширении объемов
производства, освоении новых видов
услуг. Это закупка всей продукции,
предлагаемой с личных подворий, продажа
товаров в отдаленных деревнях по
единым для района ценам, льготы для
ветеранов, инвалидов, малообеспеченных
многодетных семей и многоe-
Откликаться на нужды людей – без этого кооператор не оправдывает своего гордого имени. Парикмахерские и аптеки, пункты проката и мастерские по ремонту бытовой техники, сепараторы и зернодробилки, ритуальные услуги уже не отдельные эпизоды в работе.
Потребительская кооперация, созданная народом и служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части - сельского населения.
Важную роль в повышении доходов селян играет расширение у них закупок сельскохозяйственных продуктов, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод. Поставлена задача, и она должна неукоснительно решаться, чтобы вся произведенная и предлагаемая населением продукция была закуплена. Особое внимание уделяется организации закупок и переработки молока, выпечке хлеба и булочных изделий в домашних условиях, особенно в глубинных населенных пунктах. Широкое распространение должно получить использование надомного труда, особенно для обеспечения работой инвалидов, домохозяек, престарелых.
Принимаются меры по внедрению малых производств, в том числе мельниц, крупорушек, зернодробилок, цехов по сепарированию молока, производству гвоздей, столярных и других изделий.
Деятельность потребительской кооперации по развитию социальной сферы села была одобрена на парламентских слушаниях Федерального Собрания Государственной Думы в декабре 2002 года.
Большой вклад в дело развития потребительской кооперации России вносят кооперативные учебные заведения, где обучается 160 тысяч человек по 55 специальностям, и Межвузовский ученый совет.
За минувший год удалось установить тесные связи с Русской Православной церковью и другими традиционными религиями. Все религии учат добру и состраданию к ближнему – и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.
Очевидным является тот факт, что на любом уровне – национальном и международном – кооперативное движение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активно занимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста. Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях.
Генеральная Ассамблея ООН в мае 2001 года, рассматривая вопрос «Кооперативы и процесс социального развития», одобрила деятельность Центросоюза РФ по реализации социальной миссии потребкооперации, включая меры по борьбе с бедностью и оказанию помощи малообеспеченным пайщикам.
Кооперативы основаны на таких ценностях, как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство и солидарность. Опираясь на традиции своих основателей, члены кооперативов верят в этические ценности, среди которых честность, открытость, социальная ответственность и забота о ближних.
Кооперативы
имеются во всех государствах. Они
объединяются в национальные и международные
союзы. Самый крупный из них —
Международный кооперативный
За
годы своего существования кооперативы
зарекомендовали себя как конкурентоспособные
предприятия, не менее эффективные,
чем иные рыночные структуры. В основе
процветания кооперативной
В условиях глобализации кооперативная модель достойно выдерживает испытание на прочность. Создаются новые кооперативные предприятия в области информационных технологий. На первое место в кооперативах выходит социальная сфера деятельности: предоставляется помощь малоимущим слоям населения, создаются новые рабочие места, в работу активно вовлекаются женщины и молодежь.
Кооперативы действуют во всех сферах. Они занимаются переработкой и сбытом сельхозпродукции, кредитованием, страховым и банковским делом, жилищным строительством, транспортом, производством товаров, торговлей, оказывают самые разнообразные социальные услуги.
Во многих странах кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.
Основные
цели МКА — содействовать
МКА
в настоящее время переживает
серьезный период изменений, как
в руководстве, так и в определении
стратегии. Идет процесс, направленный
на более тесное сотрудничество с
институтами Европейского Союза, в
частности, с Координационным комитетом
европейских кооперативных
В
настоящее время стратегия
Очень важно, что кооперативы не являются инструментом общественной политики. Однако основная задача кооперативного движения - добиться от правительств такого же отношения к кооперативам, как к другим рыночным структурам. Это необходимо для создания благоприятных условий развития и роста автономных кооперативов. В этом отношении принципиальна деятельность Международной организации труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций (ООН) в области сотрудничества с МКА в рамках установления политики, определяющей роль государств по отношению к кооперативам.
Последние
полвека Организация
Информация о работе Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России