Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

Дореволюционную историю потребительской кооперации России можно подразделить на два периода: первый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции; второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.

Работа содержит 1 файл

Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России.docx

— 33.82 Кб (Скачать)

  Эффективным рычагом выполнения программы стали  научно-практические конференции, первая из них – «Потребительская кооперация – социально ориентированная  система» - положила начало новой эры  в истории потребительской кооперации. Она дала ответ на вопрос, какой  должна быть потребительская кооперация России, чтобы соответствовать требованиям  ХХI века, определила кооперативную модель хозяйствования – единство социальной и хозяйственной  деятельности.

  Конференции стали неотъемлемой частью работы потребкооперации нового  тысячелетия, массовым явлением.  В 2002 году они охватили 37 регионов, и в них участвовало более 6 тысяч человек.

  В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации  отмечает два  юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза  в Международном кооперативном альянсе.   Эти  этапные  события знаменуют собой новый виток в  развитии потребительской кооперации в России,  ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением. 105 лет назад создание  Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью   защищать интересы  российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.  

  Сегодня Центросоюз России стал признанным хозяйственным  и идейным центром потребительской  кооперации, активным членом Международного кооперативного альянса.

  Руководство Центросоюза, проявив  стойкость и преданность своему делу, профессионализм, новаторство, не только смогло сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею  борьбы с бедностью, за социальное благополучие людей. Реализация данного направления позволила  потребительской кооперации поднять свой авторитет среди  населения и органов власти, повысить эффективность социально-экономической деятельности и позволила занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе достойное место, соответствующее ее потенциалу.

  Важным  шагом в реализации социальной миссии потребительской кооперации стало  создание газеты «Российская кооперация».   Газета с первого дня была призвана стать проводником кооперативной идеологии, новых мыслей, опыта лучших организаций и новых методов работы. Ее тираж в настоящее время составляет порядка 100 тысяч экземпляров.

  Сегодня потребительская кооперация обслуживает  более 30 млн. человек, в основном жителей  сельских регионов, из них 10 млн. – пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских  обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов.

  Для улучшения жизни и быта сельского  населения кооперативные организации  взяли на себя восстановление в селах  и деревнях сферы обслуживания, создали  около 20 тыс. предприятий, цехов и  пунктов  по оказанию бытовых услуг населению, 8 тыс. пунктов по приему и переработке молока; открыто свыше 1000 аптек, аптечных пунктов и киосков,  ветеринарных аптек. Сфера бытовых услуг становится самостоятельной отраслью.

  Начиная с 1999 года потребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства – торговле, заготовках, производстве, улучшается финансовое состояние кооперативных организаций.  Решаются многие социальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу на условиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысяч новых рабочих мест.

  Для активизации и координации работы по решению проблемы занятости населения  Центросоюз РФ  заключает Соглашения с Министерством труда и социального развития РФ, предусматривающие совместные действия по организации общественных работ в организациях  потребкооперации. Аналогичные соглашения заключаются между кооперативными организациями  и органами Минтруда по вопросам занятости населения на местах. Как показывает практика, такая совместная работа во многих регионах дает хорошие результаты.

  Большие задачи стоят перед потребительской  кооперацией в текущем году. Государство  намечает создать благоприятные  условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, что обострит конкурентную  среду для потребительской кооперации. Потребуется задействовать все резервы и преимущества кооперации, чтобы устоять и выйти на новые рубежи.

  Опорными  пунктами в реализации социальной миссии потребительской кооперации, выполнении рекомендаций научно-практических конференций  стали  кооперативные магазины, превратившиеся в важную составную часть  социальной инфраструктуры села.  2002 и 2003 годы объявлены в системе потребительской кооперации России «Годом магазина». Помимо торговли, магазины  осуществляют закупки сельхозпродукции, производимой в хозяйствах населения, способствуют удовлетворению потребностей жителей сел и деревень в услугах, обеспечении работой, выполняют другие функции с учетом требований ХХI века. В соответствии  с новыми функциями магазин представляет мини-потребительское общество,  становится главным действующим лицом потребкооперации на селе. С учетом этого проводится учеба заведующих магазинами и продавцов, повышение их квалификации, организуется обмен опытом работы, слеты, конкурсы.  В 2002 г. в Центросоюзе был  проведен Всероссийский слет-семинар работников торговли потребкооперации, в котором участвовали лучшие представители этой профессии из 59  республик, краев и областей России. 

  Борьба  с бедностью многопланова. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые  открываются при расширении объемов  производства, освоении новых видов  услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа  товаров в отдаленных деревнях по единым для района ценам, льготы для  ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и многоe-многое другое. И что важно: эта деятельность кооператоров  имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало.

  Откликаться на нужды людей – без этого  кооператор не оправдывает своего гордого  имени. Парикмахерские и аптеки,  пункты проката и мастерские по ремонту бытовой техники, сепараторы и зернодробилки, ритуальные услуги уже не отдельные эпизоды в работе.  

  Потребительская кооперация, созданная народом и  служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно  стремиться  создавать все условия для   роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части  - сельского населения.

  Важную  роль в повышении доходов селян  играет расширение у них закупок  сельскохозяйственных продуктов, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод. Поставлена задача, и она должна неукоснительно решаться, чтобы вся  произведенная и предлагаемая населением продукция была закуплена. Особое внимание уделяется организации закупок  и переработки молока, выпечке  хлеба и булочных изделий в  домашних условиях, особенно в глубинных  населенных пунктах. Широкое распространение  должно получить использование надомного  труда, особенно для обеспечения  работой инвалидов, домохозяек, престарелых.

  Принимаются меры по внедрению малых производств, в том числе мельниц, крупорушек, зернодробилок, цехов по сепарированию  молока, производству гвоздей, столярных  и других изделий.

  Деятельность  потребительской кооперации по развитию социальной сферы села была одобрена на парламентских слушаниях Федерального Собрания  Государственной Думы в декабре 2002 года.

  Большой вклад в дело развития потребительской  кооперации России вносят кооперативные  учебные заведения, где  обучается  160 тысяч человек по 55 специальностям,   и Межвузовский ученый совет.

  За  минувший год удалось установить тесные связи с Русской Православной церковью и другими традиционными  религиями. Все религии учат добру  и состраданию к ближнему – и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.

  Очевидным является тот факт, что на любом  уровне – национальном и международном  – кооперативное движение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий  момент гражданское общество и деловой  мир активно занимаются созданием  новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста.  Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях. 

  Генеральная Ассамблея ООН в мае 2001 года, рассматривая вопрос «Кооперативы и процесс социального  развития», одобрила деятельность  Центросоюза РФ по реализации социальной миссии потребкооперации, включая меры по борьбе  с бедностью и оказанию помощи малообеспеченным пайщикам.

  Кооперативы основаны на таких ценностях, как  взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство и солидарность. Опираясь на традиции своих основателей,  члены кооперативов верят в этические ценности, среди которых честность, открытость, социальная ответственность и забота о ближних.

  Кооперативы имеются во всех государствах. Они  объединяются в национальные и международные  союзы. Самый крупный из них —  Международный кооперативный альянс. Это крупнейшая неправительственная  организация. В 1946 году МКА получил  консультативный статус при ООН, а теперь он в числе других организаций  имеет высший консультативный статус в Совете экономического и социального  развития ООН (ЭКОСОС) и является членом Комитета ООН по содействию и развитию кооперативов (КОПАК).

  За  годы своего существования кооперативы  зарекомендовали себя как конкурентоспособные  предприятия, не менее эффективные, чем иные рыночные структуры. В основе процветания кооперативной формы  деятельности лежит забота о членах, а не личная выгода. Благодаря своей  гибкости кооперативы отвечают постоянно  меняющимся потребностям людей даже в сложной экономической, социальной и политической обстановке.

  В условиях  глобализации кооперативная модель достойно выдерживает испытание на прочность. Создаются новые кооперативные предприятия в области информационных технологий. На первое место в кооперативах выходит социальная сфера деятельности: предоставляется помощь малоимущим слоям населения, создаются новые рабочие места, в работу активно вовлекаются женщины и молодежь.

  Кооперативы действуют во всех сферах. Они занимаются переработкой и сбытом сельхозпродукции, кредитованием, страховым и банковским делом, жилищным строительством, транспортом, производством товаров,  торговлей,  оказывают самые разнообразные социальные услуги.

  Во  многих странах  кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.

  Основные  цели МКА — содействовать международному кооперативному движению, представлять и защищать интересы кооперации в  мире, развивать экономические и  другие связи между членами МКА, пропагандировать кооперативные ценности и принципы, отстаивать демократию, социальный прогресс, мир и безопасность во всем мире.

  МКА в настоящее время переживает серьезный период изменений, как  в руководстве, так и в определении  стратегии. Идет процесс, направленный на более тесное сотрудничество с  институтами Европейского Союза, в  частности, с Координационным комитетом  европейских кооперативных ассоциаций (ККЕКА).

  В настоящее время стратегия развития МКА базируется на следующих приоритетах: четкое определение глобальных стратегических проблем, что делает МКА объединенной и глобальной организацией; кооперативная  идентичность; работа с членскими  организациями; развитие; международное  представительство МКА; защита кооперативного движения.

  Очень важно, что кооперативы не являются инструментом общественной политики. Однако основная задача кооперативного движения - добиться от правительств такого же отношения к кооперативам, как  к другим рыночным структурам. Это  необходимо для создания благоприятных  условий развития и роста автономных кооперативов. В этом отношении принципиальна  деятельность Международной организации  труда (МОТ) и Организации Объединенных Наций (ООН) в области сотрудничества с МКА в рамках установления политики, определяющей роль государств по отношению  к кооперативам.

  Последние полвека Организация Объединенных Наций уделяла большое внимание развитию кооперативного движения в  мире, неоднократно заслушивала  доклады о социально-экономической роли кооперативов в улучшении  положения широких слоев населения в развивающихся и развитых странах.  Соответствие стратегии кооперативов целям Организации Объединенных Наций в области развития в новом тысячелетии, признание кооперативов как социально значимой структуры, нашло отражение в провозглашенном ООН  девизе празднования в 2003 г. Дня кооперативов ООН: Кооперативы – путь к реальному развитию.

Информация о работе Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России