Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Дореволюционную историю потребительской кооперации России можно подразделить на два периода: первый, охватывающий 1864-1904 гг., когда потребительская кооперация развивалась в условиях капитализма свободной конкуренции; второй - с 1905 по 1917 г., когда это развитие шло уже в условиях монополистического капитализма, накануне Октябрьской социалистической революции.
Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России.
Дореволюционную
историю потребительской
Первый период характеризуется медленным развитием потребительской кооперации. Рабочие были еще связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны.
Напуганное размахом стачечного движения царское правительство в 1886 г. запретило выдачу заработной платы натурой через лавки фабрикантов и заводчиков. Поэтому харчевые лавки стали прикрывать кооперативной вывеской. Деятельность зависимых обществ потребителей, насаждаемых предпринимателями, вызывала у рабочих законный протест и неприязнь; рабочие называли такие кооперативы «грабиловками».
Россия была аграрной страной, однако в силу сохранения пережитков крепостничества долгое время крестьянские кооперативы оставались весьма малочисленными
Кооперативное движение потребителей оживилось только с начала 90-х годов, когда наметился бурный промышленный подъем и новый, пролетарский этап освободительного движения. Ускорилось развитие потребительской кооперации в деревне.
Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 общества потребителей, из них 654 было закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества. Из 227 рабочих обществ 224 были зависимыми и лишь 3 - независимыми.
В России существовала сложная процедура утверждения устава каждого вновь организуемого кооператива. По ходатайству кооператоров в 1897 г. правительство утвердило нормальный (типовой) устав потребительского общества. С этого момента уставы стали утверждаться на местах губернаторами, что несколько облегчило создание новых обществ потребителей.
В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губернии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации, создание которого было запрещено царским правительством. Первым председателем бюро (правления) союза был избран полковник - известный московский кооператор Н. П. Гибнер (1858-1924), а председателем ревизионной комиссии - экономист, профессор И. X. Озеров (1869- 1942).
В
отличие от западноевропейских стран,
в которых создавались два
национальных центра кооперации, т. е.
общество оптовых закупок и
Во втором периоде, начало которого совпало с первой русской революцией 1905-1907 гг., развитие потребительской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские выкупные платежи с крестьян за землю. Вместе с тем монополии искусственно попытали цепы на товары, пользующиеся спросом у рабочих и крестьян. За первые тринадцать лет XX в. цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917 г. - более чем в 6 раз.
За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914 г. функционировало 10080. Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства. С 3 до 100 увеличилось количество независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым. В независимых потребительских кооперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой. В члены кооператива могли вступить рабочие любого предприятия данной местности, но не принимались представители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно. Активнее проводили эти кооперативы массовые, культурно-просветительные мероприятия.
По инициативе МСПО в 1912 г. был учрежден Московский народный банк, ставший кредитным центром всех видов дореволюционной кооперации и сыгравший существенную роль в развитии кооперативного движения в стране. Уже тогда МСПО осуществлял и внешнеторговые функции. Позднее он открыл сеть своих контор в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и других городах.
Потребительская кооперация в годы первой мировой войны развивалась в обстановке невиданного роста цен на товары. Правительство привлекало кооперацию к заготовкам продуктов для снабжения армии. Товары распределялись среди населения по карточкам.
После Февральской революции 1917 г. в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения. Уже к концу указанного года в стране действовало 35 тыс. потребительских кооперативов. Общее число членов-пайщиков превысило 11,5 млн. человек, их обслуживало примерно 50 тыс. кооперативных лавок. Имелось более 400 местных союзов потребительских обществ. Крупным союзным объединением являлся Закупсбыт - Союз сибирских кооперативных союзов. МСПО был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). Эта сеть лавок, обществ и союзов представляла собой налаженный хозяйственный аппарат.
В
дореволюционной экономике
Кооперативы вели конкурентную борьбу с частными торговцами за свою долю в общей массе прибылей и способствовали уменьшению расходов своих членов на приобретение товаров. Определенная часть прибыли потребительских обществ после уплаты налогов зачислялась в их основной и запасный капиталы, другая часть распределялась между членами кооперативов - по паям и забору товаров. Поэтому требовался учет забора (покупок) товаров каждым пайщиком в течение года, и для этого кооперативы применяли один из трех способов: 1) запись продавцом сумм покупок в членскую книжку пайщика и особую книгу в лавке; 2) выдача пайщику специальной марки с указанием суммы покупки при расплате за товар в лавке; 3) внесение пайщиком в кооператив заранее денежного аванса, выдача ему чековой книжки и оплата им покупок в дальнейшем чеками.
Каждый из способов позволял потребительскому кооперативу подсчитать забор товаров. Но кто больше покупал? Конечно, зажиточные слои населения, которые преобладали среди членов кооперативов. Следовательно, и большая часть выгод от кооперативной деятельности доставалась им. Основная масса бедноты оставалась вне кооперации.
Развитие потребительской кооперации сдерживалось политическим бесправием народа. Объясняя причину малочисленности кооперативов в стране, В. И. Ленин в 1903 г. писал, что их «до тех пор будет мало, покуда не будет политической свободы».[4]
Волна кооперативного движения в 1915—1917 гг. из центральных районов докатилась до Сахалина и Камчатки. Однако в таких национально-колониальных окраинах империи, как Средняя Азия и Казахстан, кооперативы встречались исключительно редко. Это объяснялось колониальной политикой царского самодержавия, господством докапиталистических общественных отношений, неграмотностью значительной части населения.
Кооперативная демократия была разновидностью господствующей демократии, хотя и сравнительно привлекательной. В дореволюционный период было проведено 32 собрания уполномоченных МСПО. Съезды и собрания кооперативов созывались и на местах. В органах управления и контроля потребительской кооперации принимали участие и ее рядовые члены, что развивало самодеятельность масс. Большая заслуга кооперации состояла в том, что проводилась разнообразная культурно-просветительная работа. Союзы издавали книги и журналы, инструктировали кооперативных работников, организовывали курсы по подготовке служащих.
В
потребительских обществах
2.
Социально-экономическое
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней властей. В царское время правительство неодобрительно относилось к кооперации и всячески сдерживало ее развитие. Тем не менее, она стремительно росла, причем даже быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной.
В первые годы советской власти государство широко использовало потребительскую кооперацию для снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости. Чуть ли не поголовно все граждане считались ее членами. Но затем, хотя и формально, был восстановлен ее организационно-правовой статус, но она была превращена в огосударствленную систему, утратившую присущие ей кооперативные принципы и ценности.
Государство командовало потребкооперацией, как государственной структурой, распоряжалось ее имуществом, как своей собственностью.
В 1935 году по решению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам. Потребкооперация лишилась двух третей своей собственности.
Однако она выстояла, проявила свою жизненность, а накануне радикальных реформ в 1991 году представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.
Но изменение политического строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, поворот страны к рыночной экономике вызвали огромные потери в потребкооперации, многие кооперативные организации оказались без собственных оборотных средств. Были нарушены налаженные хозяйственные связи. Накапливались огромные долги и убытки, объемы деятельности многократно сократились. Начавшаяся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. Потребкооперация утратила более половины своей материальной собственности. Существенную роль в деле сохранения потребкооперации сыграло принятие в 1992 году Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который при всех его недостатках, определив правовой и социально-экономический статус организаций потребительской кооперации, дал возможность сохранить систему.
В 1997 и 2000 годах вышли еще два закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового положения, демократизацию, повышение роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей.
Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.
В январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное постановление Правительства «Вопросы потребительской
кооперации Российской Федерации», согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.
Наряду с этим было рекомендовано органам исполнительной власти оказывать организациям потребкооперации соответствующую поддержку, в том числе предоставлять льготы в налогообложении, оплате энергоресурсов, возмещать расходы по доставке товаров в отдаленные сельские магазины и т.д.
Ситуация, сложившаяся к 1998 году в потребительской кооперации, потребовала коренного изменения организации работы кооперативов. Со всей остротой встал вопрос о необходимости новой стратегии – стратегии выживания и поиска новых путей в кооперативной деятельности.
Первый
шаг в этом направлении был
сделан на 119-м общем Собрании представителей
потребительских обществ РФ в 1998
году. Собрание утвердило Программу
стабилизации и развития потребительской
кооперации на 1998 – 2002 годы, которая
предусматривала повышение роли
пайщиков, более полное использование
имеющихся резервов, обеспечение
безубыточной деятельности, возрождение
и развитие сферы бытового обслуживания,
оптовой торговли. Все эти направления
явились основой для
Информация о работе Развитие потребительской кооперации в дореволюционной России