Развитие пенитенциарной системы и органов юстиции в Российской империи в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:30, лекция

Описание работы

С 1697 г. в законодательстве начинает прослеживаться внимание молодого государя к состоянию тюрем в местах ссылки колодников. В течение последующих 4 лет в наказах вновь назначенным сибирским воеводам предписывалось составить статейный список заключенных с указанием их вин, показаний данных под пыткой и длительностью отбытого наказания, отослав его в Москву на имя царя. Из указов этих лет мы узнаем, что внешний облик острога ничем не изменился по сравнению со временами Соборного Уложения, он по-прежнему представлял собою двор со стоячим тыном и необходимое количество изб.

Работа содержит 1 файл

История УИС 2.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     В царствование Екатерины II в России появляются два новых типа пенитенциарных учреждений: рабочий и смирительный дома, как бы подхватывающие нереализованные идеи Петра I, желавшего учредить цухтгаузы. Заключению в рабочий дом подлежали воры и мошенники, которым надлежало «работами для общества потребными», отработать присвоенную ими сумму с процентами, а также (в случае рецидива) процентами в пользу рабочего дома. Для содержания людей «непотребного и невоздержанного жития» в 1775 г. вновь создавались смирительные дома. Оба учреждения находились в ведении Приказа общественного призрения и в дальнейшем за недостатком у последнего средств были фактически слиты в единые рабоче-смирительные дома.

     4. Органы юстиции в XVIII в.

     Осознавая недостатки организации судебного  дела в России, Петр I пытался отделить судебную власть от административной, а также установить строгую иерархическую судебную систему. Для борьбы со злоупотреблениями судей на органы юстиции распространялся принцип коллегиальности. В тоже время Петр Великий даже не пытался отменить действовавший в отечественном правосудии принцип сословности, означавший, что каждое сословие судится особым судом или, по крайней мере, в особом порядке.

     Высшей  судебной инстанцией в Российском государстве  оставался царь (император). Другим высшим судебным стал Сенат (1711 г.). В 1712-1718 гг. в структуру Сената входила Расправная палата, ранее функционировавшая в рамках Боярской думы. Только Сенат мог пересматривать её решения. Подавать жалобы на решения самого Сената запрещалось под страхом смертной казни. Жалобы на решения коллегий и канцелярий поступали через руки состоявшего при Сенате генерал-рекетмейстера, определявшего какие из них будут рассмотрены сенаторами.

     Будучи  высшим судом страны, Сенат одновременно являлся и судом первой инстанции  по политическим и должностным преступлениям.

     Важнейшим центральным органом следствия  и суда по политическим преступлениям  стала главная канцелярия, учрежденного Петром I, Преображенский приказ. Из числа поступивших в Преображенский приказ изветов (доносов) выбирались те, что имели политический характер. Извет мог быть сделан доносчиком и устно в присутствии свидетелей. Обвиняемый, отрицавший вину, трижды подвергался пытке на дыбе. Сходность сказанного на всех трех пытка считалось доказательством правильности показаний. Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. С компетенцией Преображенского приказа во многом совпадала компетенция Тайной канцелярии (1718-1726), занимавшейся расследованием государственных преступлений в Петербурге и округе.

     Судебными полномочиями обладали и все учрежденные Петром Великим в 1717 г. коллегии, заменившие приказную систему. Согласно Генеральному регламенту (1720 г.) коллегии состояли из общего собрания членов во главе с президентом (присутствия) и канцелярии, ведущей делопроизводство. В наследие от приказной системы коллегиям досталась практика осуществлениями ими судебных функций находящихся в сфере деятельности коллегий. Так Камер-коллегия занималась преступлениями против казны. Мануфактур-коллегия разбирала преступления, совершенные рабочими и членами цехов.

     Дела  Поместного, Сыскного, Земского и судных приказов отошли к Юстиц-коллегии. Эта коллегия являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих местных судов, а также руководила их деятельностью. В 1721 г. из Юстиц-коллегии выделилась Вотчинная коллегия, разбиравшая земельные и иные споры между дворянами.

     Помимо  коллегий судебными функциями наделялись и иные центральные органы власти. Главный магистрат был высшей судебной инстанцией для городского посадского населения. Суд над духовенством и населением церковных вотчин, начиная с 1701 г. находился в ведении Монастырского приказа. Учрежденный в 1721 г. Синод – высший орган церковного управления принял на себя и судебные функции. К юрисдикции церковного суда относились религиозные преступления (святотатство, богохульство и пр.), семейные дела, преступления духовенства и иски в отношении духовных лиц. На местах представители духовенства судились в консисториях при епархиальных архиереях.

     На  местном уровне после упразднения  в 1702 г. губных старост уголовное и гражданское судопроизводство перешло в руки воевод с выборными от дворянства. Реформа местных судов была произведена в 1719 г. по шведскому образцу. Местный суд состоял из двух инстанций: нижних судов и надворных судов.

     К нижним судам относились:

     - провинциальный суд, состоявший  из обер-ландрихтера и асессоров,  которому было подсудно сельское  население;

     - городской суд.

     Уже в 1722 г. вместо нижних судов были созданы  новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и нескольких асессоров. В удаленные от центра города воевода назначал судебного комиссара.

     Надворные суды или гофгерихты (1719-1727), действовавшие в 11 городах5 стали центрами первых российских судебных округов. Надворные суды имели коллегиальное устройство  и возглавлялись назначаемым царем президентом. За деятельностью надворных судов надзирали прокуроры. В качестве суда первой инстанции надворные суды рассматривали доносы фискалов. В их компетенцию входило утверждение приговоров, осуждавших на смертную казнь и каторгу. Апелляционной инстанцией для надворных судов являлась Юстиц-коллегия.

     Таким образом, к концу эпохи петровский преобразований судебная система, хотя и сохранила сословность, приобрела более четкую структуру: нижние суды – надворные суды – Юстиц-коллегия – Сенат.

     Для управления жизнью торгово-ремесленного и посадского населения городов  Петр I в 1699 г. создал бурмистерские (земские) избы, имевшие и судебные функции. Эти учреждения были подчинены Бурмистерской палате (с 1700 г. - Ратуше) в Москве. Целью реформы было повышение доходов с городов, страдавших от самоуправства воевод. Содержание городских органов самоуправления возлагалось на самих горожан. В 1720 г. во главе городского самоуправления стал Главный магистрат, имевший статус коллегии. В отдельных городах создавались подведомственные ему магистраты,  оной из основных функций которых был суд над торгово-ремесленным и посадским населением. Судом второй инстанции для горожан были провинциальные магистраты, а высшей инстанцией – Главный магистрат, утверждавший в частности все смертные приговоры, вынесенные нижестоящими судами.

     Очень многие начинания Петра Великого в сфере организации местных  органов юстиции потерпели неудачу. В судах процветала волокита. Не хватало профессиональных кадров. Способные дворянские дети предпочитали более престижную военную службу.

     В 1727 г. созданная Петром I судебная система была разрушена. Надворные суды ликвидировались. Суд на местах был возложен на губернаторов и воевод, с правом обжалования их решений в Юстиц-коллегии. В 1728 г. магистраты, сохранявшие свои судебные функции, были повсеместно переименованы в ратуши и подчинены воеводам6. В эпоху Дворцовых переворотов контроль за органами власти, в том числе и судебной со стороны Сената и генерал-прокурора заметно ослаб, что привело к росту казнокрадства, взяточничества и произвола в центре и на местах.

     В 1775 г. Екатериной II была проведена крупная реформа в сфере местного управления и суда. Для проведения губернской реформы Особой комиссией  был разработан  законодательный акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Сосредоточение всех функций власти на местах в руках губернаторов и воевод было признано неудобным. Реформа 1775 г. предполагала разукрупнение губерний. К концу правления Екатерины II их стало 50 вместо прежних 23. Губернии делились на уезды. Провинции ликвидировались.

     Реформа 1775 г. создала новую систему местных  судов. В губернии:

     - Палата уголовного и Палата  гражданского суда (для всех сословий). Обе палаты являлись апелляционными судами по делам, рассмотренными нижестоящими судами. Состав каждой из палат (председатель, два советника и два асессора) назначался Сенатом.

     - Совестный суд. Был призван разгрузить остальные суды от уголовных и гражданских дел, в которых имелась надежда добиться примирения сторон. К числу подобных дел относились тяжбы между родственниками, преступления безумных и совершеннолетних и т.п.).

     - Верхний земский суд. Являлся апелляционной инстанцией для уездных судов. Верхний земский суд и уездный суд рассматривали уголовные и гражданские дела дворян.

     - Губернский магистрат. Являлся апелляционной инстанцией для городовых магистратов. Губернский и городовой магистраты рассматривали уголовные и гражданские дела горожан.

     - Верхняя земская расправа. Являлась апелляционной инстанцией для нижних земских расправ. Рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков, однодворцев.

     В столицах создавались верхние и  нижние надворные суды, которым были подсудны чиновники и разночинцы.

     Нижний  земский суд, не смотря на свое название, лишь исполнял приговоры судов, а также проводил предварительное следствие по уголовным преступлениям. На него возлагалась основная полицейская функция — сохранять в уезде «благочиние, добронравие и порядок».

     Екатерина II, восхищавшаяся сочинениями просветителей, в том числе и идеей Ш. Монтескье о разделении властей на независимые друг от друга законодательную, и судебную, хотя и декларировала отделение суда от администрации, на деле не устранила их зависимости от наместников7, губернаторов и органов полиции. Места председателей губернских и уездных судов, а в большинстве случаев и заседателей, занимали представители дворянства.

     Реформа 1775, г. создавала в каждой губернии внушительный штат чинов прокурорского надзора. Это были губернский прокурор с двумя помощниками — «стряпчими» (уголовных и казенных дел). При каждом губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих. В каждом уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий. В большинстве случаев прокурор при местном суде существовал только на бумаге. Деятельность его сводилась к формальному надзору за соблюдением чиновниками законности.

     8 апреля 1782 г. реформа органов местного самоуправления получила продолжение благодаря принятию «Устава благочиния или полицейского». Устройство полицейского аппарата предусматривало появление нового местного органа власти в городах – управы благочиния, возглавляемой обер-полицмейстером. Управа благочиния охраняла порядок в городе, занималась исполнением распоряжений местной администрации и приговоров судов, а также выполняла некоторые судебные функции: проводила предварительное следствие и судила по мелким уголовным делам (кражи и мошенничества на сумму не более 20 руб.).

     Города  делились на части во главе с частным  приставом, канцелярия которого тоже носила название «части». Части были основными исполнителями судебных решений. При каждой части находился общегородской словесный суд по мелким гражданским тяжбам с устным, упрощенным судопроизводством и примирением тяжущихся сторон. Словесный судья выбирался горожанами.

     Новая система  местного управления имела  несколько существенных недостатков: требовала огромного количества подготовленных кадров, дорого обходилась казне, действовала крайне медленно, порождая волокиту.

     Павел I в 1796-97 гг. в значительной мере упростил систему местных органов власти. Особенно это коснулось органов юстиции. Им были упразднены надворные суды, все губернские сословные суды (верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы), а также нижние расправы. Уездный суд превратился в общесословный для всего населения уезда, кроме горожан. Из чинов местной прокуратуры остался только местный прокурор. Палаты гражданского и уголовного суда в каждой губернии были объединены в палату суда и расправы. Отныне апелляции из уездного суда и городового магистрата поступали в палату суда и расправы, находившуюся в губернском центре, а оттуда в Сенат.

     В городах в 1798 г. вместо управ благочиния были открыты ратгаузы, которым подчинялись городовые магистраты. В число их функций входили и судебные. С 1799 г. в губернских и уездных городах стали открываться ордонанс-гаузы, при которых находились военный cуд и тюрьма.

     Упрощение аппарата управления на местах вылилось в рост числа злоупотреблений. Правительству пришлось пойти на чрезвычайные меры, командировав сенаторов инспектировать губернии. Сенатские ревизии вскрыли всю неприглядность ситуации, как в сфере местного управления, так и в местных судах, однако справиться с волокитой и вопиющими нарушениями норм судопроизводства административными мерами не удалось. 

     Вопросы для самоподготовки.

     1. Какие государственные учреждения в первой половине XVIII ведали местами лишения свободы? (1/4 балла).

     2. Какие нормы, регламентирующие  условия содержания заключенных  появляются в первой половине  XVIII в.? (1/2 балла).

     3. Что  такое каторга? Когда  она появилась в России? (1/4 балла)

     4. Как и почему в течение XVIII в. менялась «география» каторги в России? (1/2 балла)

Информация о работе Развитие пенитенциарной системы и органов юстиции в Российской империи в XVIII в